|
«Избавь нас из египетского плена невежества» – такими словами в 1721 г. знаменитый сербский митрополит Моисей Петрович обращался в письме к императору единоверной России Петру Первому. Во время массового исхода сербов, бежавших от турецких притеснений в Венгрию, митрополит не просил от императора ни оружия, ни денег. «Для противостояния ворогам нашим прошу не телесной, а душевной помощи», - писал сербский владыка. Не имея сил и средств для отстаивания национально-культурных и религиозых ценностей во враждебной среде, оставшиеся без школ и учителей, книг и типографий, сербы искали братской помощи у России. Петр Великий откликнулся на призыв, и вскоре русские учителя Максим Суворов и Эммануил Козачинский стали открывать первые сербские школы...
Три столетия спустя Сербия вновь оказалась в «египетском плену». Сейчас, как и тогда, Сербия идеологически оккупирована. Учитывая изощренность современных технологий обработки сознания, эта оккупация примает всё более угрожающий для существования народа характер... Однако в отличие от времен митрополита Моисея сегодня Сербия глубоко разделена: между прозападной в подавляющем большинстве элитой и народом пролегла глубокая пропасть.
Агрессия НАТО против Сербии, начатая варварскими бомбардировками 1999 года, продолжается и в мирное время. Запад Сербию «режет по-живому», отнимая святую землю, колыбель сербской государственности – Косово. Земля сербских монастырей и храмов превращена в нарко-криминальную подконтрольную НАТО территорию, где бесчинствуют боевики нераспущенной Армии освобожения Косова, терроризирующие оставшихся в крае сербов, запертых в гетто. Насилия выходят на новый виток: сербов продолжают убивать, сербские дома забрасываются гранатами и «коктейлями Молотова», святыни и кладбища подвергаются осквернению. Ответственности за это не несет никто. Однако Запад не остановится на Косове. На очереди - подготовка отделения Воеводины, Рашской области и южной Сербии. Экономика Сербии близка к коллапсу, лоббисты западных интересов разрушают систему здравоохранения, образования, культурно-языковое пространство, контролируют средства массовой информации. Наступление ведется настолько мощное, задействованы столь огромные силы и средства, что в общественно-политическом пространстве Сербии почти не осталось тех, кто смог бы защитить национально-государственные интересы сербского народа. Почти нет тех, кто готов публично подвергнуть критике политику Запада в отношении Сербии, сказать, что эта политика – безнравственная, противозаконная, построенная на унижении и насилии.
Сутью отношения Запада к Сербии является сербофобия, которая пронизывает всё информационное пространство страны. С сербофобией неразрывно связана русофобия. Сербофобия и русофобия – две стороны одной медали, информационной войны западных центров силы против Сербии и России. Практически все крупные сербские СМИ, включая телевидение, принадлежат либо иностранным фондам, либо прозападным сербским бизнесменам и политикам. Россия и русские зачастую подвергаются в этих СМИ массированной, оголтелой критике; едва ли не нормой стали утверждения о том, что «Россия никогда в истории не помогала сербам», что «русские всегда бросали сербов и бросят на этот раз», что «Россия преследует только свои узкокорыстные интересы, которые противоположны сербским», что «экономическое сотрудничество с Россией хуже, чем с Западом, оно невыгодно и не нужно», что «Россия не может и не хочет ничего сделать для сербского народа» - и всё это вплоть до русофобии с расистским оттенком. Со времен президентства Бориса Тадича положение дел в средствах массовой информации Сербии не изменилось.
В сербском обществе водораздел между народом-патриотом и прозападной элитой разделил сербские национально-государственные интересы и ориентацию на Россию, с одной стороны, и антинациональное по сути пресмыкательство перед Западом – с другой. Водораздел этот по-настоящему глубок: свыше 60 процентов граждан выступают сегодня против вступления Сербии в Евросоюз, а свыше трех четвертей - за стратегическое партнерство с Россией. Элита же ориентирована на вступление Сербии в ЕС; данную позицию разделяют, например, свыше 90 процентов депутатов парламента.
Те политики в Сербии, которые осмеливаются выступать за развитие отношений с Россией, подвергаются в СМИ критике, насмешкам, шельмованию, у них буквально выбивают почву из-под ног. Мне вспоминается фантастически горячий прием, который сербская публика устроила президенту России В.В.Путину во время футбольного матча на белградском стадионе «Маракана», когда 20 тыс. человек непрерывно скандировали лозунги о братстве, дружбе и родстве сербского и русского народов. Увы, большинство сербских СМИ предпочло тогда «не заметить» это яркое событие.
Разрыв между гражданами и элитой, усугублённый засильем западных агентов влияния в сербском госаппарате, является крупнейшей угрозой сотрудничеству между Сербией и Россией. Наступивший 2013 год может оказаться ключевым для сербско-российских отношений. Часть представителей сербских властных структур и народ искренне желают начала строительства «Южного потока», который станет краеугольным камнем в здании сербско-российских отношений. Однако западное лобби не прекращает противодействовать любому укреплению позиций России в Сербии. Возникла реальная опасность того, что те сербские политические и деловые круги, которые нацелены на тесное сербско-российское экономическое партнерство (включая строительство «Южного потока»), не просто окажутся в явном меньшинстве (они и так сейчас в меньшинстве), но будут отброшены на обочину общественно-политической жизни.
Вывод отсюда вполне однозначный: российское присутствие в информационном пространстве Сербии является абсолютно необходимым. Минимальное требование момента - появление российской собственности, по крайней мере в одной крупной национальной газете и на одном национальном телеканале в Сербии. Только так, только создавая альтернативный информационно-просветительный поток, можно выстроить линию защиты стратегического партнерства двух наших стран. Этот информационный поток должен свободно обходить антироссийские «фильтры», оказывая влияние на всё сербское общество, поддерживая политиков и общественных деятелей, выступающих за сотрудничество между нашими странами. Российское присутствие в сербских СМИ восстановит необходимое равновесие в перенасыщенном западной пропагандой массмедийном пространстве. Даже один ТВ-канал и одна газета, работающие в альтернативном ключе, способны произвести коренные сдвиги в массовом сознании.
На протяжении последнего десятилетия Россия была вынуждена стучаться в Сербии в закрытые двери. Если Россия не откроет двери, ведущие к сербскому народу сейчас, в один из решающих моментов сербской истории, то дальнейший бой за выживание, за сохранение своей страны сербы будут обречены вести в трагическом одиночестве.
_________________
Желько ЦВИЯНОВИЧ - главный редактор одного из наиболее влиятельных и популярных сербских интернет-изданий «Нови стандард»
Перевод с сербского Савы Росич
Источник:
Ключевые Cлова: Сербии, России, ndash, сербских, сербов, между, сербские, время, сербского, митрополит, Россией, сербский, Однако, является, которые, отношений, одной, Россия, элитой, laquoРоссия.
|
|