Говорить о том, что православная Церковь на территории Украины переживает тяжёлые времена, стало почти привычным делом. Никогда за годы независимости государства Украина жизнь той части Русской Церкви, которую принято называть УПЦ МП, не была безоблачной. Однако нынешний период, действительно, особенный. Он своего рода итог общей тенденции, которая, обнаружив себя сначала лишь антицерковным шипением отдельных журналистов и маргиналов, пришла к реальной угрозе очередного удара по Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Поскольку сегодня, похоже, принято решение перейти к «окончательному разрешению церковного вопроса» – насильно оторвать УПЦ МП от своего законного Московского патриарха. Причём не в отдалённой перспективе, а в ближайшие сроки, не считаясь ни с какими законами – ни божескими, ни человеческими.
Кем принято такое решение? Здесь тоже всё определилось, и маски сброшены, что также характерно для нынешнего периода. Решение принято врагами Церкви и противниками исторической Руси. Отныне люди, чьими руками задумано нанести удар УПЦ МП, больше не скрывают своих лиц и намерений. К врагам этим относятся:
1) высшие чиновники украинского государства и весь киевский режим в том виде, в каком он существует после переворота февраля 2014 года;
2) тандем, составленный из деятелей Константинопольской патриархии и их американских кураторов (одна из задач, поставленных перед Порошенко в ходе недавнего визита в Киев Виктории Нуланд, – «зачистить» УПЦ МП и форсировать объединение раскольников лжепатриарха Филарета с раскольниками «УАПЦ»);
3) внутренние враги УПЦ МП, которые при поддержке киевской власти не только не скрываются теперь, но вот-вот начнут конкурировать между собой за право первыми переступить через каноны и объявить «поместной церковью» новую незаконную структуру.
Нынешнее открытое наступление на Церковь было предопределено. Цели Церкви, её ценности прямо противоположны ценностям её противников. Можно говорить о том, что они живут в двух разных мирах.
* * *
Для УПЦ МП текущий год – это год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В недавнем обращении Священного Синода к народу Украины по поводу этого уникального юбилея, подписанном и оглашённом Предстоятелем Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, ещё раз были очерчены незыблемые позиции Церкви в вопросах истории единого народа Руси и канонического Православия.
«Вклад святого Владимира в историю нашей Церкви, нашего государства и нашего народа трудно переоценить. Можно с уверенностью сказать, что эпоха князя Владимира оказала решающее влияние на дальнейшую историю Руси. И сегодня наследие святого Владимира во многом определяет развитие нашего народа», – сказано в обращении.
Подчеркнём, в документе даётся правдивая картина прошлого. Исторические названия Новгород, Полоцк употребляются наравне с Киевом как города одной державы, древнерусского общества и одного народа. Нигде нет и следов термина «Украина-Русь», который соответствует лживой концепции Грушевского, взятой украинскими идеологами и пропагандистами за основу национального исторического мировоззрения. Иными словами, УПЦ МП устами своего предстоятеля публично подтверждает свою мировоззренческую адекватность. Церковь не в свете мифов, но правды воспринимает и роль святого князя Владимира как преобразователя всех земель Руси, и суть самой Руси, которая, несомненно, есть родина одного народа, теперь проживающего в нескольких государствах. Такая оценочная вменяемость уже считается сегодня не только подозрительным и «подрывным» явлением, но квалифицируется как преступление.
Для Русской церкви и УПЦ МП, как её неотъемлемой части, текущий год – это год 70-летия Великой Победы. Той самой Победы, которая не просто шельмуется киевской властью, а объявлена как бы «не бывшей». В школах, вузах, на телевидении несут вздор о советско-немецкой войне, тем самым перечёркивая подвиг и миллионные жертвы жителей всего СССР и Украины (УССР) в частности в годы Великой Отечественной.
Позиция Церкви по вопросам войны и Победы была ясно очерчена Святейшим Патриархом Кириллом 22 июня сего года в Бресте: «Праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри…Мы все с вами одна семья. И не только потому, что в нас течёт кровь, восходящая к нашим предкам, но и потому что мы прожили одну историю, разделив и радости, и скорби».
Эти положения целиком разделяет руководство УПЦ МП. И именно это вызывает злобу у тех, кто захватил власть в Киеве. Как вызывают злобу и призывы к миру в государстве, нынешние власти которого ориентированы их западными хозяевами на войну и уничтожение. Да и сам факт существования единой для России и Украины Церкви невыносим для врагов единства исторической Руси. УПЦ МП самой своей жизнью в лоне Русской церкви противоречит новому украинскому порядку.
* * *
Вот почему давняя стратегическая цель – отрыв УПЦ МП от Московской патриархии, переформатирование украинского населения в прихожан самозваной «поместной церкви», исповедующей вместо Христа патологическую русофобию, стала на Украине ближайшей целью.
Видимость законности этой «новой поместности», а по сути погрому и уничтожению Русской Православной Церкви на территории Украины должны были придать представители Константинопольского патриархата, явившиеся в Киев. 8 июня были предприняты попытки объединения (на уровне совместного принятия и парафирования документов о намерениях) двух самозваных структур – «УАПЦ» и «Киевского патриархата» («УПЦ КП»), затем попытки были повторены 9 июля.
Вот это объединение раскольников и приехали благословлять два якобы законных епископа-константинопольца из США и Канады. Заметим, объединение не состоялось, так как, грубо говоря, участники сделки не сторговались. И виновники из стана «УАПЦ», сорвавшие уже 9 июня сговор своим требованием равного с «УПЦ КП» представительства на планируемом «соборе», видимо, скоро будут наказаны по указу американского начальства. 14 июля в «УАПЦ» выступили с новой инициативой: следует, мол, в процесс включить и УПЦ МП.
Кем на деле являются «создатели» новой «поместной церкви украинского народа»?
«УАПЦ» была создана после революции 1917 года. Она должна была заменить собой Русскую Церковь на территории Украины. Апостольского преемства её «епископы» не имеют. В народе её называют «самосвяты». Из-за практического отсутствия последователей находилась в забвении, но во времена наступившей независимости Украины была вызвана к жизни врагами Церкви и разрушителями России. «Киевский патриархат» был создан фактически Леонидом Кравчуком, желавшим иметь «карманную украинскую церковь», и расстригой Михаилом Денисенко, называющим себя «киевским патриархом Филаретом», человеком, отлучённым от Церкви за грубейшие нарушения церковных и монашеских обетов. Разумеется, и тут ни о каком апостольском преемстве речь не идёт, тут просто ряженые раскольники. Вот с этими «товарищами» хотят соединить оторвавшихся от УПЦ МП в единый котёл изменников и раскольников-самозванцев и заменить Русскую Церковь на землях Украины.
Добавим одну существенную деталь. Приехавшие посланцы Константинополя - тоже лица весьма сомнительной каноничности. Ведь «православные церкви на землях США и Канады» являются потомками «УАПЦ», сбежавшими в своё время за океан. Когда при Горбачёве часть церковных националистов двинулась на Украину искать счастья и совращать в раскол украинцев, другая часть вошла под омофор Константинопольского патриарха. И тем самым, между прочим, и самого Константинопольского патриарха они привели к сомнительной каноничности (по закону Церкви, соединение с неканоничными организациями лишает благодатности тех, кто их принял в своё лоно). Но вернёмся к нашей основной теме.
Собственно, внецерковные (неканонические) образования на Украине и раньше делали разные громкие заявления. И скорую «поместность» уже объявляли не раз. Особенно при президенте Ющенко. Но сегодня ситуация особая. И невиданная «объединительная» активность не случайна.
Явно действует некий стратегический план. Сначала премьер-министр Яценюк пишет письмо патриарху Варфоломею с просьбой вмешаться в церковную ситуацию на Украине. В ответном письме Варфоломей фарисейски сочувствует и незаконно называет свою церковь «матерью-церковью».
* * *
Термин «матерь-церковь» используется и Варфоломеем, и радетелями отрыва УПЦ от Московского патриархата постоянно. Но он не применим к УПЦ, поскольку она находится в лоне РПЦ. А с Киевской митрополией, созданной при Крещении Руси, история долгая и очень сложная. Киевские митрополиты перенесли кафедру во Владимир (на Клязьме) в 1299 году, затем в Москву (1326 г.). После Флорентийской унии (1439 г.) собор русских епископов стал самостоятельно избирать своего митрополита, а Константинопольский патриарх лишь соглашался с выбором. С 1461 года титул митрополит Московский и всея Руси был равнозначен митрополиту Киевскому и всея Руси с местопребыванием в Москве. В 1589 году был образован Московский патриархат, предстоятель РПЦ с тех пор носит титул Патриарх Московский и всея Руси. Радетелям о каноничности «украинского православия» следует знать, что в 17-м веке на территории нынешней Украины православие было практически уничтожено католиками-поляками и униатами в результате Брестской унии (1595 г.). Что сам Константинополь, угнетаемый турками, ничем православным помочь не мог. А вот Русская церковь, окормлявшая Русскую державу, могла. И когда Киевская митрополия перешла в состав Московского патриархата (1686 г.), а православный народ Украины (Малороссии) вздохнул облегчённо, под грамотой, подтверждавшей законность восстановления единства Киевской митрополии и Московского патриархата, стояла подпись Константинопольского патриарха Дионисия и ещё около 20 иерархов. Нынешний «склероз» патриарха Варфоломея не должен вызывать удивления. Поскольку реально проводится политика восточного папизма, когда Константинопольский патриарх стремится обладать не только «первенством чести», но и «первенством власти».
Да, и сегодня Варфоломей носит титул Святейшего Архиепископа Константинополя – нового Рима и Вселенского патриарха. Константинопольская поместная церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на её канонической территории - в Турции и отчасти в Греции. В самой Турции (Фанар - район Стамбула) численность последователей данной Церкви не превышает 3 тысяч человек. В ее юрисдикции находится Финляндская и Эстонская автономные и полуавтономная Критская православные церкви. Часть епархий Греции имеют двойное подчинение – Константинопольскому патриархату и Элладской церкви. Общее количество прихожан в 234 зарубежных епархиях Константинопольского патриархата сегодня достигает 3 млн. человек, наиболее крупными из них являются епархии в США (1750 тыс.), Канаде (230 тыс.), Австралии (320 тыс.), Германии (350 тыс.), Великобритании (200 тыс.). В Шамбези, что под Женевой, открыт Православный центр Константинопольской патриархии.
Варфоломей не вправе вторгаться на каноническую территорию другой поместной Церкви. Это противоречит канонам Православия.
(Окончание следует)