После нескольких громких скандалов, связанных Johnson & Johnson, о компании вновь заговорили.
10 марта 2011 г. управление FDA (США), которое занимается надзором за качеством медикаментов и пищевых продуктов, ввело на трех заводах компании (в Форт-Вашингтоне, Ланкастере и Пуэрто-Рико) внешний контроль за качеством выпускаемой продукции сроком на 5 лет.
Скандалы начались давно, но наиболее памятным оказался 2010-й, когда с начала года Johnson & Johnson добровольно отозвала из продажи более 50 образцов своей продукции — многие известные гигиенические и медицинские товары оказались удручающе некачественными. Опасные для здоровья изделия и препараты, по всей видимости, попадали и к нам — но об этом производители предпочитают громко не говорить.
Цианид как средство от головной боли
Самый «древний» из скандалов вокруг корпорации разразился еще в 1982 г. (когда она как раз готовилась к празднованию 100-летия) и вошел как в историю криминалистики, так и в учебники рекламы под интригующим названием «Поиски чикагского отравителя». 30 сентября того года газеты США сообщили о гибели семи жителей Чикаго, принимавших один из наиболее популярных в Америке болеутоляющих препаратов Tylenol (иначе говоря, банальный парацетамол). Предварительное расследование показало, что причиной смерти стало содержание в лекарстве цианида!
Johnson & Johnson потеряла сотни миллионов долларов — ее доля на американском рынке болеутоляющих средств упала с 37% практически до нуля! В результате расследования обнаружилось еще 40 упаковок с ядом вместо лекарства — но как цианид попал в коробки, остается тайной до сих пор. Вбросив миллионы долларов в изощренную агитационную кампанию, Johnson & Johnson (которой эксперты уже прочили финансовую смерть) удалось всего за год убедить общественность в своей непричастности к инциденту — уже к февралю 1983 г. продажи Tylenol достигли предкризисного уровня (кстати, сегодня он продается и в наших аптеках). Мифического «чикагского отравителя» так и не нашли — несмотря на то, что в расследовании были задействованы около 100 следователей, отработавших более 400 подозреваемых и собравших более 20 тыс. страниц показаний.
А партии препарата Tylenol пришлось отзывать и в 2009 г. (8 млн. бутылочек лекарства для детей и новорожденных), и в 2010-м — из-за омерзительного запаха и попадания в состав смеси пестицида! Поразительно, но в корпорации прекрасно знали о проблеме неприятного запаха еще в апреле 2008 г., но отзыв продукции инициировали только по требованию контролирующих органов — по прошествии 17 месяцев.
Халатность и пренебрежительное отношение к системам контроля качества на производственных площадях компании достигло такого масштаба, что в США управление FDA закрыло один из заводов корпорации в Форт-Вашингтоне.
Вводя контроль на трех заводах Johnson & Johnson на пять лет, компанию уведомили: в случае повторных нарушений ей грозят штрафы в размере от 10 млн. долл. в год. Дело дошло до конгресса, а в мае 2010 г. руководителей корпорации официально предупредили о возможности уголовного преследования — об этом сообщали многие издания во всем мире (например, американский еженедельник Bloomberg Businessweek), но в Украине скандальная новость осталась без внимания общественности.
Калечащие протезы
В 2003 г. компания DePuy Orthopaedics (дочернее предприятие Johnson & Johnson) предложила пациентам металлический протез тазобедренного сустава — рекламируя его как наиболее надежное, прочное и долговечное устройство, идеально подходящее даже для молодых людей.
К сожалению, многие пациенты так и не получили обещанной свободы движения. Напротив, вскоре после операции начинали испытывать сильную мышечную усталость, страшные боли в области голени и бедра, отдававшие в поясницу и колени. Боль не отступала даже по ночам. Причиной болевого синдрома оказался прославленный протез от Johnson & Johnson. В итоге многим пациентам пришлось перенести повторные («ревизионные») операции по замене дефектных протезов.
Более 1 тыс. граждан США подали коллективный иск на Johnson & Johnson за протезы DePuy ASR, требуя возмещения расходов на операции, компенсаций за перенесенные боли и страдания. И только 26 августа 2010 г. компания объявила о добровольном отзыве с рынка двух некачественных типов протезов ASR.
В суде Johnson & Johnson и DePuy всячески отрицают факт дефектности протеза, уверяя, что заботятся о здоровье своих клиентов. Но по данным британской медицинской статистики, на протяжении первых пяти лет использования дефекты выявлены в 12—13% имплантированных протезов ASR (во многих странах нормой считается выход из строя всего 3% подобных устройств за такой период времени).
Украинской статистики по данному типу медицинских устройств обнаружить не удалось, хотя протезы Johnson & Johnson продаются и у нас. Дилеры-продавцы утверждают, что компания ведет себя на украинском рынке так же, как и на рынках Европы и США, — добросовестно отзывает некачественную продукцию. Иные же фирмы продают в страны третьего мира по дешевке товары, не прошедшие в «цивилизованных» государствах клинических испытаний. Маркировка «запрещены к продаже в ЕС и США» означает, что медицинские корпорации фактически испытывают новые типы устройств на жителях Африки — и Украины.
Отечественные ортопеды осторожно замечают, что проблемы качества зависят не столько от фирмы-производителя, сколько от типа протеза. Так, металлические протезы без керамического покрытия, на основе сплава кобальта и хрома врачи использовать вообще не рекомендуют — как минимум это грозит токсическим отравлением.
Именно отравление ионами этих металлов, отмирание тканей вокруг суставов, и даже переломы костей стали причинами тысяч исков к Johnson & Johnson во всем мире. Британская ортопедическая ассоциация 9 марта 2011 г. опубликовала итоговый отчет по протезам ASR — после 6 лет использования дефекты выявлены в 49% «надежных и долговечных» устройств!
Массовые жалобы на поставку бракованных протезов — уже серьезное обвинение, но истцы утверждают, что компания DePuy продолжала активно рекламировать свои изделия даже после того, как в 2007 г. был зарегистрирован стремительный рост числа отказов протезов ASR.
На текущий момент компания Johnson & Johnson выделила 280 млн. долл. на замену дефектных протезов и пообещала возместить «издержки, связанные с диагностикой и лечением пациентов в разумных и обоснованных пределах». По последним оценкам, эта сумма может очень скоро возрасти до нескольких миллиардов долларов — но пока неизвестно, смогут ли воспользоваться компенсациями украинские больные.
Пластырь, несущий смерть
В 2002 г. корпорация вывела на рынок новинку — противозачаточный пластырь Ortho Evra, усиленно рекламируя его как удобную и безопасную альтернативу традиционным препаратам. Журнал Time назвал это средство «самым крутым изобретением» года. Тем не менее в 2005 г. в суды поступили первые иски потребителей с жалобой на то, что Ortho Evra провоцирует образование тромбов. Истцы утверждали, что корпорация годами водила за нос контролирующие органы и врачей, скрывая сведения о смертоносных побочных эффектах новинки.
По большинству из 4 тыс. исков по поводу пластыря корпорации удалось заключить мировое соглашение, не признавая при этом факт своей вины. Представители компании скупили несколько десятков доменов с такими названиями, как orthoevrokills.com или deathbypatch.com («пластырь убивает» или «смерть от пластыря»). Руководители Johnson & Johnson назвали такие методы «стандартной общепринятой практикой работы компаний, стремящихся защитить от посягательств свою репутацию».
Под давлением FDA корпорация Johnson & Johnson все-таки снабдила упаковки пластырей Ortho Evra предупреждающими надписями о возможных последствиях. Кстати, препарат «Евра» («ослабленный» вариант Ortho Evra) продается в нашей стране с апреля 2005 г.
Взятка — лучшая реклама
В последнее время из продажи изъяты контактные линзы, шприцы с препаратами и масса другой продукции Johnson & Johnson. По состоянию на 8 марта 2011 г. корпорация проводила 11 процедур отзыва продукции, что в 2 раза больше, чем у двух других фармацевтических гигантов — Procter & Gamble и Pfizer.
В апреле 2010 г., например, корпорация согласилась выплатить более 81 млн. долл. по федеральным и гражданским искам, связанным с незаконной рекламой средства от эпилепсии Topamax (вы легко найдете его в отечественных аптеках). Правительство США обвинило корпорацию в рекламировании данного препарата как средства лечения алкоголизма и биполярных расстройств без соответствующего разрешения FDA. Johnson & Johnson выплачивала деньги врачам за то, что те помогали ее торговым представителям продавать этот препарат и рекламировали его недоказанные свойства в частных беседах с коллегами.
19 августа 2010 г. корпорация отзывает несколько миллионов контактных линз 1-Day Acuvue TrueEye в Европе и Азии после жалоб клиентов на боли в глазах и их покраснение.
В декабре 2010 г. федеральный суд Миннеаполиса присудил Johnson & Johnson выплатить 1,1 млн. долл. 82-летнему пациенту как компенсацию за ущерб здоровью, нанесенный антибиотиком Levaquin. И речь идет только о первом судебном процессе, связанном с этим лекарством, а всего в американских судах рассматривается более 2600 таких претензий!
25 февраля 2010 г. федеральный суд Бостона признал обоснованность иска министерства юстиции США против Johnson & Johnson. По заявлению министерства, корпорация усиленно продвигала препарат Risperdal, используемый для лечения шизофрении, рекламируя его как средство терапии старческого слабоумия, хотя не имела на это разрешения и осознавала, что этот препарат повышает вероятность летального исхода в пожилом возрасте.
Эксперты признают: другой компании с подобными проблемами с качеством продукции в мире просто не существует. Но вот что удивительно — нашему потребителю обо всем этом ничего не известно!
И не удивительно: на протяжении нескольких десятилетий Johnson & Johnson регулярно обвиняют не только в сбыте дефектных товаров. Руководство корпорации не раз попадалось на тихой скупке своих бракованных товаров — это делалось только для того, чтобы избежать огласки в случае отзыва продукции. В компании не устают опровергать эти обвинения, в то же время 8 страниц ее годового отчета за 2010 г. посвящены описанию инициированных различными государствами (не Украиной, конечно) расследований деятельности корпорации.
Последнее время Johnson & Johnson стали обвинять и в выплате взяток и «откатов», а также в использовании сомнительных (с точки зрения закона) систем финансового стимулирования продаж медицинских препаратов и техники. И обвинения эти небезосновательны — если Johnson & Johnson согласилась заплатить 70 млн. долл. в рамках урегулирования обвинений в нарушении закона о коррупции за рубежом (FCPA), выдвинутых от Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). По данным расследования SEC, подразделения компании подкупали врачей в ряде европейских стран и давали взятки властям Ирака за заключение контрактов!
В ближайшее время ожидаются и результаты расследования Управления по борьбе с мошенничеством в крупных размерах Великобритании.
Но снова повторимся, компания «скромно» молчит о своих проблемах там, где на нее не давит общественность. На «замыливание» неприглядной подноготной и спасение имиджа выделяются астрономические деньги — медийный бюджет корпорации только на рынках Европы, Среднего Востока и Африки приближается к полумиллиарду долларов!
Но ведь глашатаи либеральной модели бизнеса и представители транснациональных корпораций не устают напевать нам: у большого капитала — большая социальная ответственность. Так когда же украинцы узнают от официального представительства Johnson & Johnson в своей стране всю правду о потребляемых товарах?
Марина МАРКОВА 2000.net.ua
|