|
К сожалению, в некоторых кругах Украинской Православной Церкви не утихают споры вокруг анафемы гетмана Мазепы и не прекращаются попытки его реабилитировать.
Так, недавно секретарь Митрополита Киевского Владимира архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр в интервью газете «НГ-Религии» заявил, что в Церкви пока нет официальной позиции в отношении гетмана Ивана Мазепы: «Богословская комиссия, которой несколько лет назад было поручено дать ответ на вопрос о легитимности анафемы Мазепе, пока не озвучила своих выводов”, – заявил владыка в интервью.
Подобное заявление вызывает горестное недоумение. Во-первых, официальная позиция Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью является и УПЦ, определена еще 300 лет назад, в 1708 году: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную»[2]. И было это решение основано не на политических мотивах, а исходя из церковных канонов: 25-е Апостольское правило говорит о клятвопреступлении клириков: «Епископ, или пресвитер, или диакон… в клятвопреступлении… обличенный, да будет извержен от священного чина»[3] Было еще одно немаловажное основание для анафемы, а именно – попустительство Мазепы осквернению шведами-еретиками православных храмов. Известно, что оккупанты протестантского вероисповедания заводили в храмы лошадей, оскверняли иконы, грабили утварь. И разве может покрыть этот страшный грех построение нескольких храмов (надо сказать, что значительная сумма шла из казны, а не из личного кармана Мазепы). Так что не удивительно, что решений о снятии анафемы за все это время не было, а ведь Украинская Православная церковь по прежнему является частью РПЦ.
Во-вторых, кроме преступлений против Церкви, у Мазепы было достаточно других смертных грехов. Один из них – блуд. С него начинал юный шляхтич, прелюбодействуя с чужой женой, застигнутый врасплох и отправленный восвояси, будучи нагим и привязанным к лошади. Им же и заканчивал на старости лет, совратив несчастную Матрону Кочубей, СВОЮ КРЕСТНИЦУ, убив при этом ее отца и тем самым спровоцировав ее самоубийство.
Но главным грехом, по сути, визитной карточкой Мазепы, было его предательство всех, с кем он связывался и получал милости. Сначала это был польский король, потом – гетман Правобережья Дорошенко, потом – гетман Самойлович, на которого он написал донос и отправил на каторгу. После он втерся в доверие к молодому царю Петру 1 до такой степени, что царь не верил доносам и предупреждениям о коварстве гетмана. То, что Мазепа изменил царю во имя «незалежности Украины» – миф. Историки знают о сделке между Мазепой, польским королем Сигизмундом и шведским Карлом , по которой, в случае победы шведов, Правобережная Украина возвращалась в Польшу, а Мазепа получал большие земли в украинском и белорусском Полесье. Смешно, но когда план сорвался, Карл бежал, а с ним и мазепинцы, то бывший гетман попытался предать уже Карла, прося за это у Петра помилование и сохранение привилегий. Русский царь, уважающий противника, погнушался таким «подарком» и весьма заслуженно наградил Мазепу орденом Иуды.
Так неужели об этих общеизвестных фактах не ведомо секретарю Предстоятеля УПЦ? А если он осведомлен, то зачем ему и некоторым другим клирикам реабилитировать человека, олицетворяющего Иуду? За этими действиями видится крайне опасная тенденция, идущая к нам из западных конфессий – легализировать порок, уравняв его с добродетелью. Так, римо-католики уже заговорили о том, что в поступке Иуды была чуть ли не воля Божья, что он всего лишь выполнял замысел Христа. А во многих протестантских «церквях» процветает такой блуд, что куда там Мазепе! Думаю, что и у нас найдутся желающие позаимствовать этот «прогрессивный опыт».
А второй подводный камень попыток реабилитации гетмана-предателя – это подрыв авторитета Церкви. Дескать, если она один раз ошиблась в анафеме, то может, и другие решения неправильны? К тому же оправдание Мазепы УПЦ будет серьезным ударом по единству Православной Церкви.
К счастью, большинство мирян и священноначалия это понимают, потому поддерживают и позицию РПЦ по отношению к Мазепе, и решение последнего Синода УПЦ, ограничившего власть владыки Александра во многих жизненно важных вопросах церковной жизни.
Михаил Кононов
Ключевые Cлова: Мазепы, ndash, Церкви, анафемы, гетмана, заявил, гетман, Мазепе, Православной, Мазепа, назад, которой, озвучила, своих, легитимности, несколько, поручено, ответ, выводовrdquo, вопрос.
|
|