Часть I
Для отказа от исполнения долговых обязательств применяются любые методы. В частности, Украина оспаривает статус российского долга. Киев относит его к частному сектору, мотивируя тем, что он соответствует механизмам Лондонского клуба, поскольку бумаги обращаются на Ирландской бирже. Россия же считает себя официальным кредитором Украины в рамках Парижского клуба, объясняя это тем, что бумаги выкупил Фонд национального благосостояния РФ. МВФ, который должен определить окончательный статус долга в случае просьбы одной из сторон, пока что находится на стороне Украины.
В свою очередь, США открыто призывают не возвращать России долг. Как заявил американский сенатор К.Мерфи, «международное сообщество должно понять необходимость осуществления нами соответствующих шагов, которые дадут Украине правовое основание уйти от выплаты данной задолженности». Для этого комитет по международным отношениям Сената США планирует провести закрытый брифинг с исполнительным директором МВФ К.Лагард, на котором будет обсуждаться ситуация с задолженностью Украины.
С помощью юридической эквилибристки выплату действительно можно затянуть, но с точки зрения международного права невыплата долга без согласия кредитора автоматически означает дефолт. Что, в свою очередь, как и срыв переговоров о реструктуризации, заблокирует программу кредитования Украины со стороны МВФ.
Репарации и колониальная рента
Но даже если с кредиторами все как-то обойдется, ничего хорошего Украине это не принесет. Достаточно проанализировать содержание договоренностей Украины с кредиторами.
При общей сумме государственного долга Украины в 70 млрд. долл. в результате достигнутых соглашений под списание попадает лишь 20% долга, который должен уменьшиться с 19,9 до 15,5 млрд. долл.
В течение 4 лет Украина будет выплачивать только проценты, а выплата тела кредита, запланированная на , смещается на То есть Киеву «прощают» всего 3,8 млрд. долл. Остальные нужно будет вернуть. Только чуть позже.
Ради этой отсрочки и 3,8 млрд. Украина выдаст кредиторам новые долговые обязательства, привязанные к показателям ВВП. Если рост ВВП будет менее 3%, Украина освобождается от выплат. При условии роста 3-4%, страна платит 15% от суммы, превышающей 3% ВВП, а если рост ВВП составит более 4%, выплаты кредиторам составят 40% от суммы прироста с каждого процента выше этого значения. «Стрижка купонов» начнется с 2021 г. В течение пяти лет выплата не может превышать 1% ВВП, но после 2025 г. свои 40% кредиторы получат.
Несложно подсчитать, что при росте экономики в 5% к 2040 году кредиторы, простившие 3,8 млрд., получат 22 млрд. прибыли, не считая возврата кредитов и выплаты процентов по ним.
По мнению генерального директора Украинского кредитно-рейтингового агентства С.Дубко, схема коренным образом отличается от принятой в мировой практике привязки суверенных долгов к показателю роста ВВП. Регулируемой величиной обычно является размер процентной ставки, которая повышается при достижении определенной динамики ВВП. Украина же должна будет делиться определенной частью ВВП, то есть деньгами, заработанными всей национальной экономикой.
В свою очередь, политолог Д.Куликов заявляет, что с идеологической точки зрения «это то, что называется сверхрентой колониальной зависимости. Или репарациями. Я очень удивился условиям, которые называют победой. В порядке шутки я задал себе вопрос, может, украинские переговорщики перепутали понятия слов реструктуризация и репарация?».
При этом условия для Украины все равно остаются крайне суровыми. Например, в 2011 г. Греция получила списание 53,5% основной суммы долга и понижение процентной ставки. Украине списывают 20%, но ставка повышается.
Таким образом, в случае восстановления роста экономики многие поколения украинцев будут отдавать результаты своего труда западным «инвесторам», попав в многолетнюю долговую зависимость. Хотя сама возможность восстановления при нынешней власти и проводимой ею политики – явление весьма маловероятное. Но власть может измениться, а вот созданная ею долговая кабала останется в силе.
Самое главное, что эти преступные действия не отменяют дефолта. Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте с уровня СС до С, что означает «неизбежность дефолта». Фактически он уже состоялся, поскольку у Украины после отказа от платежей осталось несколько дней (до 4 октября), чтобы либо оплатить долг, либо объявить дефолт. И это нисколько не зависит ни от результатов переговоров о реструктуризации, ни от позиций России и МВФ.
Из геополитических соображений и в целях сохранения власти нынешнего киевского режима официально дефолт может не объявляться. Спонсоры переворота могут найти пару миллиардов для поддержания своих марионеток на плаву. Либо просто закрыть глаза и победно протрубить об успешной реструктуризации. Но это важно лишь для международных юристов и политологов, испытывающих профессиональный интерес к правовой и геополитической эквилибристике международных финансовых структур.
Для Украины же стали реальностью полная потеря финансового суверенитета и тот факт, что нынешние младенцы Украины часть своих доходов, которые они получат, когда станут взрослыми, будут отдавать дяде Сэму. Причем Яценюк уже пообещал, что реструктуризация им. Н.Яресько – далеко не последняя «победа» его правительства.
Легким движением пера, поставившего подпись под кабальным договором с кредиторами, киевская хунта лишила Украину будущего.