Станислав Минаков
Последние годы уже не раз и не два звучали возмущенные реплики тех, кто удосуживался попасть в те или иные украинские организации в Москве, в частности в украинскую библиотеку — о том, каков «контент», то есть наполнение этих организаций, какие такие, в частности, современные книги они аккумулируют в московской среде, предлагают россиянам, кто эти люди-ретрансляторы новых украинских веяний.
Порой у наблюдателей волосы вставали дыбом не от душка даже, а вони нацизма и необандеровщины, откровенной антирусскости этих заведений. Граждане и России, и Украины вопрошали: а зачем существуют эти организации, какую такую «дружественную» роль они выполняют?
И вот утешительные свежие новости из Москвы: Верховный суд Российской Федерации, по иску Министерства юстиции РФ, 18 мая с.г. ликвидировал Объединение украинцев России (ОУР).
Это Объединение было создано в начале 1990-х, а в 2009 г. Минюст РФ в результате проверки обнаружил в деятельности ОУР нарушения российского законодательства, а также ее собственного устава. В 2011 г., в связи с тем, что нарушения устранены не были, Минюст обратился в суд с просьбой ликвидировать эту организацию. ОУР-овцы-ответчики утверждают, что для устранения нарушений, выявленных Минюстом, они меры принимали, в частности, как заявил адвокат объединения Алим Жгулев (должно быть, украинец?), были созданы дополнительные отделения ОУР в регионах РФ.
Ну, как говорится, коллегия Верховного суда разберется окончательно. Будем ждать ее решения. Надежду вселяет прецедент 2010 года, когда Верховный суд России закрыл аналогичную организацию — Федеральную национально-культурную автономию украинцев (ФНКАУ). И в этом случае инициатором прекращения деятельности организации было Министерство юстиции России. В казусе с ФНКАУ Минюст России добивался роспуска объединения не только за нарушения в хозяйственной деятельности, но и основывался на жалобе активиста фонда «Отечество», который заявлял, что ФНКАУ занимается политической деятельностью и прославляет бандеровцев.
В самом деле, надо же откуда-то начинать, так сказать, завершение дела отцов, не законченное в 1956 г., когда в СССР ликвидировали физически или посадили последнего бандеровца. Сегодня многие из них, отсидев свое в лагерях и тюрьмах СССР, стали в своих западно-украинских регионах почетными ветеранами, а официальная власть то дает некоторым из них звания Героев Украины, то дает преференции, то пыжится «примирить» с ними ветеранов Великой Отечественной войны, не понимая, что наши ветераны скорее простят немцев-оккупантов, тогда как предателей-коллаборантов, не раскаявшихся, а воинствующих и теперь, не простят никогда.
Сегодня дело уже даже и не в несчастных бандеровских стариках, доживающих свой век. Дело в новых поколениях бандеровщины, усиленно взращиваемой на Украине. И если сыновья и дочери бандеровцев в апреле этого года выступали в суде против иска Н. Витренко к президенту Украины о запрете ющенковского указа о повсеместном государственном и общественном прославлении бандеровцев, то их внуки-правнуки ходят по стране с факельными шествиями, с криками «зиг» на футбольных стадионах вывешивают плакаты с портретами эсэсманов Бендеры и Шухевича, нападают на людей разных возрастов, шествующих в День Победы с цветами на Холм Славы во Львове.
Два решения московских судов — хороший знак. Приятный антибандеровский ветерок подул из Москвы, однако.
Пока материал готовился к публикации:
Министерство иностранных дел Украины считает решение Верховного суда России о ликвидации всероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» (ОУР) предвзятым.
«К сожалению, суд фактически проигнорировал проведенную новым руководством ОУР значительную работу с целью исправления ранее указанных формальных недостатков в работе. Это решение показало предвзятое отношение к деятельности украинской диаспоры, несмотря на многократные заверения на политическом уровне в обратном. Считаем, что такой подход противоречит отношениям традиционной дружбы между нашими государствами и народами», - сказано в заявлении.
МИД поддерживает стремления украинской диаспоры в России иметь влиятельную и эффективную украинскую общественную организацию с общероссийским статусом, деятельность которой будет способствовать дальнейшему развитию украинско-российских культурно-гуманитарных связей. МИД также призвал российскую сторону принять принципиальное решение относительно реального содействия в правовой самоорганизации украинской общины в России как важной составляющей дружественных украинско-российских отношений.