10 марта уполномоченный по правам человека Донецкой народной республики Дарья Морозова на пресс-конференции сообщила, что только в списках ДНР значится около 2000 пленных ополченцев и политзаключенных, томящихся в застенках киевской власти и нередко подвергающихся пыткам и тяжелым истязаниям. Это только по спискам ДНР, по Украине некоторые источники называют число арестованных близким к 4000.
Д. Морозова сообщила, что правозащитниками ДНР «подготовлено три списка военнопленных: воевавшие ополченцы — 200 человек, политзаключенные — около 800 и гражданские лица — порядка 900 человек; списки две недели назад были пересланы украинской стороне, которая никак не отреагировала».
Украинская сторона, официальным представителем которой является Виктор Медведчук, заявила, что некоторых ополченцев невозможно отпустить, так как они уже осуждены, получили сроки заключения. Таких людей на сегодняшний день около десятка.
Поглядим на ситуацию в Харькове, в городе с населением примерно 1,3 млн. человек, первым, еще до Донецка, вставшим на протестную борьбу с новой властью, установившейся в результате государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г. На Юго-Востоке Украины, в областях, именуемых Новороссией, в народе власть эту называют просто хунтой.
Напомним, что в июне 2014 г. назначенный Киевом глава госадминистрации Харьковской области И. Балута сообщал, что с 6 апреля в области были задержаны 314 активистов движения «Русская весна». 18 февраля сего года и.о. заместителя начальника ГУМВД в Харьковской области Ю. Гладик заявил, что в Харькове было задержано более 700 «сепаратистов», более 160 дел против них были отправлены в суд. При этом не уточнил, за какой именно период были проведены эти задержания и что же все-таки вменяется гражданам в вину. Позже число арестованных в Харькове оценивалось примерно в 1000 человек.
По делам, связанным с массовыми беспорядками в апреле 2014 г., под стражей до сих пор находятся 20 человек, процессы искусственно затягиваются Киевским районным судом Харькова (судья Сергей Диденко), поскольку нет реальных доказательств вины обвиняемых. При этом несколько политзаключенных серьезно больны. Один из них — журналист газеты «Современность и объективная мысль» Дмитрий Пигорев, проходящий по одному делу со Спартаком Головачёвым и Валерием Калугиным. В знак протеста против пыток и издевательств пытался покончить с собой в застенках стример протестного движения Сергей Юдаев.
Ныне актуализовалось дело харьковчанина Алексея Макарова, арестованного 11 февраля с.г., по словам Антона Геращенко, советника министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, «за активное участие и организацию массовых беспорядков в городе Харькове, имевших место 1 марта 2014 года во время захвата здания Харьковской ОГА».
5 марта быстро был сфабрикован в закрытом режиме и объявлен приговор: 5 лет тюремного заключения. Пресс-служба прокуратуры Харьковской области сообщила об этом 10 марта. Процесс никем не освещался. Ни общественности, ни правозащитникам до сих пор неизвестно, кто же из адвокатов защищал обвиняемого. Неизвестно также, подавал ли Алексей Макаров апелляционную жалобу и состоится ли вообще апелляционное заседание суда. Известно только, что Макаров «признан виновным в активном участии в массовых беспорядках и хулиганстве».
Власть фактически фабрикует уголовные дела. Тот же Геращенко подтасовывает факты, перевирает причинно-следственные связи и последовательность событий. И высказывает свои «соображения» в социальных сетях, призывая общественность в соглядатаи и участники. В «Фейсбуке» Геращенко бросил поразительный призыв: «Все, кто хочет сообщить дополнительные сведения о лицах, организовавших и принявших участие в массовых беспорядках проросийского характера, могут это сделать, позвонив 102 или написав в личку начальнику Харьковского УВД…»
Эти действия Геращенко прокомментировал журналист А. Дмитриев: «Советник министра внутренних дел подчеркивает свою избирательность: сообщать следует только сведения о лицах, причастных к “массовым беспорядкам проросийского характера”! Массовые беспорядки любого другого характера, стало быть, непредосудительны и ненаказуемы, а возможно даже — инициированы самим Геращенко [а именно так и было, когда штурмовики из рядов футбольных ультрас и «Правого сектора» незаконно сносили памятник Ленину на площади Свободы. – М. С.]. То есть советник министра внутренних дел не скрывает, что у милиции — установка на преступное бездействие во время массовых беспорядков “непророссийского характера”».
Наблюдатель подчеркивает: «Геращенко — это ходячее пособие по фабрикации уголовных дел. … Когда становится понятно, что со свистом пролетают экономика и социальная сфера, что пустым звуком были громкие обещания, появляется необходимость в такого рода информационных поводах. Если сейчас получается “скормить” населению это уголовное дело, то в дальнейшем можно будет всё. Уже не понадобятся ни расследования, ни адвокаты, ни апелляции. Можно будет обстряпывать приговоры в кратчайшие сроки под свист и улюлюканье толпы».
Известно, например, о запрете деятельности общественной организации «Русь Великая» и неоднократном аресте, кольцевании браслетом и новом аресте ее главы Юрия Апухтина, который якобы «подрывал государственную целостность Украины».
СБУ «зачистила» общественную организацию «Исход». Ее лидер Олег Новиков брошен за решетку и обвинен в причастности к терроризму. 22 января в Киевском районном суде Харькова состоялось судебное заседание, на котором Новикову была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней за «покушение на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Аваков, не дожидаясь результатов расследования, сразу заявил, что О. Новикову грозит долгий тюремный срок. Сын министра, вооруженный автоматом, гордо сфотографировался рядом с арестованным Новиковым, проявив «великую доблесть»: у руководителя «Исхода», инвалида, нет левой ноги. Просто этот человек (кстати, многодетный отец, его новорожденной дочке всего несколько недель) в нынешних условиях не боялся высказывать свое мнение о происходящем, несогласие с действиями хунты и неизменно украшал свой лацкан георгиевской лентой.
Политолог и правозащитник Д. Губин утверждает: «Тюрьмы постоянно наполняются теми, кто не то сказал, не то надел… Георгиевская ленточка на груди, громкий разговор с упоминанием хунты, посылочка в Донбасс — среди нелояльных и несогласных оказываются в СИЗО старики, женщины, инвалиды. Многие люди сидят в ожидании суда и приговора с апреля прошлого года. По делам в Одессе и Харькове на скамьях подсудимых сидят жертвы, а не убийцы».
Между тем шестой пункт Комплекса мер по выполнению минских соглашений от 12 февраля предусматривал завершение к 6 марта освобождения и обмена всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Тем более это необходимо было сделать в отношении политзаключенных, в действиях которых невозможно найти криминал. Например, в отношении голодающего уже более 20 дней С. Головачёва.
Составители доклада «Военные преступления украинских силовиков: пытки и бесчеловечное отношение» представляют результаты своей работы в Совет по правам человека ООН, заявил заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при ОП РФ С. Орджоникидзе. Данные для доклада собирались с 25 августа 2014 года по 20 января 2015 г., было опрошено порядка двух сотен человек, побывавших в украинском плену. «Эти факты наводят ужас на нормального обывателя, — подчеркивает Орджоникидзе. — До тех пор, пока будут массовые нарушения прав человека, мы будем бороться, будем пытаться заставить правительства стран прекратить поддержку криминального режима».
В свою очередь, председатель данной комиссии Е. Сутормина добавила, что данные из доклада представлены в Женеве на сессии Совета ООН.
Как отметил директор Фонда исследования проблем демократии, член ОП РФ М. Григорьев, собранные материалы также направляются в российский Следственный комитет, в Европейский суд по правам человека и в ОБСЕ. «Надо понимать, что родственники этих людей находятся на территориях, занятых украинскими войсками, и они подвергаются прямой опасности. Люди смертельно боятся за своих родственников, и при передаче в суд этих материалов мы должны учитывать, чтобы их родственники не были убиты различными частями украинских формирований», — добавил Григорьев.
Вице-спикер Госдумы РФ С. Железняк отметил, что ужасно смотреть как в XXI веке в центре Европы «глумятся над людьми, используя все средства пыток, которые, к сожалению, были изобретены человечеством, и те методики, которыми пытали и убивали людей бандеровские бандформирования во время Великой Отечественной войны». Депутат также добавил, что на Юго-Востоке Украины активно используются и методы пыток, которые были привнесены западными инструкторами. «А это говорит о том, что издевательства над людьми, пытки, а еще и огромное количество смертей среди мирных граждан — это та фактура, которая на сегодня является очевидной и которая совершенно игнорируется теми странами, которые пытаются не замечать нацизма на Украине».
Нынешний киевский режим грубо попирает Конституцию и законы Украины, которые номинально пока еще существуют, однако уже не действуют. Граждане Украины поделены на «свидомо-правильных» и «неправильных». То, что происходит сейчас на Украине, — уже давно вышло за пределы конституционного и правового поля, и действия нынешних властей Украины попадают под целый ряд статей Уголовного кодекса. На будущем трибунале, по примеру Нюрнбергского, представителям нынешней власти неизбежно придется за все ответить.
К сожалению, можно констатировать, что и очень многие украинские журналисты и СМИ своими действиями только раскручивают спираль насилия и политических репрессий.
«Нарушения гражданских прав на Украине носят системный характер и вытекают из самой сущности власти, получившей управление в результате вооруженного переворота. Уже не вызывают удивления факты массовых репрессий журналистов и общественных деятелей, лишение свободы за высказанное несогласие с официальной позицией, да и просто убийства неугодных оппонентов руками нацистов и уголовников. Однако европейская общественность до сих пор считает киевскую власть “демократическим представителем гражданского общества”, не замечая массовый характер вопиющих нарушений», — отмечают в недавно учрежденном Союзе политэмигрантов и политзаключенных Украины.
Аресты на Украине идут и сейчас. Активисты задерживаются целыми группами, судьба многих неизвестна.