Между тем премьер Италии Маттео Ренци накануне принципиально высказался за создание широкой коалиции, в которой «главными действующими лицами станут США, ЕС и Россия, с привлечением региональных держав». Уже по одной этой причине Порошенко пришлось на ходу перестраиваться и говорить не о вселенском зле в лице Москвы, а о более приземленных вещах.
* * *
Главным событием итальянской части визита Порошенко стала встреча с премьер-министром Маттео Ренци. По ее итогам, общаясь с журналистами, президент сообщил, что Украина получила «все необходимые сигналы поддержки» в сфере безопасности, борьбы с коррупцией, экономики и евроинтеграционных устремлений, а Италия четко стоит на принципах необходимости полной имплементации минских соглашений.
Говорить о том, что Италия может чем-то помочь в борьбе с коррупцией, просто забавно. Индекс восприятия коррупции международной организацией Transparency International ставит Италию по уровню коррумпированности экономики на последнее место в Европе и 69-е место в мире, рядом с Болгарией, Румынией и Грецией. Иными словами, итальянцы, при всех их добрых намерениях, могут обучить украинцев разве что тем аспектам коррупции, которые до сих пор не известны на берегах Днепра.
Что касается «устремлений» Порошенко, они сейчас сводятся к обретению безвизового режима. Однако, в то время как страны-члены ЕС начинают вводить ограничения на внутренних границах, рассчитывать на безвизовый режим без серьезных ограничений для страны, в которой, пусть и в латентном состоянии, но продолжается гражданская война, а часть границы не контролируется, просто наивно.
Настаивая на полном претворении в жизнь минских соглашений, итальянская сторона, имея печальный опыт Южного Тироля (Трентино-Альто-Адидже), где временами дело доходило до террористических актов, выступает за реальный, зафиксированный в конституции, а не заявленный на словах особый (автономный) статус Донбасса, чему всячески противится Киев.
Еще в марте Маттео Ренци на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным говорил, что Италия готова поделиться с украинскими властями опытом децентрализации страны. «У нас замечательный опыт региона Трентино-Альто-Адидже. Это прекрасный образец того, как можно удачно решить проблему децентрализации», - сказал тогда премьер Италии.
Как известно, в 1969 году этот регион получил автономию, а немецкий язык – статус официального. Было признано немецкое название территории – Южный Тироль. Спустя три года был принят новый статут провинции. Под управление правительства Южного Тироля перешли транспорт, государственные услуги и социальная сфера, здравоохранение, общественная безопасность, торговля, строительство дорог. Значительно расширились и полномочия парламента региона (кто-то может представить, что Донбасс может получить автономию и русский язык из рук Порошенко?!).
Украинский президент также говорил о сотрудничестве в энергетике. «Компания ENI задекларировала желание расширения инвестиций в Украину», - сказал Порошенко. Надо признать, что последнее действительно возможно, если того пожелает тесно связанный с ENI российский «Газпром». Достаточно сказать, что ENI была основным партнером россиян при строительстве «Голубого потока». Партнеры на паритетных началах создали российско-итальянскую компанию специального назначения Blue Stream Pipeline Company B. V. Эта компания является владельцем морского участка газопровода, включая компрессорную станцию «Береговая». Газовые контракты двух компаний заключены до 2035 года. Так что Порошенко вскоре убедится в том, насколько тесен глобализированный мир.
По словам украинского президента, речь шла также о сотрудничестве в области сельскохозяйственного машиностроения и инвестициях в технологии, пищевую промышленность. Можно предположить, что итальянцы при этом проявят крайнюю осторожность, если вообще на что-то решатся (разговоры – не договоры). Ведь в условиях действия Соглашения об ассоциации Украины с ЕС они не заинтересованы в появлении на европейском рынке еще одного конкурента.
* * *
В Италии, по данным Фонда Каритаса, находится примерно 600 тыс. выходцев с Украины, попросту говоря – гастарбайтеров. На 80% это женщины из Западной Украины, работающие горничными и сиделками или занимающиеся проституцией. Порошенко никак не мог пройти мимо столь многообещающей аудитории. Встреча и молитва православного президента с трудовыми мигрантами состоялась возле униатской церкви Святой Софии в Риме.
Президент рассказал заробитчанам, что «агрессию России» удалось остановить, пообещал скорый безвизовый режим с Евросоюзом. Домой, на Украину, Порошенко никого не звал. Наоборот, обратившись к мигрантам с просьбой содействовать в получении Киевом «финансовой и военной поддержки» со стороны Европы, дал понять, чтобы гастарбайтеры и далее оставались в Италии. Пожалуй, единственное, чему обрадовались мигранты, стала новость от президента о том, что Украина подписала с Италией соглашение о взаимном признании водительских удостоверений. Итальянцы над этим простым вопросом думали целых 10 лет – еще со времен Ющенко.
* * *
Незадолго до визита украинского президента в Ватикан в Крыму произошло примечательное событие. Как сообщило Radio Vaticana, «делегат пастырского округа Римско-католической Церкви в Крыму и городе федерального значения Севастополе епископ Яцек Пыль 9 ноября встретился с начальником по делам национальностей и религий Департамента внутренней политики правительства Севастополя Владимиром Рябых».
Далее в сообщении было сказано, что епископ поблагодарил правительство Севастополя за содействие католикам, в том числе «в юридической регистрации прихода Святого Климента и пастырского округа в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе». «Теплые отношения между христианскими общинами Католической и Православной Церкви в Крыму и Севастополе, содействие и понимание представителями власти значимости духовного единства являются примером служения, веры и любви, о чем я непременно расскажу Папе Франциску на предстоящей встрече», – отметил епископ Яцек Пыль.
Со своей стороны, Владимир Рябых подчеркнул, что католики Севастополя вносят большой вклад в воспитание молодежи и формирование духа уважения к традициям города.
Казалось бы, вполне рядовая новость. Однако в Киеве она произвела эффект взорвавшейся бомбы. Дело в том, что после вхождения Крыма в состав России все религиозные организации должны были пройти перерегистрацию по российскому законодательству. Пришлось сделать это и католикам. Яцек Пыль, назначенный в декабре 2014 года делегатом пастырского округа Крыма и Севастополя, тогда говорил, что «Ватикан официально не признает аннексию Крыма» и округ создан «исключительно в административных целях, чтобы Католическая Церковь и дальше могла функционировать на этих землях».
И вот такой радикальный поворот: «Республика Крым», «город федерального значения Севастополь» и обещание рассказать папе Франциску, как российские власти заботятся о крымских католиках! Учитывая, что Яцек Пыль говорил не только от своего имени, то речь идет о том, что де-факто Ватикан признал нахождение Крыма в составе России. Можно даже сказать, что произошло официальное признание данности свершившегося факта. Заметим, первое признание в Европе.
Что и говорить: обстоятельство для Киева явно неприятное. Положение не спасла и попытка Ватикана подсластить эту горькую пилюлю назначением 13 ноября апостольским нунцием на Украине опытнейшего дипломата архиепископа Клаудио Гуджеротти. Архиепископ ранее успел побывать нунцием в Грузии, Армении, Азербайджане и Белоруссии. Помимо классических и западных языков, он владеет армянским, русским, белорусским, курдским языками и является знатоком православия.
Не успокоил Киев и комментарий генерального директора Radio Vaticana Федерико Ломбарди о встрече Яцека Пыля с представителем правительства Севастополя. Ломбарди весьма обтекаемо заявил: «Святой Престол… не имеет обыкновения непосредственно вмешиваться в вопросы такого характера (территориально-государственного), подчиняясь, скорее, решениям международного сообщества в этих делах и оставляя за собой право указывать на этические принципы, которыми должны наполняться отношения между государствами. Поэтому в том, что касается Украины, позиция Святого Престола… звучит во время публичных выступлений и остается неизменной».
О том, что Ватикан не только Святой Престол, но и государство, Ломбарди, понятно, говорить не стал. Как и о том, что папа Франциск во время публичных выступлений о границах Украины не высказывался. Опять же в силу «этических принципов».
В итоге Петр Порошенко прибыл на свидание с папой Франциском в немалой тревоге и смятении. Некоторое смятение, вероятно, охватило и Франциска. Ко времени встречи с Порошенко в пятницу в Ватикан уже пришла новость из Кувейта о том, что ИГИЛ закупал ПЗРК китайского производства через Украину. Для Франциска, который в августе по случаю Дня независимости Украины благословил ее народ и лично Порошенко, такое сообщение было неприятным.
Поэтому не стоит удивляться, что главным итогом аудиенции Порошенко у главы Ватикана стало согласие Франциска посетить Украину. Сроки визита пока не согласованы. Хотя сама встреча, по словам Порошенко, «была очень трогательной», дело ограничилось тем, что папа Франциск еще раз сказал, что он не забывает об Украине и постоянно молится за нее.
Во время аудиенции Крым и прочие острые для киевского режима вопросы остались за пределами беседы. Такого рода вопросы находятся в компетенции главы дипломатии Ватикана Пьетро Паролина. Насколько известно, в Ватикане настроены на то, чтобы все государства с сильными позициями христианства, включая Россию, координировали усилия в борьбе с терроризмом. В этом смысле русофобия Порошенко выглядела явно неуместной.
Иное дело - будущий визит папы Франциска на Украину. Ясно, что местные униаты будут стоять «на ушах». Без вспышки новой волны насильственного прозелитизма обойтись не получится. Причем, судя по тому, что Порошенко избрал для молитвы в Риме униатскую церковь, сам он ничего против усиления влияния Ватикана на Украине не имеет.
* * *
Не приходится сомневаться, что визит Порошенко в Италию, как и прочие его визиты, приближенные к режиму СМИ назовут историческим. Доля правды в таком определении есть. Все же президент увидел немало памятников древности и исторических развалин. А заодно мог убедиться, что даже развалины в Риме выглядят намного привлекательнее, чем Украина после «революции достоинства».