Святитель Николай Сербский о Европе. «В наше время подросло новое поколение европейцев, которое повенчало похоть и надмение ума с атеизмом… Похоть и ум повенчаны, и брак заключен уже не католический и не протестантский, но – явно и очевидно – сатанинский. Современная Европа уже не папская и не лютеранская. Она вне их власти. Она полностью земная…
Неужели вы не восчувствовали помрачение и преступность антихристианской Европы на своих плечах? С кем вы: с Европой или со Христом? С жизнью или со смертью? Спросите себя. Просветитесь. Решайте: смерть или жизнь… Знайте: Европа – смерть, Христос – жизнь. Выберите жизнь, чтобы вовек были живы»
С кем вы?
Где тьма сгущается? Там, где сиял яркий свет и вдруг погас. Там самая густая тьма. Когда на площади, где сверкают сотни огней и ночь соперничает с ясным днем, внезапно гаснет все освещение, тогда над ней сгущается такая тьма, какой не увидишь в мрачных цыганских кибитках.
Ах, братья мои, мы вознесли вождей своих, но открыли глаза и увидели подобную площадь. Она так сияла огнями, словно состязалась с солнечными небесами. Но погасли огни, и, взглянув с балканских высот, мы увидели ее без света, темную, как жилище крота под землей. Место это на карте мира обозначено «Европа», а народы, населяющие ее, известны как немилосердные безбожники.
Что такое Европа?
Это похоть и ум. То и другое – человеческое. Человеческая похоть и человеческий ум. То и другое воплощают папа римский и Лютер. Итак, что такое Европа? Папа и Лютер. Крайнее насыщение человеческой похоти и крайнее насыщение человеческого ума. Европейский папа воплощает похоть власти, европейский Лютер – человеческую дерзость объяснять все силой собственного ума. Папа – властитель мира, и интеллектуал – властитель мира. Вот бытийная и историческая сущность Европы. Одно значит отрицание веры, другое – отрицание Церкви Христовой. Так уже несколько веков бесы господствуют в теле Европы.
Может ли кто освободить Европу от этого жестокого господства?
Никто, кроме Того, Кто вписан золотыми буквами в историю рода человеческого как единственный изгоняющий бесов из людей. Вы догадываетесь, о Ком речь? Речь о Господе нашем Иисусе Христе, Мессии и Спасителе мира, от Девы рожденным, иудеями убиенном, Богом воскрешенном, веками утвержденном, небесами оправданном, Ангелами прославляемом, святыми удостоверенном, праотцами нашими исповеданном.
Пока Европа держалась Христа, Солнца Правды, и Его Апостолов, мучеников, святителей, сонма безчисленных угодников и праведников, она была словно площадь, освященная сотнями, тысячами огней, больших и малых. Но когда человеческая похоть и надмение ума обрушились на Христа, как страшный ураган, погасли прямо на глазах у людей огни, и площадью овладела тьма, подобная тьме подземных лабиринтов крота.
По похоти человеческой каждый народ и каждый человек ищет власти, сласти и славы, подражая папе римскому. По надмению ума каждый народ и каждый человек находит, что он умнее всех и более других заслуживает земных благ.
Как же не быть войнам между народами и людьми?
Как не быть безумию и гневу?
Как не быть эпидемиям, засухам и наводнениям, язвам и чахоткам, революциям… и войнам?
Должно всему этому быть, как должно вытекать гною из наболевшей раны и как должно распространяться отвратительному смраду от скопления нечистот.Папизм использует политику, ибо только так может приобрести власть. Лютеранство же прибегает к философии и науке для достижения господства. Таким образом, похоть объявила войну уму, а ум – похоти. Это – новая вавилонская башня, в этом – вся Европа. Но в наше время подросло новое поколение европейцев, которое повенчало похоть и надмение ума с атеизмом, отвергнув папу и Лютера.
Сейчас никто не скрывает похоти и не превозносит ум. Похоть и ум повенчаны, и брак заключен уже не католический и не протестантский, но – явно и очевидно – сатанинский. Современная Европа уже не папская и не лютеранская. Она вне их власти. Она полностью земная; она не желает устремляться к небесам ни с индульгенцией непогрешимого папы, ни по лестнице протестантского ума. Европа вообще отказывается от всего запредельного. Она не чувствует небесного озона. Ей не снятся во сне Ангелы и святые. Не может слышать она о Пречистой Богородице. Разврат укореняет ее в ненависти к целомудрию. Вся площадь во тьме. Погашены все светильники. О, какая страшная тьма! Брат пронзает мечом сердце брата, приняв его за врага. Отец отрекается от сына, и сын – от отца. Скорее волк волку – друг, чем человек человеку.
Ах, братья, неужели вы этого не видите?
Неужели вы не восчувствовали помрачение и преступность антихристианской Европы на своих плечах? С кем вы: с Европой или со Христом? С жизнью или со смертью? Спросите себя. Просветитесь. Решайте: смерть или жизнь. Такой выбор предложил когда-то Моисей своему народу (см.Исх.3, 16-17; 14, 11-12). И мы вас перед ним ставим. Знайте: Европа – смерть, Христос – жизнь. Выберите жизнь, чтобы вовек были живы. Аминь.
По книге: «Святитель Николай Сербский «Сквозь тюремное окно». М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006г., с.107-111