|
Олег ТРИШАТНЫЙ
Чудотворные образы – скрепы нашего единства
27-28 июля в Киеве пройдут праздничные мероприятия, посвящённые знаменательной дате – 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Особенностью торжеств будет присутствие на богослужениях почитаемых всем православным миром святынь икон Божией Матери – «Касперовской», «Святогорской», «Ахтырской», «Почаевской», «Зимненской», «Песчанской» и «Призри на смирение».
Чудотворные иконы прибудут в Киево-Печерскую лавру из разных мест Украины – изначальной и сокровенной части Святой Руси. В каждой – свидетельство единства народной жизни, единства Русской Православной Церкви. Никогда прежде все вместе эти иконы не собирались в одном месте. В наше трагическое время, когда патриарх Кирилл не может посетить свою украинскую паству, этот собор чудотворных образов, несомненно, несёт в себе особые сакральные смыслы. Представляется, мы увидим и явные последствия.
* * *
У каждой иконы Божией Матери (за историю христианства известно более одной тысячи чудотворных образов Богородицы) – своя удивительная судьба, своё житие. Каждая из икон с любовью и благодарностью по обетованиям (после исцелений или каких-то иных случаев) украшена крестами, перстнями, камнями; драгоценные убранства хранят в себе отсветы чудесных личных и общенародных историй, о некоторых мы здесь расскажем.
Начать, вероятно, следует с Зимненской иконы Божией Матери. Эта икона соединяет времена и пространства, всех со всеми. Образ имеет прямое отношение к судьбе великого князя Владимира и к святому крещению Руси. Именно этой иконой патриарх Николай II Хрисоверг в 988 году в Херсонесе (Корсуне) Таврическом благословил византийскую принцессу Анну на брак с великим князем Владимиром. Как известно, наш князь, в ту пору язычник, добившись руки сестры византийских императоров, решил пренебречь своим обещанием креститься. Его поразила слепота. Владимир воспринял это как вразумление. Так и мы это понимаем. Предание доносит, что князь в крещенской купели корсунской церкви святого Василия увидел сильное и необычное свечение, исходящее от иконы, после чего и прозрел – физически и духовно...
Образ прибудет (если на то будет воля Богородицы, как понимают православные) с Волыни, из древнего Зимненского Святогорского Успенского монастыря, который находится около села Зимнее на Святых Холмах, вблизи города Владимир-Волынский.
О духовном недуге слепотствующих Зимненский образ впоследствии напоминал людям не раз. В 1724 году Зимнее купил некий католик Михаил Чацкий. Ограбив православную обитель, Чацкий в горделивой позе предстал перед святым образом и произнёс: «Ну что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!» Чацкий через миг ослеп. Он умер слепцом через три года. Его потомки по мужской линии за три года до смерти теряли зрение.
Чудотворные образы – скрепы нашего единства
Касперовская икона Божией Матери прибудет из Успенского собора Одессы. Иконография образа совпадает с иконописью корсунской иконы. Образ, по преданию, был написан евангелистом Лукой и попал на Русь в 988 году в качестве дара Владимиру Крестителю из Византии. Разные списки с этой иконы связаны с судьбами св. Ефросинии Полоцкой, св. Александра Невского, царя Иоанна Грозного. Название «Касперовская» - по фамилии владелицы этой иконы, которой было явлено чудо в ХIХ веке. Икона, привезённая в Россию сербами в конце XVI века, намоленная за века, в XIX веке прославилась исцелениями. Православная Одесса верит, что город был спасён от оккупации и разгрома во время Крымской войны (осада 1854 года провалилась) по милости Пресвятой Богородицы, Касперовский образ которой крестным ходом был пронесён вокруг Южной Пальмиры. Осаду европейцы сняли 1 октября. Тогда отцами города было решено «сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником – священным».
Ахтырский образ. Современная иконопись
Ахтырский образ Пресвятой Божией Матери мгновенно отличим от иных. Здесь Спаситель на голгофском Кресте, слева от Голгофы – поясное изображение молящейся Богородицы. Икона была чудесно обретена во время сенокоса в 1739 году в г. Ахтырка Харьковской губернии. Всероссийскому прославлению (после трёх дотошных комиссий Святейшего Синода) способствовало почитание этой иконы императрицей Елизаветой Петровной. Одна из её фрейлин (баронесса Вайдель), заболев в 1748 в Ахтырке, молилась перед чудотворным образом. Ночью ей был ответ: «Напрасно ты просишь об исцелении. Сея болезнь твоя уже к смерти. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся свое имение…» Больная указала на своих дочерей. «Не заботься о детях, - отвечала Царица Небесная - Я буду всегдашнею их Покровительницею…» После смерти баронессы императрица взяла сирот ко двору, воспитала и выдала замуж за известных в нашей истории лиц, полководцев Семилетней войны (подлинно мировой войны 18 в.): Марию за графа Петра Панина, Анну за графа Захара Чернышева. По указу Елизаветы Петровны в Ахтырке был воздвигнут каменный храм, освящённый в 1768 году.
Икона-оригинал в Отечестве не сохранилась. По некоторым данным образ был вывезен и ныне пребывает в США, в г. Сан-Франциско. Почитаемые списки Ахтырского образа хранятся в Харькове в Михайловском храме, в Москве в Николаевской церкви на Арбате, в других местах.
В 2015 году, в день празднования Ахтырской иконы в Святогорской лавре на Донбассе (15 июля), была торжественно отмечена 23-я годовщина возрождения монастыря, ставшего впоследствии лаврой. В драгоценном киоте главного храма пребывает чудотворный образ Святогорской иконы Богородицы, написанный афонским монахом в середине XIX века, имевшим перед собой древнейший образ…
Чудотворные образы – скрепы нашего единства
О чуде 2014 года, верно, все слышали: «В Святогорской лавре после службы женщины убирали храм. Внезапно из алтаря вышла Женщина и сказала: "Не бойтесь! Я Украину не оставлю. Постреляют и уйдут". Женщины побежали, сказали настоятелю, он помолился и благословил всем рассказывать…» Год назад в обители под покровом Богородицы нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей, среди них сироты и инвалиды. Настоятель монастыря архиепископ Арсений (Яковенко) говорит: «Война – производная больной души человеческой. А добрых людей неимоверно больше, нежели злых и озлобленных. Вот, например, наши благодетели, без которых мы не смогли бы прокормить столько переселенцев. Нам все время кто-то помогает, из разных регионов и даже стран. Многие архиереи: и наши, и из России, из Италии. Один батюшка из Италии написал, что даже католики откликнулись – хотят помочь… Когда у нас тут беда случилась, все лавры нам помогали – и владыки, и братия. Привозили микроавтобусы с пожертвованиями. С Почаевской лаврой нас связывал старец, духовник, ныне покойный схиархимандрит Серафим (Мирчук)…»
Почаевская икона Божией Матери пребывает высоко над Царскими вратами Успенского собора в древней Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская обл.). Ежедневно после вечернего богослужения святую икону спускают на ременах. И к ней прикладываются монахи и паломники.
Самым впечатляющим чудом от этого образа является событие, которое произошло ровно 340 лет назад, в июле 1675 года. Несложно представить: обезумевшие люди стреляют в небо и сами калечатся и гибнут от безумных своих выстрелов. «Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же (св. Иов) велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица… Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля…»
Самый, казалось бы, недолгий путь предстоит проделать иконе Божией Матери, именуемой «Призри на смирение»: от Введенского монастыря, что на Московской улице Киева. Древнейшие сведения об иконе с таким названием, обретённой на Псковщине, относятся к 1420 году. Создание чудотворного списка, который пребывает в Введенском монастыре, относят ко второй половине ХIХ века. В 1920-е годы икона принадлежала священнику Введенской обители о. Борису, который в 1928 году, оставляя обитель, передал святыню на хранение монахине Феофании (Тоцкой). В 1992 году она, уже схимонахиня Феодора, вернула святыню в воссозданный монастырь. 1 августа 1993 г. возникла необходимость вынуть икону из киота. Тогда и открылось, что на внутренней стороне стекла появился её загадочный отпечаток в виде «негативного» изображения… Дивная икона прославилась исцелениями.
С Песчанской иконой Божией Матери, как и с иконой Владимирской, связано одно из пророчеств о судьбе России, нашей цивилизации. Образ был явлен святителю Иоасафу, епископу Белгородскому в 1754 году в селе Пески (ныне район города Изюма) Харьковской губернии. Святитель увидел в нём особый источник Божией благодати. Накануне Первой мировой войны одному из военных медиков, полковнику, в видении явился святитель Иоасаф, возвёл его на высокую гору и показал всю Россию, залитую кровью. «Покайтесь, - призвал святитель. - Пока этого нет, но так будет». Полковнику мало что не поверили, над ним много смеялись, а потом – люди-то рациональные, верящие в силу ума, денег и связей, – упекли в сумасшедший дом…
В 1997 году известный старец протоиерей Николай Гурьянов ни с того ни с сего велел одному из своих духовных чад читать акафист Песчанской иконе Божией Матери, «найти её подлинник и с ней облететь Россию крестным ходом на самолёте». Человек ничего не понял: «Что за икона Песчанская? Где её искать? Какой крестный ход, да ещё на самолёте по границам России?..» Кто-то представляет, сколько это может стоить?!
Всё сложилось так, что в 1999 г. такой воздушный крестный ход был совершён. Через девять лет (в 2008 году) был проведен огромный крестный ход с Песчанской иконой Богоматери и иконой Царя-Мученика вокруг Харькова; были совершены и другие крестные ходы… При этом, как полагают, призыв «Покайтесь» до сих пор звенит в воздухе и для многих является совершенно непонятным набором слогов.
* * *
Уже сейчас известно, на крестный ход 27 июля в Киев собираются тысячи людей со всей Украины, чтобы молиться о мире на земле Святой Руси, единстве нашей Церкви. Программа торжеств сообщает: «К святыням можно будет приложиться во время их пребывания в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая торжества в честь князя Владимира освящением восстановленного в центре Москвы храма в честь святого князя Владимира – Епархиального дома в Лиховом переулке, заявил: «Если бы на протяжении тысячелетия наша Церковь не сохраняла единства, не было бы сегодня России, Украины и Белоруссии в том виде, в каком они сегодня существуют. Но мы знаем, какая колоссальная опасность нависла сегодня над Украиной - частью и сердцевиной исторической Святой Руси».
Приходилось слышать, что люди, в том числе священники и архиереи, готовы за Христа, за единство Церкви, за веру стоять до конца, даже до мученического конца.
Источник: http://odnarodyna.org/
Ключевые Cлова: Божией, Матери, иконы, Богородицы, образ, икона, после, время, Владимира, иконой, князя, Святогорской, войны, Песчанской, обители, монастыря, Образ, крестный, России, пребывает.
|
|