30 сентября 2013 г. в СМИ было распространено «Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу» «по поводу дискуссии о европейских ценностях». Кроме положения о том, что «через общественную дискуссию Украина выберет для себя наилучший путь развития», у многих людей Обращение вызвало чувство недоумения по разным причинам. Сегодня мы публикуем ответ на Обращение писателя Олега Слепынина.
+++
Уважаемые сограждане, авторы Обращения!
Являясь, как и вы, частью украинского общества и чувствуя духовный долг и гражданскую ответственность, считаю необходимым ответить на ваше коллективное обращение к гражданам Украины, а значит и ко мне лично.
Ваше Обращение, которое вы публикуете в рамках дискуссии по поводу евроинтеграции, содержит ряд значительных неточностей, в результате чего вы подталкиваете сограждан, своих адресатов, к ошибочному выводу, что для Украины чревато катастрофическими последствиями – вследствие грядущей радикальной трансформации нравственных основ общества.
Начнём по порядку.
Вы утверждаете: «Исторически так сложилось, что с давних времён украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства».
Однако подобное утверждение нуждается в доказательстве, так как именно на нём основываются выводы, к которым вы подталкиваете.
Давайте уточним: с каких именно «давних времён».
Если заглянем в прошлое на глубину в 1125 лет, во времена св. Владимира Крестителя, то факты, как и древнейшая наша летопись, не смогут подтвердить ваше утверждение. Когда великий князь Владимир Святославич «выбирал» веру для Руси, совершая цивилизационный выбор, к нему, как говорено в летописи, «пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой"», то он ответил: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Почему же так неполиткорректно ответил европейским послам правитель Руси? Чего именно не приняли «отцы» Владимира - его и наши предки?
В Х веке, лет за 120 до выбора веры, в Риме ещё царила порнократия. Это была эпоха, длившаяся очень долго, около шести десятков лет, начиная с 904 года, когда на Священном престоле «сменилось большое количество пап, отличавшихся распущенным образом жизни». Например, о папе Иоанне XII (955-963) известно, что он «давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье сатаны». Вот от этого и отказались, от гнусности. Святости искали. И обрели её в Византии, в Константинополе, против которого Европа веками интриговала и с которым, случалось, не без успеха воевала. То есть Русь волей Божией изначально избрала особый путь. Бояре Владимира, послы, как мы знаем, попав на Божественную Литургию в Константинополе, «не знали – на небе или на земле» они, «ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой»…
Вскользь заметим, что наша древнейшая летопись не содержит решительно никаких сведений об украинском народе. Смею напомнить, что этот памятник, который мы именуем «Повестью временных лет», имеет такое полное наименование: «Се пов?сти врем?ньнъiх л?т. ?куду єсть пошла рускаае зем?. кто въ києв? нача перв?є кн?жит и ?куду рускаае земл? стала єсть», что в переводе на один их языков ООН, в версии академика Д.С. Лихачова, звучит: «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». Впрочем, и это вам хорошо известно.
Если мы заглянем в другой наш памятник, в «Поучение» Владимира Мономаха, сочинение правнука Владимира Крестителя, то и тут приметим, что об украинском народе молчок, а вот забота о Русской земле выказана: «Добра хочу братии и Русской земле». Владимир Всеволодович Мономах жизнь положил, чтобы объединить русские земли, храня веру православную. Об отношениях его с Европой красноречиво говорит поэтическое слово ближних его потомков, которые вспоминали время Мономаха как золотой век: «А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем».
Вот что было с давних времён в Киеве, на святой Руси.
Если мы заглянем в наше отечественное средневековье, через пять веков после Владимира Мономаха, во времена гетмана Богдана Хмельницкого, то и здесь о Европе в лице могучей тогда Польши говорено не как о земле братской. Богдан утверждал оружием, молитву сотворив: «Бог выбрал меня и отныне я самодержец русский… Я освобожу из польской неволи весь русский народ… Польша сгинет, а Русь будет процветать…»
Куда ни кинь, всюду с «давними временами» туго.
Поэтому составитель Обращения, вступая в дискуссию, не погрешил бы против истины, если б сказал иначе, а именно: «С недавних времён часть русского народа юго-западной Руси, названного по топонимике украинским народом, насильственно оказалась в зоне влияния европейского цивилизационного пространства…» И далее делались бы соответствующие выводы.
Богдан же Хмельницкий, заметим, выявил себя достойным духовным наследником Мономаха. Он, вырываясь из лап Европы, желал народу воссоединения и сбережения веры предков.
Таким образом, наша история с давних времён не оставляет сомнений, что из Киева домонгольской поры Русь раздвинулась и заняла пространство, дарованное ей Богом, меж трёх океанов, на двух континентах, заняв 1/6 часть Земли, не считая морей и космического пространства. При этом все народы в границах Руси славно развивались (в отличие, скажем, от народов Северной Америки или Африки, которые оказались в зоне влияния Европы).
+ + +
Подталкивая соотечественника к «европейскому выбору», вы, судя по всему, испытываете душевное смущение. И это объяснимо. Вы туманно говорите о том, что «современная объединенная Европа имеет не только достижения» и полагаете, что «немало в ней того, что требует изменений или исправления».
Судя по всему, вас смущает, что в Европе узаконены проституция, педерастия, однополые браки, наркомания, ювенальная юстиция, эвтаназия... В переводе на язык традиции, нравственности – узаконены блуд, содомия (недалеко уж и до скотоложских «браков»), самоубийство, отвержение заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», утверждение хулы на Духа Святого, отвержение Божией благодати.
Не удивительно, что из проекта Конституции ЕС, который некоторые остроумцы расшифровывают как ЕвроСодом, вычеркнуто всё, что связано с религиозными скрепами общества. Философская придумка 1960-х о необходимости создания каждым человеком своих индивидуальных нравственных норм (и чем они циничней, тем ценней) получила теперь на Западе доминирующее значение.
Скажите, какие «достижения» могут компенсировать то, что является цивилизационным фундаментом и чего в Европе, увы, уже нет? О какой независимости «в кругу свободных европейских народов» может идти речь, когда нам навязывается откровенное богоборчество?
Мы здесь не касаемся экономической составляющей. Можем и коснуться. В ближайшие 10 лет, это переходный период после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, никто никакого улучшения не обещает. Математический расчёт, сделанный западной структурой ICTSD (выкладки есть в Интернете) показывает, что «общее благосостояние Украины увеличится на 1,3%»; через 10 лет. Это курам на смех.
Судя по всему, Запад, втягивая Украину в свою орбиту, ставит перед собой какие-то иные цели, не связанные ни с нравственным совершенствованием украинцев, ни с материальным нашим благополучием.
Какие же?
Есть подозрение – те же, что были и в давние времена. Запад во все века пытался решить задачу, которая описывается формулой «Дранг нах Остен» – завоевание жизненного пространства на Востоке. Менялись имена вождей-евроинтеграторов (Карл, Сигизмунд, Наполеон, Вильгельм, Гитлер), совершенствовались приёмы, трансформировались идеологии, суть оставалась неизменной, мотивировка – древней: «Drang nach Osten».
В ХХI веке на смену копьям, пехоте, коннице, танкам и ракетам пришло информационное оружие, которое, как мы знаем, на определённом этапе более эффективно, чем традиционные аксессуары войны.
Но лишь на определённом. После социального взрыва, к которому приведёт остановка украинских производств, несомненно возникнет острое гражданское противостояние, а там уж вполне может дойти и до ракет и копий. О чём на Западе, кажется, кто-то мечтает.
+ + +
Вы завершаете Обращение обещанием «молиться, чтобы Всевышний дал мудрость и правителям, и всему народу, и помог сделать правильный выбор».
Конечно, выше молитвы нет творчества. Но в данной ситуации этого недостаточно. Обращение, как основанное на софизме и подталкивающее к ошибочному умозаключению, должно быть авторами дезавуировано, подписи отозваны, иначе оно закрепится в мире как очередной соблазн. Не мне бы вам напоминать: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (от Матфея, 18.7).
С уважением,
Олег Слепынин