В настоящий момент ясно одно: в результате государственного переворота Янукович власть потерял, хотя об отставке не заявил. Но зато не ясно все остальное. И прежде всего – что будет со страной. И будет ли эта страна. Потому что проблемы, возникшие перед новой властью, профессионализм которой не подтвержден историческим опытом, с полным основанием позволяют отнести ее к потенциальным членам стивенсоновского «клуба самоубийц».
Суверенитет
Независимая Украина стремилась к суверенитету, но, видимо, не достигла. Потому что, как это ни печально, реальный суверенитет может опираться только на силу государства, которую она демонстрирует планетарному сообществу. Именно поэтому, например, Северная Корея является реально суверенной страной, хоть ее называют по-разному. После ядерного разоружения в период правления Леонида Кравчука Украина вызывает другие ощущения.
Создавшаяся ситуация еще более печальна. Потому что нынешний майдан – это, конечно, следствие исступления, охватившего многих украинцев от беспардонности олигархата. Но это только форма. Содержанием же нынешней «революции достоинства» является геополитическая борьба за украинскую территорию, за «перекрестное поле» интересов ряда держав. Западу удалось насильственно свергнуть власть, потому что он вложил большое количество ресурсов в создание плацдармов своего влияния во всех областях общественной жизни и деятельности государства. Американский вклад озвучила Виктория Нуланд – пять миллиардов долларов. Поэтому к услугам США - и оппозиция, и подготовленные СМИ, и эксперты, и боевики-радикалы, о подготовке которых в Украине все знали, но власть ничего не делала, чтобы предотвратить насилие над государством и обществом.
Но беда в том, что в «перекрестное поле» ВКЛАДЫВАЮТ только во время борьбы за него, после победы только ПОЛЬЗУЮТСЯ его потенциалом. Поэтому роль собственно украинской власти в Украине обречена стремиться к нулю во всех областях, кроме разве что внутренних дел. Все-таки подавлять внутренние протесты удобнее руками «национального правительства».
Целостность
Многие говорят, что пора забыть мантры о «единой и соборной» Украине. Последние события еще раз показывают, что раскол между Западной и Юго-Восточной Украиной, видимо, прошел точку невозврата. Галичина фактически вышла из-под влияния центрального правительства уже добрых полтора месяца назад. В Харькове собираются депутаты всех уровней юго-восточных регионов с явной целью дистанцироваться от занятого националистами Киева. Из Одессы раздаются призывы о создании своей - одесской Конституции. В Крыму активно дебатируется вопрос о жизни как минимум по Конституции АРК 1992 года.
И загнать эти настроения назад, в бутылку, сейчас невозможно, поскольку центральная власть слаба. Сегодня трудно всерьез воспринимать угрозы СБУ в отношении сепаратистов – в тот момент, когда только сгорели ее архивы и не только в западных областях. А апломб и аппетиты местной элиты, представляется, не меньшие, чем у столичной.
Апломб и аппетиты соседей Украины еще большие, чем у местной элиты. Поэтому совершенно реальным выглядит сценарий борьбы «за украинское наследство», когда страны Евросоюза (Румыния, Венгрия, Польша) и Турция будут стремиться растащить украинскую территорию. И будут иметь все основания, поскольку она исторически состоит из фрагментов Оттоманской Порты, Российской империи, Австро-Венгрии, Речи Посполитой и боярской Румынии.
Деньги
Не так давно прошло сообщение, что эмитент отказался от размещения украинских евробондов на ирландской бирже. Это означает, что Украина отказалась от транша в два миллиарда долларов из тех 15 миллиардов, о которых договорились в Москве в декабре прошлого года. Как бы ни оценивать этот кредит, он давал возможность Украине как-то удержать экономику и социалку в 2014 году. Что может быть предложено взамен этих денег? Из внутренних резервов – ничего, даже если поверить в чудо и предположить, что новая власть перестанет воровать.
Следовательно, необходимы внешние заимствования. Министр финансов США Джейкоб Лью рекомендовал Украине обратиться к Международному валютному фонду: «Лучшим механизмом, с помощью которого Украина сможет сделать это, будет обращение в МВФ за пакетом мер, которые помогут осуществить экономическую реформу, получить необходимую поддержку в обмен на шаги по восстановлению экономики». Но надо понимать, что «шаги по восстановлению экономики» по сценарию МВФ – это «Вашингтонский консенсус», универсальный набор рекомендаций развивающимся странам, исполнение которых является условием получения кредита от МВФ. В числе рекомендаций – тотальная приватизация, минимум социальных программ, сокращение зарплат и ограничение прав и тому подобное. В целом же «Вашингтонский консенсус» - это отказ от принципов социального государства в интересах бюрократии и олигархической верхушки.
Хотя из Европы донеслось, что после формирования нового правительства в Украине ЕС готов предоставить Киеву 20 миллиардов евро на проведение реформ. Это недавно обещал, например, глава комитета по иностранным делам Европейского парламента Элмар Брок: «Поддержку можно будет предоставить немедленно для предотвращения дефолта». Но обещание – это, скорее, метод дефлорации, но не брака. Но даже если не обманут, то финансовая помощь неизбежно будет увязана с выполнением рекомендаций МВФ, то есть с теми же условиями «Вашингтонского консенсуса».
Можно предположить, какие будут настроения граждан Украины, когда к ним придут первые коммунальные счета, исполненные по рекомендациям МВФ, что неизбежно! И их выражения в адрес правительства!
Что делать с боевиками?
Последний известный мне социологический опрос показал, что в составе майданных митингующих было 12% киевлян и 88% приезжих, в основном из Западной Украины. После февральской радикализации конфликта митингующие, особенно экстремистская их часть, оказались снабжены огнестрельным оружием. Возникает вопрос – а что теперь? Ведь именно радикалы сейчас являются силовой доминантой и в Киеве, и во многих крупных городах Украины. И новостные ленты начинают пестреть сообщениями о мародерстве и грабежах.
Кроме того, радикалы готовы продолжать. 21 февраля, когда казалось «обо всем договорились», со сцены майдана заявили, что «если к молодым парням из внутренних войск, которые сегодня отправляются в казармы, претензий нет, то сотрудникам «Беркута» пощады не будет». То есть провозглашен конфликт майданных боевиков как минимум с четырьмя тысячами подготовленных спецов, которые наверняка тоже где-то припрятали оружие и за свои семьи и дома начнут стрелять не церемонясь.
И это не только в Киеве, а по всей Украине. Что останется делать массе мирного населения? Пока появляется информация о создании территориальных отрядов самообороны, которые планируют обеспечивать безопасность (а значит – брать под контроль) территории своего проживания. Это естественный ход развития событий, дающий шанс мирному населению уцелеть в хаосе городской войны. Но этот же естественный ход событий, в конце концов, предполагает вооружение территориальной самообороны, амбиции ее лидеров и борьбу за территории. В условиях отсутствия сдерживающего фактора в виде милиции и спецназа памятные многим лихие 90-е покажутся детскими шалостями.
Наиболее рациональный путь решения проблемы боевиков? Часть вооруженных радикалов, видимо, включат в состав силовых структур, часть – разойдётся по домам, часть – «зачистят». Жестко… Новоиспеченная самозванная парламентская власть уже бросила кость майданным лидерам: Яценюк пообещал им пару министерских портфелей и должности замминистра в каждом из министерств. Если нынешнему формату парламента повезет – майданные лидеры перегрызутся за эти кресла. Если не повезет – полевые командиры сметут нынешний парламент, как давеча смели региональную власть. И тогда начнется азартная резня «правых», «спильных», «фронтовых», «самооборонных», «оплотных» и прочих атаманов.
Это только малая толика проблем, вызванных к жизни событиями последних трех месяцев. Но и ее достаточно для вывода: будущее правительство обречено на социальное недовольство и гражданскую ненависть.