|
От редакции: В середине августа были опубликованы данные социологического опроса, проведенного агентством «РОМИР-миноторинг», который показал, что лозунг «Россия для русских» поддерживает почти 60% граждан Российской Федерации, а в Москве — 70%.
Комментируя эти данные в интервью изданию Regions.ru, известные православные священнослужители выказали свое отношение к данному лозунгу. Так, ректор Саранского духовного училища протоиерей Александр Пелин отметил, что лозунг «Россия для русских» не до конца понятен, так как возникает вопрос, а кто такие русские? А настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов и вовсе считает, что лозунг «Россия для русских»… «выглядит совершенно фашистским». Напомним также, что не раз предпринимались попытки признать этот лозунг экстремистским и тем самым запретить какое-либо его использование.
В связи с этим мы предлагаем вниманию наших читателей статью доктора исторических наук Андрей Александровича Иванова, в которой прослеживается история зарождения данного лозунга и его изначальное значение, столь далекое от его современных вульгарных трактовок.
***
Лозунг «Россия для русских», пожалуй, можно отнести к числу немногих девизов-долгожителей. Зародившись в XIX в. он провозглашается и разделяется частью нашего общества и сегодня, однако вкладываемое в него в наши дни содержание зачастую заметно отличается о первоначального смысла, которым наделяли его русские консерваторы и националисты второй половины XIX - начала XX в. [1]. В связи с этим, как справедливо отмечает философ С. В. Лебедев, этот краткий лозунг «нуждается в подробном комментарии, иначе его можно свести <...> к требованию исключительных прав для русской нации <...>, что совершенно неверно»[2].
Авторство лозунга часто приписывают либо императору Александру III, либо легендарному русскому генералу М. Д. Скобелеву[3], что, действительно, имеет под собой определенные основания. «При Императоре Александре III по всей стране впервые прозвучали слова: «Россия - для русских»«, - пишет А. Н. Боханов[4]. Впрочем, другой историк царствования Александра III Е. П. Толмачев утверждает, что «приписываемый в ряде публикаций» императору лозунг «Россия для русских» «не соответствует действительности», поскольку «в документах рассматриваемой эпохи такая фраза отсутствует»[5]. Однако, это не совсем так. Бывший начальник штаба М. Д. Скобелева и современник царя-миротворца генерал А. Н. Куропаткин, сам являвшийся приверженцем лозунга «Россия для русских»[6], утверждал: «Истинный богатырь русской земли, император Александр III руководящим девизом своего царствования поставил: «Россия для русских»«[7]. В другом месте книги он утверждал, что путь развития России, указанный Александром III был сформулирован словами: «Россия должна принадлежать русским»[8]. Для достижения такой цели, составлявшей возврат к русской национальной политике XVI, XVII и XVIII веков, император Александр III, по словам бывшего во время его царствования министра финансов Н. Бунге, признавал необходимым принять следующую программу действий:
1) удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;
2) освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;
3) упорядочить и скрепить внутренний строй управления;
4) развить духовные и материальные силы русского народа.
Для достижения этих целей в русском государстве должны были господствовать:
а) русская государственность, т. е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;
б) русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;
в) русский язык как общегосударственный;
г) уважение к вере, исповедуемой русским народом и его государем»[9].
Однако, отмечал А. Н. Куропаткин, «программа русского сердцем и всеми помыслами государя не встретила поддержки во всех чинах высшей бюрократии и интеллигентных слоях русского общества, и поэтому результаты деятельности государя к достижению основного девиза его царствования «Россия для русских» оказались недостаточными и непрочными»[10]. Но, заключал генерал, когда «ныне во всей великой России эти слова раздаются из края в край», чтобы «постоянно напоминать их русскому народу, необходимо снять с памятника Императору Александру III надпись, гласящую о железнодорожных заслугах русского самодержца, и заменить ее тремя словами: «Россия для русских»«[11].
Об этом же писали и другие. Так, будущий лидер Белого движения генерал А. И. Деникин вспоминал, что во время открытия 23 марта 1898 г. офицерского «Собрания гвардии, армии и флота», ординарный профессор Николаевской академии Генерального штаба полковник А. М. Золотарев (позже генерал, один из членов-учредителей «Русского собрания») разбирая в своей речи политику Александра III, поставил в особую заслугу императору установление лозунга «Россия для русских»[12]. И хотя в опубликованном тексте речи данная фраза в устоявшейся форме не встречается, А. М. Золотарев, отмечая, что Александр III «положил начало новой жизни России, России - самобытной, России - истинно русской», констатировал, что этот самодержец «безгранично люб России и русским за то, что освободил нас от ига западной Европы, что рушил ту оскорбительную для нас политику, которой держались его предшественники в течение 150 лет (т. е. со времен Петра Великого. - А. И.); что был первый национальный истинно русский Царь!!»[13]. «Он не только освободил Россию от векового ига. Он положил начало объединению ее: объединению окраин ее с центром - обрусению их, объединению самих русских между собою, - обрусению тех, хотя не многих, но многозначащих, которые не так давно стыдились имени русского», - констатировал докладчик[14]. Другой генерал - М. К. Дитерихс - также обращаясь в своей книге к выступлению А. М. Золотарева, сообщал, что император Николай II, высоко оценивший речь профессора, «унаследовал от отца (выделено мною. - А. И.) в полной мере тезис «Россия для русских»«[15]. При этом, важно отметить, что А. М. Золотарев и М. К. Дитерихс понимали под этим лозунгом, прежде всего, антинемецкую политику Александра III, т. е. делали акцент на стремлении императора освободить Россию от чрезмерного германского (шире - западноевропейского) влияния.
Лидер Русской монархической партии В. А. Грингмут, в свою очередь, утверждал, что именно Александр III «первый из Русских Императоров понял, что Россия должна быть для Русских; что Русский народ сам по себе культурный, а не варварский народ; что он может и должен развиваться по своим собственным самобытным законам, а не по иноземным шаблонам»[16]. А преемник Грингмута на этом посту, протоиерей Иоанн Восторгов, утверждал: «И вот, при Императоре Александре III дано сладкое утешение русским сердцам. <...> Он любил все русское: изучал нашу историю, увлекался русскою музыкою, зодчеством, русскою стариною. На Престоле он был цельным живым воплощением типа Русского Царя <...> Но главнее всего, он был русским в своих деяниях и мероприятиях, всегда и во всем согласных с основными воззрениями и историческими преданиями народа, его заветными стремлениями и чаяниями и коренными жизненными интересами. <...> Общею их основою было стремление Царя к тому, чтобы «Россия» была «для русских»«[17]. И лишь «по мере того, как правительство стало уклоняться с благодатного пути, начертанного незабвенным Царем-Богатырем - Александром III, на Россию посыпались одно за другим тяжкие испытания и несчастия», - отмечал видный правый публицист П. Ф. Булацель[18].
Таким образом, даже если император Александр III этот лозунг в устоявшейся форме и не произносил, то общее направление его политики давало современникам основание ему этот лозунг приписывать.
Впрочем, ни М. Д. Скобелев, ни Александр III авторами фразы «Россия для русских» не являются. Когда и кем впервые были произнесены эти слова - сказать трудно, но фактом является то, что в годы царствования императора Александра II они уже были известны. Так, в передовице петербургской консервативной газеты «Весть», видимо написанной ее издателем-редактором В. Д. Скарятиным, еще в 1867 г. гордо провозглашалось: «Россия - для русских!»[19]. Правда, контекст, в котором эта фраза неоднократно повторялось автором, был несколько иным, чем тот, который стал определять ее значение в начале XX в. «Русские интересы приносить в жертву славянским? - вопрошал автор статьи, полемизируя с панславистами. - Нет, и тысячу раз нет! Россия - для русских! Вот наше знамя. <...> Истинно национальная политика заключается именно в этих трех словах - Россия - для русских»[20]. По словам автора, существует большая разница между естественным сочувствием славянам, угнетаемым Австро-Венгрией и Османской империей и желанием проливать за их свободу кровь русских солдат и тратить средства русской казны. «Думают ли, что казна России так переполнена, а кровь русских людей так дешева, что мы можем тратить то и другое иначе как только для самой России и ни для кого более, как для России. <...> Не нам поддерживать надежды призрачные, и тем самым вовлекать этих несчастных в предприятия для них гибельные, ибо, повторяем, Россия - для русских!» - резюмировала «Весть»[21]. Таким образом, категория «русские» в данном контексте была отнюдь не этнической, а территориальной, тождественной сегодняшним «россиянам».
Антипанславистский пафос статьи «Вести» вызвал ответную реакцию издававшейся славянофилом И. С. Аксаковым газеты «Москва», в передовице которой утверждалось, что если трактовать девиз «Россия для русских» в том ключе, как это делает скарятинское издание, то приходится признать, что если Россия - не для славян[22], то поскольку русские - это неотъемлемая часть славянства, то получается, что она и не для русских. Критикуя петербургское издание за отчуждение России от славянства, автор передовицы (И. С. Аксаков) приходил к заключению, что «подлинная изнанка» девиза «Вести» - «это Россия для немцев, Россия для поляков, Россия для тех изуродованных русских, которые идею европеизма поставили выше идеи русской народности и интересы своей космополитической секты «крупных собственников» - выше интересов русского народа»[23]. «...Девиз «Вести» «Россия для русских» значит «Россия не для славян». Славяне сами по себе, русские сами по себе и истинно национальная русская политика, соответствующая русским интересам, не должна соответствовать интересам славянским», - резюмировала аксаковская «Москва»[24].
«Весть» не заставила долго ждать с ответом и на выпад аксаковского издания заявила, что не смешивает русский народ с малыми славянскими народностями: «Мы даже осмеливаемся думать, что русская народность есть народность самостоятельная. Русский народ гордится своим собственным именем (а не тем, что он часть славянства - А. И.) и думает, что он сам по себе есть сила великая, сила самостоятельно существующая, коей не находится в зависимости от кого бы то ни было»[25].
Интересно также, что газета «Москва» иронизируя над «Вестью», отмечала, что петербургское издание, «переворачивая на все лады этот новооткрытый ею для себя (выделено нами - А. И.) политический девиз, <...> видимо радуется такой счастливой находке»[26]. Таким образом, можно предположить, что И. С. Аксакову лозунг «Россия для русских» был известен и до его провозглашения «Вестью». В связи с этим заметим также, что газета «Голос», издававшаяся А. А. Краевским и придерживавшаяся национально-либерального направления, хотя и не провозглашала на своих страницах лозунга «Россия для русских», тем не менее, уже в 1865 г. во многом раскрывала его традиционное для последующих поколений публицистов содержание в одной из своих передовиц. «Мы не требуем, - отмечало издание, - чтоб в России звание русского гражданина было привилегиею, как римское гражданство в древнем Риме <...>, но искренне желаем, чтоб природный русский на всем пространстве русской территории чувствовал себя таким же полноправным гражданином, как англичанин в Ирландии, а француз в Эльзасе». При этом издание подчеркивало, что «культурные инородцы» вполне заслуживают того, «чтобы мы относились к ним как равные к равным», в отличие от тех, что стоят по сравнению с русским народом «на низшей степени развития», среди которых «коренной русский имеет полное право считать себя лицом привилегированным, хотя бы все его привилегии заключались только в полном пользовании правами русского гражданства, что не всегда возможно предоставить полудикому инородцу». Главным же препятствием для полноправия русских в России, говорилось в публикации, являлось крепостное право, «всем бременем падавшее преимущественно на коренное русское народонаселение», и приводившее к тому, что «самый скромный инородец казался русскому крестьянину лицом, несправедливо пользующимся привилегиями»[27].
Таким образом, можно утверждать что лозунг «Россия для русских» был известен еще в царствование императора Александра II и уже тогда вызывал полемику, показавшую, что в отношении к этому девизу, как и к его трактовке, изначально не было единства мнений. Кроме того, первоначальное значение этого девиза было несколько иным, чем оно стало в XX в. и, тем более, оно было крайне далеко от некоторых его современных трактовок, приведших к вульгаризации лозунга и выхолащиванию его первоначального смысла.
Андрей Александрович Иванов, доктор исторических наук
Статья впервые опубликована: Иванов А. А. К вопросу о содержании лозунга «Россия для русских» во второй половине XIX века // Герценовские чтения 2012. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2013. С. 57-63.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] О полемике вокруг лозунга «Россия для русских» в начале XX в. см.: Иванов А. А. «Россия для русских»: pro et contra. Правые и националисты конца XIX - начала XX вв. о лозунге «русского Возрождения» // Трибуна русской мысли. Религиозно-философский и научно-публицистический журнал. 2007. № 7. Сентябрь. С. 92-102.
[2] Лебедев С. В. Русские идеи и русское дело. СПб., 2007. С. 138.
[3] «Россия для русских, славянство для славян... Вот что он повторял повсюду», - писал о генерале М. Д. Скобелеве В. И. Немирович-Данченко (Немирович-Данченко В. И. Скобелев. Личные воспоминания и впечатления. Изд. 2-е. СПб., 1884. С. II).
[4] Боханов А. Александр III. Царь-миротворец // Русский общенациональный журнал. 2007. № 4. С. 65.
[5] Толмачев Е. П. Александр III и его время. М., 2007. С. 305
[6] Этот лозунг стоял перед заглавием каждого из трех томов работы А. Н. Куропаткина «Задачи русской армии». (СПб., 1910). При этом, отмечал автор, «я утешаю себе мыслью, что вслед за этим трудом появятся труды других авторов: задачи русского флота, задачи русской школы, задачи русского земледелия, задачи русской обрабатывающей промышленности, задачи русской торговли, задачи русской дипломатии и т.д.», которые «помогут русским людям <...> сознательнее послужить на укрепление во всех отношениях "России для русских"» (Куропаткин А. Н. Задачи русской армии. СПб., 1910. Т. 1. С. III).
[7] Куропаткин А. Н. Задачи русской армии. СПб., 1910. Т. 3. С. 13.
[8]Там же. Т. 1. С. III.
[9]Там же. Т. 3. С. 13.
[10]Там же. Т. 3. С. 14.
[11] Там же. Т. 3. С. 433.
[12] Деникин А. И. Путь русского офицера. М., 1991. С. 68.
[13] Золотарев А. М. Памяти императора Александра III. 23 марта 1898 г. [СПб., 1898]. С. 1, 25.
[14] Там же. С. 25.
[15] Дитерихс М. К. Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале. Ч. 1. Владивосток, 1922. С. 348-349.
[16] Грингмут В. А. Русский народ в России // Грингмут В. А. Объединяйтесь, люди русские! / Сост. А. Д. Степанов. М., 2008. С. 393.
[17] Восторгов И. Памяти Императора Александра III-го. Смысл и значение его царствования // Святые черносотенцы. Священный Союз русского народа / Сост. А. Д. Степанов. М., 2011. С. 637.
[18] Булацель П. Ф. День восшествия на Престол // Булацель П. Ф. Борьба за правду / Сост. Д. И. Стогов. М., 2010. С. 159. Как справедливо отмечает М. Н. Лукьянов, после смерти императора Александра III в отношении к лозунгу «Россия для русских» наметился конфликт между правыми консерваторами и правительством. Если первые были убеждены в том, что интересы Российской империи тождественны интересам русских, то в правительственных кругах возобладало направление, что власть должна действовать в интересах не только русских, но и всех других народов империи. (См.: Лукьянов М. Н. «Россия - для русских» или «Россия - для русских поданных»? Консерваторы и национальный вопрос накануне Первой мировой войны // Отечественная история. 2006. № 2. С. 36).
[19] Весть. 1867. 15 ноября.
[20] Там же.
[21] Там же.
[22] Москва. 1867. 25 ноября.
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Весть. 1867. 1 декабря.
[26] Москва. 1867. 25 ноября.
[27] Голос. 1865. 21 ноября.
Источник: http://ruskline.ru/
Ключевые Cлова: отличается, первоначального, смысла, заметно, зачастую, вкладываемое, содержание, которым, наделяли, половины, начала, второй, националисты, русские, консерваторы, однако, сегодня, отнести, числу, немногих.
|
|