С чувством благоговения и высоким осознанием духовной значимости Державного Крестного хода мы выступили в этот молитвенный поход. На одном дыхании прошли Одесскую епархию, пересекли Кировоградскую и Николаевскую области. Ощущение праздника и грядущих перемен к лучшему не покидало нас. Ни холодные дожди, ни ветер нам не мешали. Почти у каждого поселка вдоль Киевской трассы нас ожидали прихожане местных храмов и батюшки. Просили Царицу Небесную посетить их селения и города.
И вот, крестоходцы ступили на землю Черкасщины. Погода переменилась и стало по-настоящему весенней. Крестному ходу был оказан прекрасный приём в женском Свято-Георгиевском монастыре в с.Кочержинцы (Уманский район Черкасской обл.), где участникам был оказан радушный прием. Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) всем благочинным епархии благословил принять крестоходцев, как заведено в православном мире. Соответствующие монастыри и приходы выделили необходимые средства.
В воскресенье 13 апреля 2008 г., после Божественной Литургии, местные жители торжественно пронесли в Умань главные его святыни – иконы Божьей Матери " Державная ", «Афонская» и Ченстоховская " Победа Непобедимая ". Нескончаемым ручейком протекали уманчане под святыми иконами Царицы Небесной во время всего движения Хода по улицам старинного города. Крестным ходом подошли к Свято-Николаевскому Собору.
Каково же было удивление крестоходцев, когда уманский священник о. Александр (Самотуга), благочинный о. Иоанн (Жигилий) и несколько других священнослужителей отказались пустить участников Крестного хода в храм. При этом тех участников (в основном женщин), которые ранее подъехали к собору на автобусе, начали бесцеремонно выставлять на улицу. Стоит уточнить: было прохладно, а люди устали. Так поступили и с 70-летней женщиной, прошедшей путь от Одессы (это несколько сотен километров), женщина чуть не плакала, объясняя, как у нее болят ноги …
«Убрать царские иконы и державные флаги!», - таковым было распоряжение благочинного Собора. Оказывается для этих священников любовь и почитание православных к Святому царю Мученику Николаю Второму и к Святому благоверному царю великомученику Иоанну Грозному совершенно не волнует, даже раздражает. Их не остановило и то, что икона царя Иоанна IV - мироточивая, что свидетельствует о святости первого русского царя.
Люди были смущены, но смирились и подчинились требованиям благочинного. Начался молебен. Но он не скрывал своего раздражения от вида хоругви со святым царем Николаем II и, назначив другого священника служить молебен, пошел звонить владыке Софронию. По возвращении заявил, что кормить и принимать нас в Черкасской епархии не будут! Это показалось уж совсем странным: продукты были закуплены, один из спортзалов – поджидал… Переговоры между руководителями хода и принимающей (уже не принимающей) стороной продолжились. Один из уманских священников проговорился, что он боится украинских националистов. Крестоходцы тут же задали ему вопрос: " Батюшка, так вы кого больше боитесь, их или Бога?" Вопрос повис в воздухе.
Руководство Крестного хода просило оставить на ночь две большие иконы Царицы Небесной в храме, но получило категорический отказ: «Забирайте свои иконы и идите… на все четыре стороны».
Люди были в шоке, многие от обиды и непонимания священноначалием сути торжества плакали. Так оскорбить Божию Матерь! Такого позора Умань давно не видывала.
А царские флаги? Символы Державы Православной Руси Святой. Неужели священноначалие не желает восстановления единства православных народов Святой Руси и против единства Русской Православной Церкви? А может быть это - самодурство благочинного? Но требование было поставлено.
Богородицу «попросили» из храма! Позволив уманчанам приложиться к святыням, через головы молящихся, иконы перенесли в дом благочестивого христианина, где они остались на ночь под охраной казаков. К этому времени и спортзал распахнул свои двери. Но покой гости там обрели не надолго. Вскоре им объявили, что ночлег отменяется, что они сейчас же отправляются в Киев! Люди стали собирать вещи, выходить на улицу. Оказалось, что слух о ночном ходе на Киев – дезинформация… Многие уманчане, прослышав о возникшей проблеме, подъезжали к собору на машинах, приходили пешком, увозили и уводили крестоходцев к себе домой на ночлег. Всем хотелось заполучить гостя в дом.
На утро, после молебна перед иконами Божией Матери, возле закрытого на амбарный замок Собора, несколько сотен верующих - крестоходцы и уманчане прошли через центр Умани и с молитвой проводили Богородицу до выхода из города. На шоссе сотни горожан останавливали свои машины на обочинах и становились на колени перед иконами Божией Матери и царственных мучеников.
Крестный ход как луч света! Крестный ход идет и даже природа торжествует! Твари бессловесные птицы – вороны черные спустились на дорогу Киевской трассы, выстроились на белой линии посередине и кланялись Царице Небесной!
Крестный ход «Под звездой Богородицы» проходит по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по утвержденному маршруту, который не избирался произвольно. А руководство Крестного хода исполняет благословение, тем более, что сотни людей просили не менять маршрут потому, что в Черкасской епархии назревает раскол, а основная цель Крестного хода – способствовать единству Православной Церкви.
К вечеру 14 апреля Крестный ход дошел до монастыря всех Афонских святых с.Роги Манковского района. По словам настоятеля, секретарь Черкасской епархии его предупредил, что если он примет Крестный ход, то больше здесь служить не будет. Но как можно не принять Божию Матерь и людей, прошедших столь долгий путь и несущих на своих руках православные святыни. Тем более, что ему уже неоднократно грозили запретом за отказ проводить Богослужение на украинском языке. Наш богослужебный язык – только церковно-славянский!
О. Николай с паствой торжественно встретил Крестный ход на трассе у Поклонного креста на повороте в село. С ним также были священники из окрестных сел со своими прихожанами. Соборная колонна Крестного хода последовала через все село в монастырь, где был отслужен молебен Пресвятой Богородице.
Утром был отслужен молебен с акафистом. В нем принимало участие пять священников и множество верующих, наполнивших храм. Православные просили Царицу Небесную и господа Бога вразумить их, как должно поступить правильно.
С одной стороны, есть благословления святейшего Патриарха Алексия и Блаженнейшего митрополита Владимира на проведение Крестного хода. С другой стороны, есть противление священноначалия Черкасской епархии. Понимая всю меру ответственности, было решено бросить жребий о маршруте Крестного хода: идти по утвержденному маршруту через г. Черкассы или напрямую на Киев, минуя г. Черкассы. После длительной, коленопреклоненной, соборной молитвы, духовник Крестного хода - иеромонах Мелхиседек потянул одну из двух записок, лежащих под Державной иконой Божией Матери.
Жребий брошен – выпало идти через г. Черкассы (через райцентры Тальное, Звенигородку, Шполу, Смелу), по ранее утвержденному маршруту.
Представители местных братств приехали в монастырь и выразили желание сотен черкащан принять в своих домах крестоходцев, дать им кров, питание, горячую воду, а потом на какое-то время и самим присоединиться к Крестному ходу. Как можно не пойти им навстречу! С нескрываемой радостью был отслужен благодарственный молебен, и крестоходцы отправились в путь – исполнять волю Божией Матери.
Крестный ход по завету Христа своим апостолам будет проповедовать Евангелие повсеместно, а если какое селение не примет их, то «отрясут прах со своих ног» и пойдут дальше. И, как гласит Евангелие, горе будет месту тому!
Нам не по чину осуждать священноначалие, но рассуждать мы должны – ведь Церковь Христова в полноте своей соборности включает и народ православный. Народ вправе задать вопрос: «Куда, пастыри, вы нас ведете и в чем смысл вашего служения Христу и Божией Матери, которая до восстановления Богопомазанного Царя на Святой Руси, взяла управление Державой в свои руки?»
Православный должен быть монархистом, если священник не монархист – он не достоин стоять у престола Царя Царей. Кто против Царя – тот против Бога!