|
Хиллари Клинтон, госсекретарь США, в конце января уйдёт со своего высокого поста. Это с одной стороны. С другой стороны, демократы из её родной партии считают, что она может захотеть сделаться президенткой США в 2016 году — и что ежели она ответит партии согласием, то лучшей кандидатуры и не придумать. Ну, а с третьей стороны, сама Хиллари не раз говорила, что устала от политики. И то: полжизни её прошло в политике. Была она и сенаторшей, и женой довольно приметного на фоне прочих президента, и кандидаткой в президенты. Станет ли нынешний её государственный пост последним, или за четыре года она отдохнёт, наберётся сил — и вылезет-таки в президентки?
Я бы так далеко не заглядывал. За четыре года, как считают экономисты ОБСЕ, Китай вырвется в экономике вперёд США. За ним по пятам будут следовать Индия и Индонезия. Америка начнёт отставать. Риторика «холодной войны», которой напичканы, как американская говядина и курятина антибиотиками (да-да, хмурый страж Онищенко бьёт тревогу), все сентенции миссис Клинтон, окончательно выйдет из моды. И в конце концов к власти в США придёт какой-нибудь новенький республиканец — в меру умнее Ромни и не такой крикливый, как миссис Клинтон.
На днях, будучи в Дублине в рамках своего 38-го турне, она заявила на весь мир:
«Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом, и всё в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счёт. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это».
Речь шла не о Дублине, а об интеграции на постсоветском пространстве, которая в Штатах понимается очень просто: восстановление советской империи и отсюда новая крупная угроза Вашингтону, не меньшая, чем китайская. Вероятно, в Белом доме боятся, что товарищи Путин и Медведев, объединив вокруг себя братьев таджиков и братьев киргизов, а там и других братьев, которым некуда будет деваться, объявят США что-то вроде джихада. В лучшем случае, новый СССР снова скроется за железным занавесом, а на КПП с надписью «ВТО» вывесит табличку: «Переучёт».
Зачем столь грозная, столь воинственная геополитическая риторика миссис Клинтон, которая вот-вот покинет пост госсекретаря? Она хочет войти в мировую историю громкими заявлениями? Или хочет замазать толстым слоем новых речей те неудобные реплики, что отпечатались на скрижалях ранее — вопреки её воле?
Хиллари — большая фантазёрка — придумала историю о том, что её мать Дороти назвала её в честь покорителя Эвереста сэра Эдмунда Хиллари. Да вот беда: тот стал известным через пять лет после рождения в 1947 г. будущей сочинительницы историй.
Рассказывая публике, как она побывала в опасной стране Боснии в 1996 году, эпизод с получением цветов от девочки в аэропорту она в своей речи заменила на более волнующую перебежку под снайперским обстрелом.
Чтобы примазать к героике политических будней и собственное дитя 1980 г. р., Хиллари заявила, что Челси Клинтон трагическим утром 9/11 занималась джоггингом близ Всемирного торгового центра. Но от журналистов ничего не скроешь: быстро выяснилось, что дочка мирно спала себе дома на кроватке. Впрочем, своё занятие джоггингом близ ВТЦ она могла видеть во сне.
Ходят упорные слухи, что Хиллари здорово закладывает за воротник, предпочитая употреблять охлаждённое пиво «Aguila pilsner cerveza» прямо из горлышка — прямо как бравые американские морпехи, в среде которых пьяные скандалы и дебоши происходят чуть ли не ежедневно.
Когда-то она сказала:
«Суть умной власти — умные люди!»
Надо отдать ей должное, наряду с этим она признала:
«Всем бы хотелось, чтобы я сидела дома, пекла оладьи и подавала чай».
Да уж, исключений тут найдётся немного.
Но за несколько лет госсекретарства Хиллари выучила много новых слов. Теперь она может поразить экспертов жонглированием такими терминами, как «перезагрузка», «интеграция» и «ресоветизация». Ноам Хомский, как говорится, нервно курит в сторонке и готовится заново пройти тест на IQ.
Кстати, почти пять лет назад, во время предвыборной гонки, она сказала:
«Даже во времена холодной войны, когда Советский Союз нацелил на нас тысячи ракет, мы не прекращали диалога, и таким образом победили. Поэтому одной из моих приоритетных задач, если я стану президентом, будет вернуть расположение в мире».
За то время, что Хиллари находилась в госсекретарской должности, «расположение» в мире к США чрезвычайно понизилось. В тех странах, где прошла «арабская весна», американцев отчего-то возненавидели. «Аль-Каида», которая воплощает идеалы американской демократии в Сирии, заявляет, что после Дамаска следующий пункт джихада — Вашингтон, а точнее — Белый дом, над которым заявители грозятся поднять чёрное знамя ислама. В Египте время от времени развлекаются тем, что атакуют посольства США и жгут звёздно-полосатые флаги. В Ливии убили посла К. Стивенса и ещё трёх американцев. Премьер-министр Ирака товарищ аль-Малики не так давно дал понять Америке, что его страна — не чья-нибудь там «вотчина». Наконец, даже в России до того осмелели, что заставили НПО — известных московских проводников заокеанских идей — регистрировать себя в качестве «иностранных агентов».
«Расположение» к Америке чувствуют разве что в Катаре, где живёт 1,6 млн. толстых людей.
Правда, надо заметить, что в 2008 году президентом стала не Хиллари. Лидером американского народа сделался и пробыл четыре года Барак Обама. Однако, поговаривают, будто Обама — президент формальный, а заправляет в Белом доме именно Хиллари. Трудно сказать, сколько в этом утверждении истины. Может, процентов пять, а может, все сто. Если сто, тогда понятно, почему Хиллари уходит в январе в отставку. Она действительно устала. Ведь она проиграла.
Будучи значимой фигурой на международной арене, она так не добилась своей цели — «вернуть расположение в мире». Не только не добилась, но даже достигла прямо противоположного. Сейчас только военной операции в Сирии не хватает — той, о которой недавно написали в «Индепендент» и которую планируют и американские генералы, — чтобы «расположение» было утрачено навеки и повсеместно.
Но Хиллари мало и Сирии, про которую она давно твердит одно: «Асад должен уйти». Заодно, по её мнению, как Феникс из пепла, на востоке восстаёт из пепла новое тираническое объединение — Советский Союз. Не то слова Митта Ромни о «геополитическом враге номер один» въелись Хиллари в мозг, не то она неточно истолковала слово «интеграция», сочтя его синонимом «марксизма-ленинизма», но теперь возврату всемирной любви к Америке мешают ещё и тоталитарные планы товарища Путина, который спит и видит один большой ГУЛАГ, простёршийся от Душанбе до Владивостока, на воротах которого горят красным неоном буквы: «Евразийский экономический союз».
Словом, враги прут со всех сторон. И, как в старые добрые времена, Хиллари надеется победить их… диалогом.
Трудно прогнозировать, будет ли участвовать Х. Клинтон в выборах 2016 года, но одно можно сказать, не боясь ошибиться: кто бы ни сменил Хиллари (Сьюзан Райс, к примеру) на посту госсекретаря, менять риторику он не станет. Преемница Клинтон — так же, как впоследствии и преемник Обамы — будет говорить и мыслить ровно теми же стереотипами, что госсекретари и президенты до них. Всё так же будет расти госдолг Америки, будут печататься зелёные деньги на станке ФРС, а саудиты и катарцы будут всё так же торговать нефть и газ за petrodollars. И всё так же громко будет проповедовать Америка свои «ценности» и требовать к себе, любимой, «расположения». Ничего нового США в ближайшие годы не скажут и не сделают — и это-то (а вовсе не ресоветизация) их и убьёт.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Ключевые Cлова: mdash, Хиллари, будет, Клинтон, братьев, которая, джихада, называться, прямо, время, миссис, Белом, Сирии, четыре, может, будут, стороны, которым, Америке, госсекретаря.
|
|