У украинских добровольческих батальонов начинаются большие неприятности. Их обвиняют в военных преступлениях. Причем не Россия или ДНР, а украинская власть и международные правозащитные организации.
Первые серьезные обвинения прозвучали на днях в адрес батальона «Айдар» от международной организации Amnesty International.
«Члены батальона территориальной обороны „Айдар“, действующего на севере Луганской области, причастны к массовым злоупотреблениям, среди которых похищения, незаконные задержания, жестокое обращение, кражи, вымогательства и возможные казни», — заявили в организации. Там утверждают, что в течение двух недель собирали сведения о деятельности «Айдара» в зоне АТО: опрашивали местных жителей, искали очевидцев.
«Полученные нами свидетельства указывают, что формально действуя под командованием объединенного штаба АТО в регионе, члены батальона „Айдар“ действуют фактически без присмотра и контроля, а местная милиция или не желает, или не способна реагировать на их злоупотребления», — говорят в организации.
По сведениям Amnesty International, бойцы батальона похищали местных мужчин, часто бизнесменов или фермеров, которых они обвиняли в сотрудничестве с сепаратистам. В конце докладчики призывают украинские власти отреагировать на преступления батальона и принять меры.
В докладе приводится пример: 25—27 августа члены батальона «Айдар» выкрали четверых шахтеров из Новодружеска, маленького городка на севере Лисичанска. Один из них, мужчина, который проходит курс химиотерапии, связанный с раком легких, рассказал Amnesty International, что 27-го он был возле своего дома, когда группа «Айдара» подъехала на микроавтобусе. Двое в камуфляже с автоматами подошли и приказали лечь на землю.
«Они сломали мне челюсть, один из них ударил меня ногой, замотали скотчем глаза и связали запястья. Они усадили меня в микроавтобус с моим соседом, везли 20 минут, потом завели в какую-то комнату. Держали меня там день. Дали воду, одно печенье и водили в туалет. Там было 12–15 задержанных, нам было запрещено разговаривать. Меня допрашивали дважды: где был? что делал? Но больше не били. Но других били, они кричали в соседних комнатах», — говорит мужчина. Потом его отвезли на стадион в Северодонецке и отпустили. В милиции в открытии дела отказали. Кто-то потом пытался снять деньги с карточки мужчины.
Киев отреагировал на обращение правозащитников весьма оперативно. В среду Виталий Ярема заявил, что уже расследуются преступления, совершенные против мирного населения Донецкой и Луганской областей военнослужащими добровольческих батальонов.
«У нас есть факты и уголовные производства, где представители добровольческих батальонов осуществляли правонарушения против местного населения», — заявил Ярема, добавив, что речь идет о разбойных нападениях и ограблениях мирных граждан Донбасса. Против каких именно батальонов возбуждены уголовные дела и на чем они основаны, в ГПУ говорить отказываются.
Напомним, что ранее обвинял батальоны в беспределе и губернатор Донецкой области Сергей Тарута. «Из Киева не видно, какую беду приносят некоторые батальоны, которые своими действиями ничем не отличаются от террористов», — говорил губернатор в интервью «Левому берегу».
Как рассказали «Вестям» члены подразделения, в воскресенье вечером на одном из блокпостов при въезде в город силовики изъяли у троих айдаровцев оружие, тепловизор и около 3,5 тысяч гривен. Подробнее…
Не выноваты
В «Айдаре» не скрывают своего возмущения. «Без фактов в преступлении обвинять кого-то нельзя, — сказал „Вестям“ начштаба батальона Валентин Лихолит. — Как можно говорить, что мы торговали людьми или издевались над пленными. Эти обвинители, что, были на передовой? О том, что пишет Amnesty International, мне ничего не известно. Мне известно только то, что наши ребята воюют и умирают». Возмущены заявлением Яремы и в других батальонах. «Пусть сначала расследуют убийства на Майдане и преступления сепаратистов, — заявил „Вестям“ бывший замкомбата „Азова“ Игорь Мосийчук. — Я общаюсь со многими батальонами и знаю, что о тех преступлениях, которые были, уже давно известно. А прокуратура обвинила всех».
Что-то назревает
Впрочем, заявление Яремы — это лишь один эпизод в целой серии мелких и крупных стычек добровольцев с властями. Как известно, батальоны обвиняют руководство Министерства обороны и лично министра Валерия Гелетея в провальном командовании АТО, которое привело к многочисленным жертвам и поражениям украинских частей. В ответ из армейских кругов идут встречные обвинения: мол, добровольцы не столько воюют, сколько пиарят себя в соцсетях и в СМИ, поднимают панику по малейшему поводу, дезертируют с фронта. При этом основная нагрузка в боях ложится на регулярную армию, солдаты которой в «Фейсбуке» не сидят, а потому об их подвигах никто не знает.
Не так давно в Киевраде произошла словесная перепалка между мэром Кличко и Игорем Мосийчуком. Причем на сторону последнего тут же стали командиры других батальонов, потребовав от Кличко извинений. «У Вас, „бійця“ глибокого тилу, немає права сміятися з того, хто під кулями виборює нашу Незалежність. Образивши Мосійчука, який не раз ризикував життям в бою за Україну, Ви образили кожного з нас», — говорится в обращении. Наконец, в последнее время в различных областях Украины все чаще стали задерживать добровольцев с оружием. Неофициально силовики по этому поводу выражают тревогу: «Может, конечно, они для уверенности с собой с фронта стволы берут. А может, что-то и готовится серьезное в стране, о чем мы не знаем».
В то же время в батальонах уверены: власть сознательно их сливает. «Кому-то очень выгодно, чтобы „Айдар“ покинул Луганскую область, — говорит Валентин Лихолит. — У нас патриотизма больше, чем в армии, и мы будем стоять до конца. А предателям, которые хотят договариваться с Россией, это очень не нравится». Такого же мнения придерживается и Мосийчук: «Среди добровольцев все чаще звучат мысли, что власть хочет с ними расправиться».
Политологи не исключают и предвыборной подоплеки противоречий. «Батальоны — это бренд „Народного фронта“ Яценюка и „партии войны“, — считает политолог Вадим Карасев. — А у президента на выборах будет своя, более мирная, тема».