События, развернувшиеся 6 апреля в Луганске, Донецке и Харькове стали реакцией общественности на силовое давление нелегитимной центральной украинской власти и её ставленников на местах, олигархов-губернаторов, в отношении активистов общественно-политических организаций Юго-Востока.
Надежда киевской власти на то, что после задержания народного губернатора Донецкой области Павла Губарева и лидера «Луганской гвардии» Александра Харитонова, активность жителей Юго-Востока сойдет на нет, не оправдались. Напротив, эти действия стали катализатором роста народного возмущения.
Обращает на себя внимание то, как менялась риторика в отношении людей, протестующих в Луганске, Донецке и Харькове.
Вечером 6 апреля А. Аваков рассказал, что милиция «не будет стрелять в людей - "в кучку проплаченных провокаторов" - среди протестующих много обманутых, много пришедших за деньги». При этом он заявил, что «жесткий подход будет применен ко всем, кто непосредственно ведет нападение на государственные здания, на правоохранителей и других людей».
Что это за «жесткий подход», стало известно позже, когда пресс-служба МВД распространила заявление о том, что «такие действия, как захват государственных учреждений, массовые беспорядки - это преступление, наказание за которое предусмотрено Уголовным кодексом Украины. В соответствии со ст. 294 Уголовного кодекса Украины за организацию массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием и другими противоправными действиями, в частности, организаторам и подстрекателям массовых беспорядков, угрожает от пяти до восьми лет лишения свободы».
Подобными заявлениями нынешняя власть поставила себя в положение унтер-офицерской вдовы, поскольку практически обрисовала санкции, которые должны были применяться к участникам январско-февральских беспорядков в Киеве, когда майдановцы захватили ряд зданий государственных учреждений, включая министерства и КГГА.
По комментариям А.Авакова становится ясно, что он уже нашел «виновных» за выступления людей на Юго-Востоке: «Русские раскачивают обстановку в стране. Путин и Янукович заказали и оплатили очередной виток сепаратистских беспорядков на востоке страны – Луганск, Донецк, Харьков».
Нелегитимные власти Украины неоригинальны в своем желании использовать технологию поиска «внешнего врага» для того, чтобы отвлечь граждан страны от надвигающегося на страну экономического краха и дефолта.
По версии полезного для власти политтехнолога В.Карасева, «это план срыва президентских выборов в трех областях Украины, плюс, возможно, в Одессе и Херсоне. Для того чтобы осуществить свой сценарий федерализации страны, нужно сначала сорвать выборы в этих регионах, и в стране в целом. А потом посмотреть – принудить Украину к федерализации и нейтралитету".
Эта версия свидетельствует о том, что ее автор считает назначенные на 25 мая президентские выборы вполне законными. Но могут ли быть признанными внеочередные выборы на Украине, если они пройдут при терроре.
Что касается террора, то его в нынешней Украине – с избытком. До сих пор не разоружена радикальная организация «Правый сектор». При этом А. Турчинов в своем обращении к населению назвал террористами вовсе не ее боевиков, а жителей Юго-Востока.
Правящая сегодня на Украине власть, с одной стороны, ведет активные приготовления к силовому подавлению протеста граждан Юго-Востока, с другой – серьёзно опасается быстрых и адекватных действий России по защите жителей Донецкой, Харьковской и Луганской областей от вооруженной расправы со стороны праворадикалов, влившихся сегодня в ряды Национальной гвардии.
Более безопасным киевской власти кажется пропагандистский сценарий по принятию 8 апреля в Верховной раде законов, усиливающих уголовную ответственность за сепаратизм. При этом попутно (как всегда в спешке принимая нелегальные акты) могут рассмотреть «вопрос о запрете деятельности политических партий и общественных организаций, стоящих на позициях сепаратизма и работающих на страну-агрессора, против собственного государства и его народа».
Большой проблемой для Киева становится то обстоятельство, что многие представители силовых структур Юго-Востока отказываются выполнять распоряжения незаконной власти и заявляют о своей верности народу. В этой связи нелегитимная власть может рассчитывать преимущественно на силовой ресурс из других регионов.
А.Турчинов обратился и к Евросоюзу, а также странам Восточного партнерства. В своем послании он попытался вину за все беды, происходящие сегодня на Украине, возложить на Россию: «после того, как Россия аннексировала Крым, она начала предпринимать новые попытки по дестабилизации ситуации в Украине, цель которых очевидна – разорвать Украину на куски, свергнуть украинскую власть, сорвать выборы, погрузив страну в хаос».
Удивляться такому поведению нынешней киевской власти не приходится, если посмотреть на некоторых ее зарубежных наставников. В частности, по мнению экс-президента Грузии М.Саакашвили, «в такой момент очень опасно проявлять слабость, так как сама эта слабость может провоцировать Россию на действия… сейчас как никогда, нужен дух Майдана».
Впрочем, если нынешнее украинское руководство намерено всерьез внимать советам Саакашвили, то оно должно серьёзнее изучить последствия «маленькой победоносной войны 2008 года», за счет которой тот хотел поправить свой пошатнувшийся президентский рейтинг, а теперь бежал из Грузии и уже в статусе преподавателя американского университета дает советы своим украинским коллегам.
Полное отсутствие самостоятельности в выборе политической линии, необходимость согласовывать каждый свой шаг с заокеанскими и европейскими политическими патронами, подталкивают украинскую хунту к поиску мнимых внешних и внутренних врагов. В роли последних предстают уже жители собственной страны, не согласившиеся с февральским госпереворотом, военные и силовики, отказывающиеся выполнять преступные приказы по борьбе с собственным народом. В таких условиях будущее нелегитимной власти крайне незавидно, а её текущая политическая деятельность начинает вызывать раздражение не только у идеологических противников, но и у бывших соратников.