|
Дмитрий СКВОРЦОВ
Новость о том, что пользующийся дурной славой юный (по архиерейским меркам) секретарь предстоятеля УПЦ Московского патриархата Александр Драбинко стал митрополитом, ошарашила (или смутила, выражаясь церковной лексикой) всех неравнодушных к происходящему в украинском православии. Ведь в момент возведения в высший в УПЦ сан его имя фигурировало в деле о покушении на убийство, совершенное организованной преступной группировкой.
Впрочем, не менее шокированы были православные и в прошлые годы, когда секретарь митрополита Владимира последовательно возводился в епископы (в возрасте 30 лет) и архиепископы. Столь стремительный рост в Киевской митрополии совершал лишь один человек. Но святой. Митрополит Петр Могила.
Однако если святитель вошел в историю как аскет, непримиримый борец за права единоверцев, выдающийся просветитель и мыслитель вселенского уровня (его Катехизис был принят Вселенским патриархатом как официальный вероисповедный документ), то Александр Драбинко известен современникам разве что сверхмерными возлияниями на светских банкетах, барскими (а иногда и откровенно хамскими) замашками и скудостью богословской мысли.
И это без учета «подвигов» монаха Александра на стезе финансового послушания. Впрочем, рядовые священники в большинстве своем и тогда знали о «цене» того или иного вопроса, «решаемого» секретарем предстоятеля.
Вот что пишет протоиерей Евгений Максименко из Днепродзержинской епархии об «амбициозном мальчишке в архиерейском облачении» (авторский текст оставляем без изменений): «Жажду Драбинко к финансам я испытал на себе. Это было после того, как вышла моя статья «Кыця-працивныця» о тогдашней «любимице» Драбинко от помаранчевой власти Юлии Тимошенко. Драбинко готов был меня разорвать в клочья и трое суток, обычно ближе к полуночи, допекал меня звонками, а потом и Управляющего Днепропетровской епархией, чтоб я немедленно явился в Митрополию. Даже одним из звонков я был удостоен выслушивать назидательства тогдашнего главы госкомнацрелигий.
Прибыв все же в Киев в кабинет Блаженнейшего Митрополита Владимира, к которому я всегда с любовью относился и отношусь, как к мудрейшему архипастырю, Драбинко начал немедленно требовать, чтоб я написал собственноручно объяснение на имя Тимошенко. Я написал, что не буду более использовать уменьшительно-ласкательные литературные термины в адрес Премьер-Министра Украины, а Драбинко в это время, в присутствии Блаженнейшего Митрополита Владимира, размахивая какой-то бумажкой, раз десять мне задал вопрос: «Вы понимаете, отец Евгений, что мы потеряли из-за Вас 10 миллионов? Теперь Вы будете платить!» Ну, я ведь не из Ровно, а из Днепра и фразы «Теперь Вы будете платить!» в лихие 90-е слыхивал, так что юношеского, младостарческого клекота я никак не испугался. Драбинко же, выхватив мое написание, умчался рапортовать в кабмин.
[...]
Да, смрад от очевидных деяний сего архипастыря стал распространяться шире и уже смущает людей даже в самых отдаленных сельских приходах. Изменилось ли что у него в сторону смирения и покаяния? Прекратились интриги? Нет. Наоборот, яркость встреч с высшими политиками, даже с иных стран, демонстрирует Драбинко. На правах секретаря!
Интересно, при каком архиерее, министре или директоре завода, технический секретарь, человек-«крючкотворец», по сути «писарчук», ведет важные переговоры с министрами или послами? А сколько инсинуаций его окружение сотворило против Святейшего Патриарха Кирилла? Все делают, лишь бы восторжествовала их власть, власть младостарца-папы».
В Европу, в Европу!
Точка, с которой карьера референта предстоятеля стремительно стала набирать высоту, обнаруживается где-то в 2004 г. Именно тогда власть имущие, приглашая митрополита Владимира на приемы, начинают замечать, что сопровождающий его дьячок временами покрикивает на «подопечного», теряющегося на ВИП-тусовках. Немало «Приняв на грудь», молодой человек позволяет себе двусмысленные насмешки в адрес других архиереев, а самого «подопечного» панибратски именует «дедом». В результате авторитет Драбинко среди светских начальников растет («наверное, большой человек!»), хотя в церковной среде — стремительно падает.
Осенью того же года образовавшаяся вокруг влиятельного диакона группа церковных деятелей поддерживает «оранжевый» майдан. Неудивительно, что новоназначенный президент начинает продвигать свою маниакальную идею о «единой поместной украинской первоапостольской (sic!) церкви» через «Сашу».
А раз «церковь» украинская все равно будет едина, то, следовательно, не имеет смысла и бороться за возвращение захваченного т. н. «Киевским патриархатом» кафедрального Владимирского собора. К тому же по своим размерам он недостаточно презентабелен для автокефальной церкви, над созданием которой яростно принялась трудиться команда Драбинко (или как они сами себя именуют, «команда митрополита Владимира»).
Таким образом само собой родилось решение о строительстве в болотистой низине на задворках одной из киевских промзон исполинского кафедрального собора. Всем храмам — до самого захудалого сельского — по всей Украине вменялся оброк на возведение крупнейшего в мире православного собора! Как вы догадались, контролировать финансовые потоки, идущие на строительство, был поставлен Драбинко.
В порядке информобеспечения отрыва УПЦ от Московского патриархата редактируемый Драбинко официальный сайт УПЦ выдал ряд материалов, ошеломивших православное интернет-сообщество. В этих статьях под сомнение ставилась законность анафемы Мазепе, поощрялось неупоминание московского патриарха на богослужении, объявлялось о временности самой транскрипции МП, даже цензурировались патриаршие послания верующим, а униаты расхваливались за «оздоровление церковной ситуации в Украине», прославлялись «герои» и основатели ОУН. В конце концов, «соблазны евроинтеграции» противопоставлялись «химерам славянского братства»
Один из этих соблазнов даже активно пиарился. Так, в интервью с президентом гей-форума Украины православный люд был просвещен насчет всех «достоинств» киевских гей-клубов (с указанием адресов и ценовой политики!) и курортного Симеиза, куда «уже 20—25 лет подряд традиционно на лето съезжаются гомосексуалисты из стран бывшего СССР».
В качестве примера нетолерантности в тех же публикациях подчеркивалось негативное отношение к секс-меньшинствам наместника Киево-Печерской лавры.
Дорогое наследие
Новая власть, на поверку оказавшаяся достойной преемницей «оранжевых», приняла от предшественницы и наследство в лице Драбинко как всесильного агента влияния в самом авторитетном общественном институте, каковым продолжала оставаться Церковь. Казалось (не без оснований), ничто не в состоянии остановить его шествие к престолу главы «всеукраинской церкви».
Но осенью 2011 г. митрополит Владимир слег в больницу, и синод под руководством нового председательствующего — митрополита Одесского Агафангела — заинтересовался причиной долгого простоя в строительстве кафедрального собора, на который к тому времени были уже потрачены десятки миллионов гривен. Только первая стадия аудита («по верхам») показала миллионные недостачи. Синод постановил «с целью усовершенствования административно-финансовой деятельности при строительстве Воскресенского кафедрального собора» лишить Драбинко должности настоятеля Всехсвятской церкви на стройплощадке, настоятель которой — по умолчанию — считался куратором возведения собора.
Также синод освободил руководителя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерея Георгия Коваленко (правой руки Драбинко) от должности ключаря строящегося собора. И действительно, ну где еще можно встретить главу отдела синода в качестве завхоза на строительстве?!
Новый куратор строительства митрополит Черкасский Софроний — строитель с младых ногтей. Поэтому его отчеты о выявленных, скажем так, недостачах вышли весьма обоснованными. В результате собственного расследования новый куратор выявил, что финансирование строительства осуществлялось от имени некоего ООО, законность которого, похоже, поставлена под сомнение уже и правоохранительными органами.
«Пытаюсь закрыть вопрос незаконно созданного ООО «Собор», акционерами которого являются архиепископ Александр 15%, протоиерей Георгий Коваленко 15%, протоиерей Виктор Иващук — 15% (еще один секретарь при митрополите Владимире — секретарь Киевской епархии по Киеву. — Д. С.) и Собор — 55% (очевидно, парафиальный совет несуществующего еще собора под председательством того же Коваленко. — Д. С.), — докладывал митрополит Софроний митрополиту Владимиру. — Сейчас у компетентных органов возник вопрос — как неприбыльная организация Кафедрального собора может являться учредителем прибыльного ООО».
«А у православных неизбежно возникает вопрос, — писал сайт «За єдність Православ'я», — как учредителем коммерческой организации может выступать монах (т. е. человек, отрекающийся от всего земного) каковым официально является упомянутый «архиепископ Александр» (как вы догадались, Драбинко. — Д. С.)? Как, получая лепту вдовы на строительство храма, можно думать о чем-то еще, кроме собственно строительства Дома Божия?»
Но вернемся к докладу: «Ежемесячная потребность в средствах — около 900 тыс. грн., — продолжает митрополит Софроний. — Данная сумма по моим скромным подсчетам позволит соорудить собор за 3 года. Т. е. на это потребуется 40 млн., что в два раза меньше уже израсходованной суммы — 86 млн. грн. на момент достижения уровня 8 м 10 см. (И это при проектной высоте собора 120 м! — Д. С.) Суммы, которые ушли со счетов Собора, на сегодня исчисляются десятками миллионов гривен, не подтвержденными документально. За такие деньги я, да и кто угодно, мог бы построить не один собор».
По итогам осуществленной новым куратором проверки только по одиннадцати статьям издержек «расхождение между оплатой и выполненными работами» составляет почти 29 млн. грн.». Митрополит Софроний поражается: он за девять месяцев руководства реальным строительством истратил 2,8 млн. грн., тогда как его предшественники только за два месяца «строительства», не подтверж-денного проектной документацией, «осваивали» по 5—6 миллионов! Т. е. — в десять раз больше требуемого!
Уволенными «храмостроители» препятствовали продолжению возведения. Новому начальнику стройки не был предоставлен проект выше уровня 8 м 10 см. Митрополит Софроний подозревает, что его просто не существует, хотя он, очевидно, оплачен.
Не удивительно, что пока митрополит Владимир находился на лечении, Драбинко был исключен из состава Синода за «смуту, которую вносит в жизнь Церкви», «деструктивную деятельность», «недостойное поведение, интриганство и образ жизни, которые порождают немалое искушение у верующих», в конце концов, за «хулу на Духа Святого», а последнее, по словам Христа, «не простится человекам». (orthodox.org.ua)
Казалось бы, карьера «младоепископа» (за время возвышения Драбинко и его приспешников успел родиться и такой термин) рухнула. Но по мере того как шел на поправку митрополит Владимир, рассеивались тучи и над головой его секретаря. Работа комиссии по проверке финансовой деятельности Киевской епархии была прекращена, митрополит Софроний снят со строительства собора, а архиепископ Александр получил высший знак отличия предстоятеля УПЦ. За ним последовал и орден от главы государства.
Несколько раз предпринимались попытки возвратить Драбинко в состав синода, и, казалось, коллективная воля одного из высших органов управления церковью вот-вот будет сломлена. Для обеспечения триумфального возвращения была проведена соответствующая информационная поддержка.
Во все церковные лавки поступила книга авторства Драбинко «Бог, Человек, Церковь». Несмотря на весьма нетрадиционный, как для православного мыслителя, порядок приоритетов в триаде, да и «Человек» с заглавной, выдающие в авторе того еще «теолога», официальный сайт УПЦ МП под руководством Коваленко уверял, что сей кладезь мудрости наполнен «глубокими и актуальными размышлениями», «беседами» и «фундаментальным эссе».
С трудом, правда, представляется «фундаментальность» эссе от епископа, путающего, к примеру, прославленную Коренную икону с некой «Курінною». Пятилетие (аж!) хиротонии оного отмечалось чуть ли не всеми официальными СМИ УПЦ (одна из публикаций вообще называлась «Память свт. Николая Чудотворца и пятилетие архиерейской хиротонии архиеп. Александра (Драбинко)».
Но эйфория вновь сыграла с самоуверенным баловнем судьбы жестокую шутку.
Неорганизованная группировка?
Еще весной нынешнего года МВД вскрыло аферу, которую, пользуясь знакомством с Драбинко, провернула некая авантюристка Наталья Панько. Проводя по линии «благотворительность» (которую, видимо, и обеспечивал представитель церкви) беспошлинные лимузины, мошенники не только наживались, но и устроили финансовую пирамиду. И когда крайние клиенты оказались «обманутыми вкладчиками», Панько исчезла.
«Предъявы» серьезных людей (а немецкий лимузин, даже «гуманитарный», вряд ли мог позволить себе рядовой инвалид) были высказаны к ее соучастнику. Тот не нашел ничего умнее, как попробовать «вытрясти» энные суммы из киевского женского Покровского монастыря, послушницей которого ему при знакомстве представилась Панько и на реставрацию которого незадолго до этого поступили деньги.
По информации «2000», полученной из источников, близких к следствию, источников в митрополии и Покровском монастыре, вырисовывается следующая картина.
В одиннадцатом часу вечера(!) 14 июня настоятельница Покровского монастыря была вызвана в митрополию секретарем митрополита Владимира. Александр Драбинко ожидал матушку в своем кабинете вместе с Сергеем Бутом, который фигурирует в СМИ как партнер Панько и Драбинко по вышеупомянутой афере.
Последний настаивал на том, что «надо вернуть деньги». «Вы можете пояснить, о каких деньгах идет речь?» — пыталась выяснить матушка, но ответа не получала. Затем, уже при Буте, перекрестилась: «Вот вам крест — я никому ничего не должна, у меня нет никаких денег». — «Ну, эти ваши церковные штучки — крест и всякое такое — мне не интересны, — отреагировал Бут, — Вы все-таки хорошо подумайте». — «Я все сказала».
Как видим, разговор был коротким, и уже в начале двенадцатого настоятельница вместе с келейницей (помощницей) Екатериной покинули здание митрополии. Но не успели пройти здание семинарии, как сзади резко притормозили две машины. Выскочившие из них мужчины мигом натянули на лица монахинь апостольники (особые сплошные длинные платки монахинь с вырезом для лица), заклеили рты скотчем, и, затолкав женщин в машины, бросили на пол.
Позже следствию стало известно, что Бут нанял для организации похищения монахинь 33-летнего Сергея Даниша — чемпиона мира по фри-файту (украинский вариант боев без правил) и вице-чемпиона мира по джиу-джитсу, бывшего замдиректора по физической охране одной из охранных фирм. Тот набрал непосредственных исполнителей из таких же, как он, «любителей единоборств».
В Лавре был зафиксирован въезд и выезд машин. Следствию известны и их номера. В лаврские ворота авто заехали около 21.00. Следовательно, казачья охрана пустила их по личному распоряжению либо наместника Лавры (который вообще-то первым и сообщил милиции о фиксации на видео неизвестных ему машин), либо ректора семинарии-академии (хотя духовные школы в это время уже не работают), либо немощного предстоятеля УПЦ (вряд ли ожидавшего посетителей в этот час), либо личного секретаря последнего (который отказался от комментариев «в интересах следствия»).
Пленниц вывезли в один из дачных поселков Киево-Святошинского р-на и бросили в разные помещения подвала частного дома. К настоятельнице явился человек с вопросом «Где мои деньги? Мне сказали, у тебя мои деньги». В первую ночь на вопросы матушки «Какие деньги?», он даже не отвечал, о какой сумме идет речь. Все трое суток монахинь держали сидящими на стуле, с завязанными глазами. Екатерине не давали спать. Как только она засыпала, ее расталкивали (это впоследствии очень серьезно сказалось на здоровье келейницы).
На третьи сутки (когда СМИ подняли шум) монахинь вывезли в лесополосу у дороги. Приказали лечь на землю лицом и ждать: «За вами приедет машина, повезет в другое место». Когда уже не стало сил терпеть муравьев, они как-то, помогая друг другу, поднялись, чуть ли не зубами разгрызли скотч и, наконец, увидели свет. Через некоторое время набрели на строительный вагончик. Строители дали матушкам 100 грн., за которые те в конце концов добрались до монастыря (в метро сели на ст. «Святошин»).
К концу июля горотдел по расследованию убийств и резонансных преступлений выявил всех подозреваемых. Драбинко получил статус «главного свидетеля», хотя, по сведениям из Покровского монастыря, вымогательство денег со стороны Драбинко и Бута началось еще в декабре. В конце концов оба приехали и искали какую-то коробку из-под бананов, набитую деньгами. Тогда настоятельница решила не выносить сор из избы, дабы не бросить тень на Церковь. Визитерам же отвечала: «Хотите золото с куполов сниму, чтобы вы отстали, наконец, от монастыря!»
Казалось, от такого пятна в биографии архиерею уже не отмыться. В нескольких монастырях подальше от киевского начальства «по случаю избавления от напасти» даже было употреблено на трапезе вино.
Однако — сначала как гром среди ясного неба — а затем все чаще и чаще секретарь Предстоятеля УПЦ стал появляться (в сопровождении караула) на службах, которыми правил последний.
А ближе к Вильнюсскому саммиту и власть вспомнила, какой замечательный рычаг имеется у нее в деле агитации за соглашение с ЕС. Митрополит Владимир поставил свою подпись под воззванием к народу Украины за евроинтеграцию, и следствие пошло несколько иным ходом.
Как стало известно «2000», прокуратура склоняется к тому, чтобы переквалифицировать дело с «покушения на убийство» на менее тяжкие — «незаконное лишение свободы», вымогательство», «разбой». Наш источник сообщает также, что и признаки ОПГ прокуратура пока что «не выявила». Отсутствие признаков ОПГ означает и отсутствие руководителя и заказчика. Следовательно, секретарь предстоятеля УПЦ Александр Драбинко так и остается «невинным свидетелем».
Настолько невинным, что... получил митрополита с формулировкой "за добросовестное несение архипастырского служения"
P.S. По сведениям «2000» возведение Драбинко в митрополиты планировалось еще в дни визита в Киев патриарха Московского Кирилла по случаю 1025-летия Крещения Руси. Но этот демонстративный жест (известно отрицательное отношение последнего к лидеру автокефалистского крыла УПЦ) был сорван фактически арестом Драбинко.
Так же и сейчас: возведение Драбинко и его единомышленников — Онуфрия Харьковского и Анатолия Харьковского произошло в домовом храме предстоятеля УПЦ на территории лавры в то самое время, когда в ее Успенском соборе служил глава отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион. Он прибыл поздравить митрополита Владимира с днем рождения.
Источник: http://2000.net.ua/
Ключевые Cлова: православии, момент, возведения, украинском, происходящему, лексикой, неравнодушных, высший, фигурировало, преступной, группировкой, организованной, совершенное, покушении, убийство, церковной, выражаясь, меркам, секретарь, архиерейским.
|
|