|
Как известно, в этом году отмечается 400-летие основания царского Дома Романовых. В рамках этого славного юбилея проходит ряд памятных мероприятий. На одном из них председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, общаясь с журналистами, сказал следующие слова: «Перспектива восстановления самодержавной власти Помазанника Божия находится в прямой зависимости от духовного развития общества. Народ должен быть духовно готов к монархии», сообщает Regions.ru.
Отец Всеволод также напомнил слова из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» о том, что изменение властной формы без одухотворения самого общества «неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей». Без духовной готовности народа к царской власти ее восстановление может оказаться карикатурным. «Идеи возрождения монархии иногда действительно обсуждаются в нашем обществе, о них упоминают политтехнологи, мысля монархию как средство захвата власти. Но такой вариант может плохо кончиться для России, потому что монархия должна быть следствием духовного подъема русского народа», - подчеркнул отец Всеволод.
Несколько позже в блоге, который ведет о.Всеволод, появилась запись на эту же тему, где сказано: «Многие православные верующие надеются на восстановление в стране монархии как более высокой религиозной формы государственного устройства, чем республика. Монархия – наиболее подходящая для России форма правления. Но стоит понимать, что народ должен быть готов к такой перемене духовно, иначе восстановление монархии может оказаться карикатурным и драматичным. Нельзя исключать возможности, что общество станет настолько духовным, что естественным путем перейдет к более высокой форме государственного устроения. При этом не стоит совершать попытки восстановить монархию, как "сиюминутный политический проект". Общество должно придти к этому постепенно, с моральным и духовным осознанием».
Прокомментировать эти слова отца Всеволода Чаплина корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «запрос» на монархию в современном российском обществе, безусловно, существует. «Но вот какая доля людей поддерживает идею восстановления монархии, должны показать тщательные социологические исследования», - сказал он.
«В России монархия была и исторически оправданной, и наиболее продолжительной формой правления. В разные эпохи она по-разному воспринималась, менялись ее административные формы, но сама идея монархии оставалась неизменной – это традиционная для России форма правления. И с духовной точки зрения она наилучшим образом сочетается с Христианством. Но ни в коем случае нельзя устраивать насилие над народом. Увы, антимонархическая пропаганда, развернувшаяся еще в конце XVIII века, достигшая огромного размаха в XIX и в начале XX, продолжается – и сейчас, хотя монархии давно уже нет, достигла грандиозных успехов. Народ до сих пор находится под влиянием этой пропаганды. И сейчас вряд ли можно ожидать, что народ в своей массе выберет монархию. Но эта тема должна широко обсуждаться, нужно показывать и сильные, и слабые стороны этой формы правления – как они проявились в истории. Напоминать, что любое человеческое устроение не может быть идеальным, но сама идея монархии очень высока, что она наилучшим образом подходит к менталитету русского народа. Это должна быть постоянная и продолжительная работа, которую нужно выполнять спокойно, обстоятельно, с бережным отношением к окружающим нас людям. Когда в результате этой работы переменится общественное мнение, тогда можно будет ставить вопрос и о восстановлении монархии. Но это, я думаю, дело совсем не близкого будущего», - считает пастырь.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, также согласился с отцом Всеволодом. «Надо помнить, что монарх это в первую очередь покровитель всех христиан "от океана до океана", как провозглашалось вселенскими Патриархами при поставлении первого русского Царя Иоанна Грозного. И народ при этом должен быть именно христианским народом. Только в этом случае между народом и монархом будет подлинное единство. Другого варианта не существует», - отметил священник.
«Действительно, - заметил отец Александр, – для нас монархическая форма правления является наиболее исторически оправданной. Это несомненно. И народ ощущает это на интуитивном уровне». Но пока, продолжил пастырь, «христиан у нас еще слишком мало, чтобы можно было всерьез говорить о монархии. Пока у нас не создастся мощная всенародная Церковь, говорить об этом нет никакого смысла. Пока надежда на это крайне мала».
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, признался, что сам он монархист, а потому убежден в том, что «единственное условие возрождения и спасения России – возвращение монархического строя». «Мы пришли к тому, что у нас никто ни за что не отвечает. В лучшем случае, Президент отвечает перед избирателями, - по крайней мере, должен отвечать. А Государь отвечает перед Богом за свой народ: за слезинку каждого ребенка, за каждый вздох немощного больного человека. И Государь это знает, если он действительно монарх. Это величайшая ответственность. Вопрос, найдется ли такой человек, так понимающий свою ответственность? Дотянет ли кто-нибудь до осознания себя монархом и монархической ответственности перед Господом? Если бы такое произошло, можно было бы думать о возрождении России», - сказал он.
«Сейчас, к сожалению, можно думать только о том, как выжить, чтобы было хотя бы не слишком душно и плохо. Как священник, я никаких хороших перспектив не вижу. Единственное, в чем я уверен, что вне монархии для России нет спасения. Напомню слова св. прав. Иоанна Кронштадтского, что Россия без Государя есть смердящий обезглавленный труп», - заключил отец Димитрий.
Ключевые Cлова: монархии, России, ndash, можно, народ, правления, может, слова, монархию, формы, должен, власти, форма, общества, сказал, наиболее, отвечает, перед, Александр, восстановление.
|
|