Тесты по русскому языку в этом году избрали для себя 6902 участника внешнего независимого оценивания, из них в Киеве - 252.
Всего участников ВНО-2013 - 322 тыс. Итого: 97,85% украинских выпускников проигнорировали тесты по русскому.
Что ж, есть очередной повод для ликования у партии «Свобода» и прочего антирусского воинства: русский язык успешно вытесняется из сознания молодежи.
Пока еще, конечно, не настолько, как им хотелось бы - для многих он остается языком повседневного общения. А тех, кто смог добиться «высшей точки» самоограничения и принципиально не читает книг и интернет на русском и не смотрит фильмы в переводе на русский, в нашем обществе, пожалуй, не наберется и процента.
Другое дело - то, как пишет по-русски русскоговорящая молодежь. Родители учащихся не дадут соврать: зачастую наблюдается такая чудовищная безграмотность как школьников, так и студентов (даже круглых отличников), что стоит ли удивляться 2,15% 18-летних, рискнувших проверить свои знания русского языка?
Увы, подавляющее большинство предпочло заранее расписаться в своем бессилии перед данным испытанием.
Кстати, в прошлом году наблюдалась такая же картина - тесты по русскому сдавали 7247 абитуриентов. А в 2011-м, когда тесты были впервые введены в программу ВНО, желание их пройти изъявили 5450 человек из 285 тыс. будущих студентов.
Не обязателен - значит, не нужен
Есть еще такое распространенное заблуждение - мол, кто хорошо знает правила орфографии и пунктуации украинского языка, тот без труда справится с русским. Дескать, сама жизнь научит - в ходе бытового общения, разговоров в чатах, чтения интернет-блогов и книг. Но пора бы уже понять: чтобы научиться языковой грамотности, этого недостаточно. В этом деле, как, впрочем, и в любом другом, необходим элемент обязательности. Изучение языка - это наука, а не увлекательная игра, а наука, как известно, является синонимом слова «дисциплина».
Русский же язык в системе ВНО - словно факультативный предмет по какой-нибудь энтомологии: не хочешь - не учи и не сдавай. Он не обязателен. Представляется важным (и то отчасти) лишь для абитуриентов, собирающихся поступать на филологические специальности.
И, конечно, большинство выпускников используют время для подготовки к предметам, имеющим первостепенное значение. В том, что русскоязычная грамотность стала в Украине второстепенной, - еще один несомненный успех национально-озабоченной прослойки, приходящей в неистовство от одного только словосочетания «русский мир». И в исступление от словосочетания «русско-украинский».
Но если с той стороны мы наблюдаем регулярные вылазки и провокации «свободного воинства», то со стороны защитников русского языка - что видим? Никаких потуг. Или же это мудрость так проявляется государственная, взвешенность и т. п.?
Для кого-то, может, это и «страусятничество», но, например, глава фракции ПР Александр Ефремов считает, что только таким образом можно избегать обострений в парламенте. Взглянуть на того же Азарова - до скрежета зубов слушателей он планомерно старается изъясняться по-украински, и мы, очевидно, должны понимать, что для главного государственника страны это дело первостепенной важности. Ради демонстрации любви к языку Шевченко можно перетерпеть и всеобщее осмеяние.
Но как же насчет обещаний, обеспечивших партии власти поддержку людей, для которых право на русское слово и русскую речь заключается не только в том, что сегодня можно (пока еще можно) читать газеты на русском, но и в том, чтобы и их дети имели возможность свободно владеть русским? А свободно - это и значит грамотно.
Как насчет лозунгов «Два языка - одна страна» и «Выступаю за предоставление русскому языку статуса государственного», с которыми Виктор Янукович шел на президентские выборы-2010?
Здесь наблюдается туманная картина. Мы видим, что представители власти, еще вчера обещавшей языковое равноправие, приучают своего избирателя, что... ну, что не может на этой земле русский язык рассчитывать на что-то большее, кроме задворок.
Вот и в рамках ВНО самой же властью (Минобразования) русскому языку отведена роль эдакой падчерицы. Мало того, что сдавать не обязательно, но и за тесты по русскому максимальный балл - 88. А по украинскому - 111, т.е., допустив несколько ошибок при сдаче тестов по государственному, можно получить такой же балл, как и за безошибочные ответы по русскому.
Чем обусловлены такие неравные весовые категории? Вопрос к Дмитрию Табачнику.
Но чем еще, кроме банального заискивания перед национал-патриотизмом?
Ничего особенного - просто бизнес
Посмотрим на ситуацию с практической точки зрения. И крайние националисты не станут спорить, что знание языков является сегодня экономической необходимостью, стержневой осью успешной карьеры, кислородом бизнеса.
Отсечение русского языка в этом плане сродни уничтожению ветки, на которой сидишь. И не важно, куда все-таки направится держава - в Таможенный союз или в ЕС. Ведь и в ЕС никогда не вступить настолько, чтобы напрочь отгородиться, «отзанавеситься» от РФ и других восточных государств, население которых изъясняется по-русски.
Просто нелепо и абсурдно утрачивать возможность говорить, объясняться, вести делопроизводство (я уж молчу о великом культурном наследии) с гражданами РФ и прочих государств на равных. Но у националистов - свои сверхзадачи, которые выше всяческих абсурдов, и обсуждать их в данной статье нет ни смысла, ни желания.
Что же касается отношения к русскому языку в странах того же ЕС, то вот небольшой «срез».
Интерес к русскому растет, и в основном в связи с бизнесом и туризмом. Если в 2004 г. в Чехии его изучали 11 тыс. детей, сегодня - 30 тыс. (также «повышенным спросом» здесь пользуются испанский и китайский).
В школах приграничных районов Финляндии русский язык является обязательным, а, например, в школе городка Лаппеенранта он заменил уроки шведского, второго государственного языка страны. Пока это исключительный случай, и чтобы внести такое изменение в программу всего одного учебного заведения, потребовалось специальное правительственное разрешение.
В Хельсинки открыто 7 детских садов, где говорить по-русски учат дошколят.
В финской области Северное Саво среди учащихся 8 классов русский стал самым популярным факультативным иностранным языком (в шести муниципалитетах региона созданы 20 групп по изучению русского). Таковы результаты проекта Verraton venаjа, направленного на пробуждение интереса школьников. Любопытно, что проект по мотивации учеников к изучению русского языка был создан по просьбе местных предпринимателей.
Здесь хочу подчеркнуть слова «проект», «мотивация», «предприниматели».
Мотивация и предприниматели
А вы слышали хотя бы об одном мотивирующем к изучению русского языка и литературы проекте от ПР? Например, об издании такого-то количества учебников на русском или лучших произведений русских классиков или современников? О проведении музыкального фестиваля, где мы бы читали и вспоминали Высоцкого, Окуджаву, Есенина, Маяковского, пригласили бы, скажем, Никитиных, Михалкова, Розенбаума... Не слышали. Может, потому, что ПР уже страшится русского, как черт ладана?
Нет, не потому.
Причина в том, что олигархия, под какими бы она знаменами ни выступала, как была, так и остается жадной и недальновидной.
Вот пример примитивной жадности. И новый, и старый законы о языке требовали издания инструкций к лекарствам на государственном языке. Но при этом не запрещали дополнять их переводом на любой иной язык, хоть на русский, хоть на крымскотатарский. Но кто, ответьте, из владельцев фармацевтических компаний, среди которых много известных «регионалов», дал хотя бы копейку на дополнительную печать и оплату труда переводчиков?
Мне возразят. Дескать, акции же в поддержку русского проводятся, вот в Донецке давеча Пушкина вспомнили. Но, во-первых, Пушкин - это далеко не наше все, это «плакат» сегодня, дыры закрывающий, как и Шевченко, впрочем. А во-вторых, эта самая «акция» и была проведена, словно с расчетом подлить масла в жерло регочущего и самоуверенного национализма, вызывая полное неприятие (или по крайней мере недоумение) в среде русскоязычной интеллигенции страны.
Телеканал ICTV рассказал в сюжете от 06.06.2013, что донецких школьников (у которых, как и у всех других каникулы) собрали на митинг у бюста Пушкина в центре Донецка, выстроив под знаменами Партии регионов.
Это что? Символизация каких пушкинских строк? «Храните гордое терпенье» или «А с третьего щелка вышибло ум у старика»?
Пожалуй, лучше продолжу статистику.
Второй после английского
В Эстонии 38% школьников изучают русский язык как иностранный.
В каждой третьей школе Вены русский преподают факультативно.
Русский язык изучают во всех крупных университетах Польши (там считают, что он открывает возможности трудоустройства по таким престижным специальностям, как международные политические и экономические отношения, юриспруденция, восточноевропейская филология). Более 300 тыс. поляков изучают русский язык.
Всюду разрушаются устарелые стереотипы и предрассудки, лишь Украина остается верна русофобским тенденциям.
Если в 1990 г. в Японии русский занимал 11-е место в рейтинге популярных для изучения иностранных языков, то в 2010-м - 2012-м поднялся на 4-е и уступает лишь китайскому, английскому и португальскому.
На сегодняшний день русский занимает вторую строчку в списке наиболее используемых языков на просторах интернета.
К такому выводу пришла компания W3Techs. На первом месте с большим отрывом идет, естественно, английский, на котором представлено 54,7% всех страниц, на втором - русский с 5,9%, на немецком на сотые доли процента меньше. Следом идет испанский с 4,7%. Замыкает же пятерку сильнейших языков французский (4,5% страниц информации).
Исследователи W3Techs отметили, что русскому языку помогли обогнать немецкий украинские блогеры, которые все больше на него переключаются. Вообще русский язык остается доминирующим на всем постсоветском пространстве - на нем активно разговаривают в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Узбекистане.
Ни хрена себе - 2%!
8 августа прошлого года Янукович подписал закон «Об основах государственной языковой политики». Одновременно, как мы помним, он поручил Кабмину до 13 августа создать рабочую группу с привлечением общественности, «известных деятелей образования, науки и искусств, ведущих специалистов по языковым вопросам» для разработки и внесения системных предложений по совершенствованию законодательства о порядке применения языков в Украине.
Возглавила рабочую группу тогда вице-премьер - министр здравоохранения, а теперь просто министр здравоохранения Раиса Богатырева, и, как верно замечал Сергей Лозунько в материале «Ни хрена себе!» («2000», №36 (620), 7-13 сентября 2012 г.), уже только этим показано пренебрежительное отношение к языковым вопросам.
Он также писал, что «в саму рабочую группу вошли лица, известные своей русофобской позицией. Не без их участия принимались в течение многих лет решения, направленные на насильственную украинизацию, - решения, нарушающие права человека, и последствия которых «регионалы» взялись исправлять в т. ч. с помощью закона «Об основах государственной языковой политики».
В результате, как и ожидалось, заглохло все законотворчество.
На смену приходят новые явления. Вот, например, последнее заявление председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилии Гриневич («Фронт змін»). Она считает, что задекларированное МОН нововведение в школах по поводу изучения русского языка как второго иностранного «является очередной манипуляцией общественным сознанием», говоря в своем блоге на Фейсбуке:
«Для этих детей министерство в действительности сужает, а не расширяет стартовые жизненные возможности».
Депутат не соизволила объяснить, какие же именно возможности «сужает» изучение русского языка, и объяснила бы, конечно, если бы сама знала.
В процитированной выше статье Сергей Лозунько в сентябре прошлого года предсказал следующее: «антисемитизм - далеко не единственное, что добавит «Свобода» в «актив» оппозиции. Наверняка в ВР будут звучать речи, например, о необходимости героизации «вояків» «Нахтигаля» и СС «Галичина».
И как в воду, как говорится, глядел.
Но кто бы думал, что фракция ПР почти в полном составе эти речи будет приветствовать вставанием, как это было после известного спича «свободовца» Михальчишина?
Кто бы думал, что с парламентской трибуны говорить по-русски будут практически только коммунисты? Безусловно, все они владеют и украинским. Но они не были бы коммунистами, если бы не использовали русский язык для демонстрации интернационализма и решимости бороться с национализмом.
Кто бы думал, что за русскую речь (с той же трибуны) бесноватые депутаты будут грозить введением уголовной ответственности - сроком от 3 лет?..
Ни один рычаг власти не реагирует на разжигание национальной вражды, на наглую и открытую ненависть ко всему русскому. Это у нас становится модой, как в Европе гомосексуализм.
Так мудрено ли, что нашим (и вашим) детям не нужен русский язык?
Мой же прогноз таков, что в следующий раз за кандидата от ПР на выборах проголосуют примерно 2,15% русскоязычных избирателей, среди которых не будет ни одного, кому действительно дорог русский язык.
Роман БАРАШЕВ
- В Европе растет интерес к изучению русского языка
- Сегодня отмечается День русского языка
- Войны с русским языком
- Родной язык Донбасса - русский!
- Заявление Русского клуба по языковому вопросу
- Рабочая группа Богатыревой разработала программу насильственной украинизации
- Русский язык стал региональным в Одессе без акций протеста: националисты ошиблись адресом
- Русский язык для русинов. Будет ли он в Закарпатье региональным вместе с русинским?
- Рада отказалась отменить закон, предоставляющий официальный статус русскому языку
- НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!
- В Киеве в пику националистам устроили акцию по поеданию бутербродов с икрой за русский язык
- Владимир Корнилов: «На этом нельзя останавливаться»
- Почему Украина боится русского языка?
- Французы хотят сделать русский язык официальным в ЕС
- 47% украинцев не против русского языка как второго государственного
- Во время переписи населения на Украине возможны фальсификации с целью искоренения русского языка
- В Одессе подвели первые итоги выполнения программы по поддержке русского языка
- В Казахстане решили покончить с русским языком
- На Украине местную власть хотят лишить права предоставлять русскому языку статус регионального
- Янукович отказался от борьбы за государственный статус русского языка?