|
Дмитрий Скворцов , «2000»
Не радостным оказался конец уходящего года для земляков президента Украины – хоружевцев. В день св. Екатерины – небесной покровительницы его жены – прихожане Екатерининской церкви, построенной его братом, впервые молились на улице под промозглым декабрьским небом.
Сельсоветом Хоружевки храм, изначально принадлежавший Украинской Православной Церкви Московского Патриархата был передан религиозной организации, в свое время успевшей первой «благословить» тогда еще кандидата в президенты Виктора Ющенко.
Впрочем, и хоруживские православные никогда не оставляли молитв ни за здравие Виктора Андреевича, ни за упокой его матери Варвары Тимофеевны. Община во главе с настоятелем церкви отцом Геннадием даже поддержала «народного кандидата» на Майдане. Идиллия союза трона и алтаря в отдельно взятом селе так и продолжалась бы, не учреди в 2007 году владелец агрофирмы «Хоруживка» (по сути – бывшего колхоза) Петр Ющенко вместе с советником Виктора Ющенко Александром Саганом* всеукраинское объединение «За Помісну Украiну» (именно так пишется название организации на ее официальном веб-портале). Своей целью ЗаПУк обозначила поддержку президентской инициативы о создании единой церкви. А чтобы было кому объединяться с канонической церковью и в Хоружевке, по инициативе председателя сельсовета Нины Левченко была срочно образована новая община религиозной организации «Украинская православная церковь киевского патриархата»: как водится, подписи «за» были собраны среди самых зависимых от сельсовета людей – учителей и служащих.
Параллельно началось национально-патриотическое воспитание главы Сумской епархии архиепископа Марка. Не выдержав психологического давления, тот перевел о. Геннадия в соседнее село. А у нового настоятеля, уже не имевшего заслуг перед «оранжевой революцией», ключи от церкви попросту отобрали. Так православная община осталась не только без храма, но и без имущества (разрешили забрать только книги на церковнославянском языке, поскольку новым обладателям ключей от храма «москальская» богослужебная литература не понадобилась).
Спросите, почему же Виктор Андреевич не возмутился беззаконием в отношении своих же земляков? Да потому что изъятие храма у прежнего владельца был произведено строго по закону, а захват имущества – по схеме, отработанной с первых дней «народного президентства» («во исполнение» того же закона).
Загремели по статье
В начале 90-х, когда на Западной Украине начался массовый насильственный захват православных храмов возрожденными греко-католическими общинами (справедливости ради следует сказать, что это возрождение было действительно массовым), Верховной Радой был принят Закон «Про свободу совісті та релігійні організації», статья 17 которого гласила: «Культова будівля і майно, що є державною власністю, можуть передаватися у почергове користування двом або більше релігійним громадам за їх взаємною згодою».
Впрочем, к 93-му мера эта оказалась запоздалой. Практически все «спорные» храмы уже были захвачены. К тому же отстранение от управления Русской, а затем и Украинской православными церквами местоблюстителя московского престола киевского патриарха Филарета пришлось весьма кстати под тогдашнюю «державотворчу» идею : «Незалежній країні – незалежну церкву». И хотя советники по религии прекрасно понимали, что идея сия – далеко не аксиома (католики всего мира, включая тех же униатов, напрямую подчиняются Риму), воплощена она была в виде «Киевского патриархата» (КП). Так «новостворені релігійні громади» появились уже не только на западе, а по всей стране. И пошла вторая волна захватов. Которая, правда, и столь же быстро стихла – с победой Леонида Кучмы на досрочных выборах президента.
И вот, спустя 10 лет относительного межконфессионального спокойствия, со сцены оранжевого Майдана зачем-то прозвучали слова о том, что «отныне на Украине никто никому не будет указывать перстом, в какую церковь ходить». Но не успело эхо инаугурационной речи Ющенко затихнуть, как его назначенцы в «оранжево-электоральных» областях принялись определять, что отныне ходить следует лишь в те «культовые сооружения», которые используются конфессиями, поддержавшими упомянутый Майдан. Для этого в «непатриотичный» храм волевым решением власти подселялась не имевшая к нему никакого отношения, зато «национально-сознательная» община. Действия власти обосновывались поправкой 1993 года ко все той же 17-й статье, гласившей: «За відсутності взаємної згоди між релігійними громадами державний орган визначає порядок користування культовою будівлею і майном …».
Но ведь за то время, пока страной правил во всех отношениях «равновекторный» Кучма, от КП успели отпочковаться «Украинская автокефальная православная церковь», «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)», «Автономная православная община», «Украинская автокефальная православная церковь каноническая», «Украинская апостольская православная церковь». И все они по закону имеют равные права на храмы, которые принадлежали канонической церкви уже 200-300 лет. Более того, закон не разграничивает конфессии. А это значит, что на православный храм в принципе может одновременно претендовать новообразованные иудейская и индуистская общины, на греко-католический – мусульманская и буддистская, а на католический – «посольская» от Аделаджи и баптистская от Турчинова – число комбинаций исчислению не поддается!
Впрочем, для канонической церкви, что филаретовцы, что мормоны – одного поля ягоды. В переводе на церковный язык – еретики. А это значит, что перед любой службой (венчанием, отпеванием, освящением, не говоря уже о Литургии) священник по канонам обязательно должен произвести переосвящение оскверненного алтаря. А это очень долгая служба. Поэтому графики поочередного богослужения не соблюдаются. И поскольку порядок разграничения времени не объяснен, возникают новые поводы для конфликтов и насилия.
Первой ласточкой новых религиозных конфликтов явилось решение главы Тернопольской облгосадминистрации Ивана Стойко (ныне – нардеп от НУНС) отдать в «поочередное пользование» КП храм в селе Рохманов Шумского района, который 270 лет назад построили верующие Русской православной церкви и отстояли в антиравославных Речи Посполитой, Австрийской империи, Польской республике и, даже, хрущевской УССР. Но 3 года назад, на волне «оранжевой революции» здесь была образована община «антимоскальской церкви». Вдохновителем и главой «церковного комитета общины киевского патриархата» стал олигарх местного пошиба – монополист по закупкам сельхозпродукции у земляков и работодатель для многих из них. А условием дальнейшего пребывания на хоть как-то оплачиваемой работе в этом далеко не зажиточном селе явилась запись в новую общину. Разумеется, это относилось и к атеистам (по данным пресс-службы УПЦ сегодня по Украине таких виртуальных «общин Киевского патриархата» более 2000*). Православным же не удавалось даже оставаться тайным христианином – за входящими-выходящими из «москальской церкви» велось круглосуточное наблюдение.
Настоятель церкви о. Олег Сирко в знак протеста объявил голодовку. Несмотря на это, на 33-й ее день «новостворена громада» захватила храм и, при полном попустительстве главы Шумской райадминистрации Василия Петрука, избила прихожан вместе со священниками. Лишь на 57 день, поверив обещанию Ющенко: «такие случаи абсолютно недопустимы, все они будут расследованы, и виновные понесут наказание», данному им накануне Пасхи в Лавре, отец Олег вышел из голодовки. Но обещания эти постигла та же судьба, что и прочие «шаги навстречу людям». И православным рохмановцам ничего не осталось, как установить палаточный храм под стенами Верховной Рады. Где он уже третий год и стоит.
Прецедент и президент
Предчувствуя беду всеукраинского масштаба, предстоятель УПЦ митрополит Владимир направил президенту, а также тогдашним премьер-министру Тимошенко, главе Верховной Рады Литвину, секретарю СНБО Порошенко и министру юстиции Зварычу письма, где просил приложить усилия для отмены злополучной поправки, которая к тому же противоречит 28 пункту т.н. Баламандских соглашений (Резолюции 7-й сессии Международной комиссии по теологическому диалогу, состоявшейся в ливанском Баламанде): «поочередное богослужение может вводиться лишь по взаимному согласию Церквей» (http://orthodoxy.org.ua/News-R_ooua.php?id=6057). Но адресаты митрополичьего обращения остались к нему глухи. И пошла волна захватов по всей Украине – от Буковины до Сиверщины.
И даже после того, как Высший административный суд Украины создал прецедент и отменил распоряжение Тернопольского губернатора на том основании, что «местные органы власти могут заключать дополнительные договора о пользовании культовым сооружением только в том случае, если оно уже не используется на законных основаниях» (как это следует из тех же Баламандских соглашений), ни рохмановцам, ни остальным их братьям по несчастью никто храмы не вернул.
Видя полную безнаказанность захватчиков, граничащую с высочайшим покровительством, вновь, спустя 20 лет после первой волны насилия, «проснулись» и греко-католики. А поскольку, самая приближенная к высочайшей особе Сумская область уже была отдана на откуп конкурирующей организации, взялись за регион, наиболее близкий к главе секретариата указанной особы – за Закарпатье.
Для начала решили пойти методом наименьшего сопротивления. Так в городе Тячеве, еще несколько лет назад настоятель местного православного храма «заради миру і спокою» добровольно решился на поочередные службы с униатами. Но вот в августе 2007 года последние неожиданно повесили на ворота храма свой замок. Который, видимо, и следовало теперь целовать законным хозяевам храма вместо икон.
И тут оказалось, что не всех архиереев УПЦ МП пронимает ведущаяся по отношению к ним воспитательная работа. Предстоятель местной епархии епископ Ипполит, понимая, что уступка чаяниям местной администрации будет равнозначна команде на массовый захват, занял принципиальную позицию. Вдохновленные стойкостью своего архипастыря, на решительные действия решились и православные. Тячевский Храм удалось отстоять, но 52-летний епископ Ипполит был «отправлен на покой». Видимо, ради все того же «мира и согласия» между церковью и государством. Сменил его… бывший сумской епископ Марк.
Круг замкнулся. Стоит ли после этого удивляться, что и «президентскую» церковь захватывают президента же сторонники? И если ни глава государства, ни церковные иерархи не желают нарушать установившийся между ними мир, то, простым верующим остается надеяться на… коммунистов. В последний день работы нового парламента в 2007 году представитель КПУ Екатерина Самойлик объявила о создании межфракционного депутатского объединения в поддержку канонического православия. Может быть, 155 вошедших в него депутатов обратят внимание на нарушения прав верующих и инициируют отмену дискриминационной поправки к Закону о свободе совести и религиозных организациях?
* Один особо ретивый активист умудрился зарегистрировать на свой домашний адрес 24 такие общины ( www.pravoslavye.org.ua ).
** С нового года по квоте президента Александр Саган приступил к обязанностям главы Госкомитета по делам религий при кабмине Тимошенко.
Ключевые Cлова: церкви, православная, храма, «Украинская, Ющенко, президента, церковь, только, главы, патриархата», Украине, община, организации, земляков, нового, захват, епископ, киевского, автокефальная, поскольку.
|
|