|
Сегодня о. Валентин Асмус дал весьма насыщенное мыслями интервью модернистскому сайту «Православие и мир». В заголовок вынесены слова о. В. Асмуса: Русская Церковь готова к Всеправославному Собору.
Митр. Иоанн Пергамский и Патриарх Варфоломей возглавили подготовку к Восьмому Вселенскому Собору.
Действительно, о. Асмус, завершая интервью, так ответил на вопрос: «Как Русская Православная Церковь восприняла инициативу Патриарха Варфоломея о проведении Собора?»:
Русская Православная Церковь… еще с 60-х годов, с самого начала развития идеи созыва Собора, принимала активное участие в его подготовке. Наша Церковь имеет свои твердые позиции, которые она готова защищать в любое время. Она не считает себя неподготовленной к Собору. Если будет принято общеправославное решение о том, что Собор состоится в таком-то году, Русская Церковь примет его без всяких возражений.
К сожалению, предыдущие ответы о. Валентина заставляют усомниться в этой готовности, если под нею понимать решимость отразить попытки реформации Церкви.
В частности, о. Валентин весьма уверенно сообщил, что конечно, будущий Собор не собирается рассматривать догматических вопросов. Речь идет о вопросах канонических. Будет обсуждаться диптих- список Православных Церквей в порядке их старшинства. А также вопросы юрисдикционного устроения православной диаспоры. Это очень болезненная проблема, которая вызывает споры между Православными Церквами.
При этом о. Асмус сослался на книгу «Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб.: Князь-Владимирский собор, 2008?.
Книга состоит из материалов по подготовке Восьмого Вселенского Собора (Великий Собор), перепечатанных из «Журнала Московской Патриархии», и полностью опровергает сообщение о. Валентина Асмуса.
Из книги следует. что Комиссия по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора действовала с 10 мая 1963 г. по 5 июня 1968 г. Первый же проект резолютивного документа называется как раз «Вера и догмат», и в его разработке принимали участие такие крупные модернисты и экуменисты, как митр. Никодим (Ротов), архиеп. Василий (Кривошеин), о. Виталий Боровой, А.И. Осипов, А.С. Буевский, Н.А. Заболотский и др. Неудивительно, что этот документ содержит в себе, например, модернистское учение о догматическом развитии.
Документ о «Символических текстах Православной Церкви» явно составлен архиеп. Василием (Кривошеиным) и поэтому содержит в себе отрицание учительного достоинства за «Православным исповеданием» и, соответственно, Катехизисом св. Филарета Московского:
Не могут считаться авторитетными символическими текстами исповедания веры и патриаршие послания послевизантийского периода, как поместные по происхождению, невысокие по богословскому уровню, отрывающиеся иногда от святоотеческого и литургического предания и носящие на себе следы инославныхвлияний. Это относится и к Исповеданиям веры Петра Могилы и Патриарха Досифея; их не следует именовать чуждым православному сознанию выражением «символические книги».
Всего к Собору подготовлены тексты по следующим догматическим вопросам: Определение понятия догмата по взглядам Православия; Источники Божественного Откровения; Священное Писание; Богодухновенность Священного Писания; Значение книг Ветхого Завета в Православной Церкви; Научное издание византийского текста Нового Завета; Священное Предание (определение его сущности и распространение; Символические тексты в Православной Церкви; Понятие и значение Церкви.
Да, канонические вопросы также будут рассматриваться на будущем Восьмом Вселенском Соборе, подготавливаемом сейчас ведущими модернистами и экуменистами и, прежде всего, Патриархом Варфоломеем и митр. Иоанном Пергамским. Но как рассматриваться!
Обратимся вновь к книге, указанной о. В. Асмусом. В области богослужения предлагается тайные молитвы читать вслух, Божественную литургию совершать при открытых царских вратах, организовывать общее пение всего народа за богослужением. Особо указано, что Православная Церковь, якобы, не похваляет одностороннюю и чрезмерную ревность, считающую обряд неприкосновенным. Святая Церковь допускает многообразие в церковнообогослужебном чине и считает православные восточные и православные западные обряды равночестными.
Что касается постов, то здесь предлагается отменить все посты, кроме Великого и в среду и пятницу. Аналогичная революция должна коснуться и внешнего вида священнослужителей:
Жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм. Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения, но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому.
Духовенству предлагается дать свободу стричься и бриться: Православное духовенство должно носить бороду, соответствующую традициям православного Востока, или чисто брить лицо.
Относительно календарной реформы признается:
Наиболее естественный путь решения календарно-пасхалической проблемы — переход всех поместныхправославныхцерквей на исправленный (новоправославный или григорианский) календарь — и в части месяцеслова и в части пасхалии.
В пасхалии, кроме того, должно быть ликвидировано порожденное небольшой неточностью 19-летнего лунного цикла нарастание расхождения пасхалических датировок по лунному календарю с действительными лунными фазами.
Соответственно, организаторы Восьмого Вселенского Собора признают желательным празднование великих христианских праздников всем христианским миром в одно и то же время и готовы к совместному изучению с неправославными христианами вопросов календаря и пасхалии.
На этом мы закончим обзор преобразований, уже 50 лет готовящихся для проведения на Восьмом Вселенском Соборе. Едва ли этот обзор может успокоить православных христиан и заставить их поверить, что у ее организаторов и участников есть твердые православные позиции.
Вспоминаются слова архиеп. Феофана Полтавского:
О восьмом вселенском соборе… могу сказать только словами св. Феодора Студита: «Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». Истинно вселенский собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно. Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. — Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора»!..
Роман Вершилло
Ключевые Cлова: Церковь, Церкви, Собору, Русская, собор, Асмус, Собора, пасхалии, время, будет, Православной, Православная, епископов, Собор, Валентин, архиеп, готова, интервью, предлагается, весьма.
|
|