Лишь через двое суток в украинских СМИ появился ответ компании Avellum на расследование об оффшорах президента Порошенко. Его оффшорные компании, мол, не открывали банковские счета и не осуществляли никаких финансовых операций: уставные фонды оффшоров не оплачивались, акции, которые принадлежат Порошенко, не имели номинальной ценности и поэтому не подлежали декларированию по украинскому законодательству. «Создание иностранной структуры не влияет на налогообложение группы Рошен в Украине, которая продолжает платить налоги в соответствии с украинским законодательством», — утверждается в документе. А после передачи Roshen в «слепой» траст выплаты будет получать не оффшор, а украинская компания. Поэтому все налоги будут платиться в Украине, прибыль также будет оставаться в Украине. Такая вот сказка про белого бычка.
Национальное антикоррупционное бюро Украины заявило, что не будет проверять информацию об оффшорах президента Петра Порошенко из-за отсутствия соответствующих полномочий. Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) тоже не увидела криминала в действиях Петра Порошенко. Представитель ведомства (прокурор Владислав Куценко) сделал акцент на том, что прокуратура, согласно Конституции Украины, вообще не имеет права заниматься подобными расследованиями. Ведь речь идет о президенте страны.
Но тут Центр по исследованию коррупции и организованной преступности опубликовал полный текст документов панамской юридической компании Mossack Fonseca, касающихся президента Петра Порошенко. Оказывается, президент Порошенко учредил оффшорную компанию в самый разгар войны на Донбассе, заботясь о личном благополучии именно в то время, когда посланные им на бойню солдаты горели заживо в огне иловайского «котла». Война войной, а украинский президент создал несколько оффшорных компаний на Британских Виргинских островах, Кипре и в Нидерландах, куда были выведены активы Roshen, чтобы не платить на Украине налогов с продаж, указывает немецкая пресса.
Что, когда и как нарушил президент, организовавший майдан по свержению Виктора Януковича?
Согласно п. Е ч. 4 ст. 5 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 № 15-93 для операций по осуществлению инвестиций за границу, в том числе путем приобретения ценных бумаг, обязательно получение индивидуальной лицензии НБУ на такую операцию. Ответственность за это предусмотрена ч. 2 ст. 16 указанного Декрета. Соответствующие санкции накладывает НБУ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 172-6 КУоАП, имеют право как уполномоченные МВД (Национальной полиции) так и прокуроры. Возбужденные дела рассматривают судьи районных или городских судов. Международная же антикоррупционная организация Transparency International напомнила Порошенко, что вранье в декларации - уголовное преступление.
Сам же факт противоправной регистрации оффшорной кампании с целью использования ее для продажи «Рошен» - это посягательство на преступление в виде уклонения от уплаты налогов (ст.212 УК). А согласно ст. 216 УПК Украины - это преступление. Расследованием использования оффшоров для уклонения от уплаты налогов, согласно Переходным положениям УПК, занимается прокуратура (п. 1 раздела XI Переходных положений УПК Украины).
Кроме того, оффшоры Порошенко – это еще и мина замедленного действия. Например, привлечение его к ответственности за непредоставление информации об оффшорах. После, естественно, отстранения Петра Порошенко от власти. Ведь речь идет о должностном лице, о президенте Порошенко, а не о компании, зарегистрированной на Виргинских островах.
Президент Порошенко, как и любой государственный служащий, является гражданином Украины и субъектом, ответственным за коррупционные правонарушения в Украине. По закону «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
В частности, статья 12 закона регламентирует вопросы финансовой отчетности. Петр Порошенко в конце 2014 года должен был оформить соответствующую декларацию и сдать ее до 1 апреля 2015 года. Как субъект, ответственный за коррупционные правонарушения, он должен был указать все свое состояние и расходы в декларации государственного служащего. А проверяющим органом здесь является ГФС - Государственная фискальная служба Украины. Но у Петра Порошенко все это еще впереди. Как говорится, был бы человек, а статья найдется.
Скандал с оффшорами ломает планы Порошенко не только по смене премьера, но и политический ландшафт Украины в целом. Этот скандал снизит рейтинги президента и усилит наметившийся раскол между партиями майдана. Соратники президента на этом скандале теперь начнут зарабатывать политические дивиденды для себя, а его противники – для майданной оппозиции. Все заинтересованные в досрочных парламентских выборах будут раскачивать ситуацию и дальше. Юлия Тимошенко уже заявила, что в Украине установилось двоевластие. Не трудно догадаться, что второй центр власти теперь возглавила именно она. Депутат Верховной рады от «Самопомощи» Егор Соболев выразил мысль просто: Порошенко нужно гнать, как Януковича
Президентский шах премьеру Яценюку оказался вечным. Для Арсения Яценюка тема его отставки, похоже, снята с повестки дня. В украинском политикуме уже никто не муссирует вопрос о созыве внеочередного апрельского заседания Верховной рады. Новая коалиция уже не будет создана. Страна пока останется с действующим правительством и премьером, но уже без стабильного парламентского большинства. Впереди Украину ждёт общеполитический кризис, который приближает не только полную перезагрузку всех ветвей власти, но и расширение зоны украинского гражданского конфликта за пределы Донбасса.
После «рошенгейта» вопрос теперь только в том, сколько времени управлять страной будут то проходимцы, то самозванцы?