|
Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало майский рейтинг ведущих политиков России, сообщает Regions.ru. Как сказано в обзоре этого рейтинга, «существенно ослабли за последние несколько месяцев позиции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (12-е место), однако резкий спад произошел лишь теперь: он покинул топ-10. За все время исследования ни Алексий II, ни Кирилл (будучи Патриархом) не покидали первой десятки рейтинга. Вероятнее всего, это случилось вследствие того, что общее влияние Русской Православной Церкви как традиционного института снижается, а Патриархия не смогла дать адекватный ответ на негативные информационные кампании, направленные против РПЦ».
При этом, отмечает издание, данные последних соцопросов говорят об обратном: усиленно раздувавшиеся скандалы с «панк-феминистками», «часами Патриарха», «квартирой Патриарха» и проч. – не сказались на доверии народа к Церкви и Патриарху Кириллу. «Учитывая расхождения в экспертном и общественном мнении, остается только гадать, что же именно показывает опубликованный НГ рейтинг: личные пристрастия и интересы политических элит или же персональную ангажированность АПЭК в вышеупомянутой информационной кампании против РПЦ?» - задается вопросом Regions.ru.
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: Спадает ли, по вашему ощущению, волна антицерковной кампании? Считаете ли вы ее спланированной? Если да – то кому она, на ваш взгляд, понадобилась? –
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, отметил, что то, что эта кампания была спланирована, не вызывает никаких сомнений. «Кто конкретно ее организовал, я не скажу. Может быть, это была такая своеобразная месть Патриарху за такую косвенную поддержку Путину. Но я вообще-то далек от всей этой политики. Это нужно у политологов спрашивать», - сказал он. «И мне кажется, - продолжил отец Димитрий, - совершенно неправильно включать Патриарха в такие вот рейтинги политических деятелей. Он не политический лидер. Он, конечно, очень заметная фигура, но не политическая». «Пошла ли на спад эта кампания, сказать сложно, потому что подобные кампании имеют свои закономерности. Так просто, как мне кажется, этим дело сразу не закончится», - заключил священник.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена, также убежден в том, что волна антицерковной компании была спланирована. «Медиапространство всегда контролируется, и если возникают информационные войны, то явно за этим стоит чей-то интерес. Кому это выгодно? Совершенно очевидно - врагам России. Потому что усиление Русской Православной Церкви ведет к идеологическому и духовному укреплению государства», - сказал он.
«Что касается самого Патриарха Кирилла, то, разумеется, его публичный рейтинг в значительной степени зависит от СМИ, этого нельзя отрицать. И информационная война, создавшая такие медиа-скандалы вокруг его личности, подорвала его имиджевый светский рейтинг. Но этот рейтинг, зависимый от СМИ, отражает восприятие тех групп, которые сами далеки от Церкви и получают ее образ из тех же СМИ. Но среди тех, кто близок к Церкви, тоже заметно понижение рейтинга Патриарха, независимо от скандалов и прочей чепухи. Возможно, это связано с тем, что сам образ Патриарха изменился. В лице Алексия II народ видел такой культурный тип патриарха-отца, а в лице Святейшего Кирилла мы видим новый культурный тип: Патриарха – активного деятеля, или, как он сам говорил, "менеджера". Это далеко не всем по душе. И дело не в том, что Патриарх должен быть пассивным или оторванным от реальности, многим важно видеть в нем, прежде всего, олицетворение такого отцовского начала, совести народа», - отметил отец Артемий.
«Возможно, Патриарх Кирилл очень резко выдвинул такой тезис "амбициозной Церкви", действующей в новом формате. Вопрос чем придется пожертвовать, чем придется заплатить за этот новый образ. И это мы видим в новой информационной кампании. Церковь стала активным и даже агрессивным игроком в политическом пространстве. Вот мы и столкнулись с такой мощной организованной оппозицией, нас уже воспринимают как серьезного игрока и начинают с нами бороться как с конкурентом. История покажет, какие плоды реально будут иметь новый исторический период для Русской Православной Церкви, сейчас об этом трудно судить. Но если мы потерпим, и хаос уляжется, то через какое-то время будет понятно, кто настоящий герой, а кто заблуждался в этих разных оценках и методиках», - заключил священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «антицерковная кампания, которая сейчас развивается, для ее инициаторов по-своему успешна, поэтому мы видим только ее начало». «Мы привыкли думать, что антицерковность связана каким-то образом с коммунизмом, например. А на самом деле мы должны понимать, что та антицерковность, которую мы видим, она является естественным процессом развития именно западной цивилизации, действию которой подвержена наша политическая элита. Закончилось время сочувствия религиозному миру. Когда религиозность была нужна, чтобы свергнуть коммунистические идеи, она поддерживалась Западом, а когда религиозность начала становиться самодовлеющим фактором в развитии России, она стала фактором, который элите уже невыгодно поддерживать. А эти рейтинги зависят в значительной степени не от истинного влияния Церкви, а подвержены влиянию политических элит, которые не заинтересованы в развитии авторитета Церкви в нашей стране», - резюмировал он.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, полагает, что «волна истерии, конечно, спадает». «И о Pussy Riot, и о часах, и о квартире уже подзабыли, эта тема, в общем, уже ушла», - считает он. «По моим ощущениям, в народе отношение к Патриарху и к Церкви не стало хуже, чем, например, год или два назад. Я не замечаю, чтобы люди стали меньше ходить в церковь или хуже относиться к Церкви. Скорее наоборот: эта кампания привлекла к Церкви внимание, люди стали обращать больше внимания на вопросы духовной жизни, и никакого разочарования в Церкви у них нет. С другой стороны, ситуация все-таки меняется. Потому что тот ресурс сочувствия Церкви как гонимой, конечно, уже исчерпан. И Церковь призвана уже созидать себя как социальную силу, направленную на помощь бедным, неимущим. Это то главное, что, на мой взгляд, будет поднимать авторитет Церкви», - отметил священник.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, также убежден в том, что это была спланированная кампания. «И все, что касается рейтингов, все это такая политическая кухня, которая на самом деле далеко не всегда выражает истинное положение вещей, но в угоду политическому моменту фабрикует политическое мнение», - заметил он. «Конечно, среди верующих людей доверие к Церкви не упало – оно остается таким же. Но что идет целенаправленная кампания против Церкви, это совершенно очевидно. Есть люди, напрямую в этом заинтересованные - тем более, после того, как Патриарх поддержал нынешнего Президента. Есть силы, заинтересованные в ослаблении государственной власти, проводящие антипутинскую политику, выступающие за изменение политического режима в нашей стране. Эти же силы заинтересованы в ослаблении позиций Церкви и роли патриарха в жизни общества. По крайней мере, они пытаются создать видимость, что роль Церкви в обществе уменьшается. Это делается, безусловно, в политических целях. И ничего удивительного в этом нет», - сказал он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что «наши политические деятели так воспитаны: если ты не со мной, то ты мой враг. Поэтому протест против самой Церкви подогревается теми политическими заказчикам, которым выгодны протестные настроения в России. И это понятно: пока есть политическая страсть и желание выплеснуть ее на улицу, Церковь поддерживать такие силы не будет». «Церковь - сила консервативная, она всегда выступает против необдуманных и революционных событий, - продолжил пастырь. - И пока позиция будет разогревать уличные страсти, Церковь их поддерживать не будет. Потому что лидеры той же Болотной площади за образец берут украинский "майдан" и площадь Тахрир, но если на Украине, слава Богу, крови удалось избежать, то на площади Тахрир в Каире погибло более 800 человек. Конечно, Церковь выступает за соблюдение законодательства и относится настороженно к инициативам оппозиции».
«Что касается рейтинга, то надо знать, каким способом и механизмом пользуется агентство, составляя рейтинг общественных лидеров. Исходя из этого можно решать, насколько эти средства корректны, потому что какие-то упоминания в интернете – это одно, реальные настроения людей – это другое», - заключил отец Георгий.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что в храмах своя статистика: «Мы отмечаем, сколько людей приходит в храм, сколько причащается. Это важно для истории. И вот в этом году мы зафиксировали, что на Пасху и на все пасхальные праздники к нам пришло гораздо больше народа, чем, например, в прошлом году. Если уж говорить о рейтингах, то вот этот "рейтинг" для верующих гораздо важнее, и он значительно поднялся. Не думаю, что человек, утративший доверие к Православной Церкви, пойдет в храм на праздник. Он, скорее, пойдет куда-нибудь на Болотную площадь или на митинг Единой России. Но наш мониторинг показывает, что людей стало приходить больше именно в храм».
«Что на Церковь пытаются оказывать давление, что это спланированные действия - это безусловно так. И все эти рейтинги и опросы – все это звенья одной цепи. Но они почему-то не отмечают, что с каждым годом людей в храмы приходит все больше и больше. На праздники храмы уже давно не вмещают всех желающих», - заключил он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что все подобные рейтинги влиятельности разных лиц, составляются по известной поговорке: «кто платит, тот и заказывают музыку». «Это не удивительно и совершено естественно, - сказал он. - Любой студент второго курса соцфака провинциального вуза знает, как составить подобный "объективный" рейтинг, чтобы получить результат, который нужен заказчику». Впрочем, продолжил священник, «есть и беспристрастные наблюдатели, но всегда найдется тот, кто оспорит любой объективный факт, чтобы подать материал определенном образом, прислуживая на информационном поле тем лицам, которые в этом заинтересованы».
«Меня беспокоит только одно: русские по-прежнему имеют некоторую долю доверия к этим антицерковным и антироссийским силам. Надо отучаться от такого доверия. Как только мы перестанем им доверять, эти силы немного успокоятся. Конечно, они будут продолжать лаять, но ветер будет носить, а караван будет идти дальше», - заключил он.
Ключевые Cлова: Церкви, ndash, рейтинг, Церковь, Патриарха, отметил, храма, кампания, будет, кампании, больше, людей, России, заключил, против, политических, сказал, рейтинги, только, Православной.
|
|