Novorossia.org > Общество > Наши кельи с краю?

Наши кельи с краю?


10 сентября 2012

После публикации  материала «Православная политика против «политического православия»  развернулась горячая дискуссия по поводу возможности участия церкви в политической жизни общества. И вот 28 августа свой авторитетный ответ всем сторонам полемики дал Священный синод УПЦ. Но всегда ли «авторитетный» означает «неоспоримый»?

На своем последнем заседании 25 августа синод постановил «обратиться к православным гражданам в связи с предстоящими выборами в Верховную Раду Украины». Но 28 августа, когда вышло соответствующее обращение, подавляющее число членов синода уже давно разъехались по епархиям (а точнее, практически все - сразу же по окончании заседания). Следовательно, над текстом обращения работала узкая группа лиц, представляющих Киевскую митрополию (что уже случалось не раз, и мы помним утверждения архиереев о том, что они не ставили подписи под тем или иным обращением синода).

«В этот ответственный период мы считаем необходимым в очередной раз заявить, что Украинская Православная Церковь не является субъектом политического процесса, - утверждается в документе. - Церковь не участвует в политической борьбе, не ведет агитации за ту или иную политическую силу, того или иного кандидата. Миссия Церкви заключается в ином. Наш долг - проповедовать вечные Евангельские ценности и прилагать максимум усилий для их воплощения в жизнь. Церковь должна преображать мир, вести людей к Богу, к вечному блаженству в Царстве Славы. Именно с этой точки зрения мы, христиане, должны оценивать все явления общественно-политической жизни»

Итак, высокие церковные руководители в который раз заверяют, что УПЦ не является субъектом политического процесса. Но ведь политический процесс это не только предвыборная кампания. Вспомним «Звернення Священного Синоду УПЦ з нагоди скорботної дати - 75-ї річниці Голодомору 1932-1933 років в Україні». В нем голод 30-х признается геноцидом украинцев - понятием в высшей степени заполитизированным. Было и «Звернення щодо функціонування мов та загроз сепаратизму», подписанное предстоятелем УПЦ в те «оранжевые» годы, когда под сепаратизмом и угрозами нормальному «функціонуванню мов» подразумевалась конкретная известная политическая деятельность. Известны и другие обращения УПЦ политического характера.

Впрочем, и без того в первом же приведенном нами абзаце скрыты некоторые внутренние противоречия. C одной стороны, «Церковь не является субъектом политического процесса» , с другой - «Наш долг - прилагать максимум усилий для воплощения в жизнь Евангельских ценностей». Но разве этот «максимум» не предполагает одобрение деятельности политиков (политических сил), проповедующих такие ценности, и осуждение политической деятельности, попирающей их? В конце концов, не безмолвной же подразумевается обязательная «оценка христианами всех явлений общественно-политической жизни».

«Государство должно гарантировать открытый и прозрачный избирательный процесс, защитить граждан от всевозможных попыток ограничить их конституционное право на честные выборы», - наставляют высший политический институт общества «аполитичные» члены синода, чем вызывают следующий вопрос - а если власть не станет выполнять определенные высшим церковным органом обязанности по защите граждан, кто должен говорить «Б» после произнесенного синодом «А»?

Точно так же - на кого известные авторы обращения переложат ответственность за обличение тех участников предвыборной гонки, которые не выполняют следующих ее правил: «Участники выборов (как общественно-политические силы, так и отдельные кандидаты) должны вести борьбу за голоса избирателей достойными методами. Являются недопустимыми любое давление на избирателей, клевета на своих политических оппонентов, провозглашение несбыточных обещаний и тому подобное»

«Мы считаем своим пастырским долгом еще раз напомнить епископам и священникам Украинской Православной Церкви о недопустимости политической агитации с церковного амвона. Церковь должна объединять людей разных политических убеждений, и поэтому политические лозунги должны всегда оставаться вне церковной ограды», - обращается синод к священникам, тем самым как бы освобождая их от несения пастырских обязанностей за пределами храма. Возможно, потому некоторые идеологи обращения в свободное от службы Богу время предпочитают светские одежды (см. фото)?

«Мы уже неоднократно подчеркивали, что принципиально осуждаем так называемое «политическое православие», - вновь повторяется в документе словосочетание, смысл которого отказывается понимать даже Патриарх Московский Кирилл - между прочим, предстоятель церкви, к которой принадлежат и архиереи УПЦ. Церкви, которая согласно своей Социальной концепции оставляет за собой право «в случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти... призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Не правда ли, данное положение общецерковного документа РПЦ несколько диссонирует с утверждениями некоторых представителей УПЦ (самоуправляемой части РПЦ) о решительно аполитической природе церкви.

Церковь, безусловно, не должна быть участником партийных прочесов и межпартийных противостояний (хотя бы потому, что «партия» - от лат. pars - часть общества, а церковь не делит прихожан по партийному признаку). Из Социальной концепции РПЦ следует, что церковь должна быть над политическим процессом, а не в нем. Но разве это означает, что она - не субъект политики?

«Всех верных Украинской Православной Церкви призываем принять участие в голосовании. В день парламентских выборов мы должны прийти на избирательные участки и отдать свой голос за тех, кого считаем наиболее достойными. Сделать осознанный и ответственный выбор - это наш гражданский долг», - уверены в канцелярии Киевской митрополии, очевидно, не считая подобные призывы политическими и, видимо, «даже не догадываясь», что для немалой части избирателей (разочаровавшихся во всех действующих политиках) бойкот выборов - вполне осознанная политическая позиция. Кто-то может вообще не признавать выборную демократию в ее сегодняшнем виде (и процент таковых среди верных УПЦ заметно выше, чем по Украине в целом).

«Предвыборная кампания всегда является временем особой активности всех общественно-политических сил, временем обострения политической борьбы. К сожалению, эта борьба нередко превращается в противостояние, в котором стороны забывают о морали и достоинстве... Предвыборный процесс для нашего общества является важным экзаменом не только на политическое сознание и ответственность, но и на духовную зрелость. Он позволяет проверить, насколько глубоко проникли в наше общество Христовы заповеди. Чтобы с достоинством сдать этот экзамен, усилия должны приложить и государственная власть, и политические силы, и кандидаты в депутаты, и рядовые граждане», - наставляет украинская церковь уже общество в целом, одновременно выводя себя из круга тех, кто должен прилагать усилия для достойной сдачи экзамена на духовную зрелость. Не потому ли в обществе столь сильны ощущения, что экзамен будет в очередной раз провален?

Дмитрий СКВОРЦОВ