Архиерейский Собор внес изменения в Устав РПЦ, причем весьма серьезные.
Если ранее высшей властью в Церкви обладал Поместный Собор из представителей различных степеней священства и мирян, то теперь за ним оставили лишь функции избрания Патриарха (что происходит не часто) и предоставления автокефалии или автономии Церквам в юрисдикции РПЦ (что случается еще реже). Все прочие вопросы, в том числе такие важные, как богословские и канонические, отныне переходят к Архиерейскому Собору, то есть собранию епископов.
А, если учесть то, что Архиерейский собор стал фактически лишь послушным инструментом легитимации решений патриарха Кирилла и его ближайшего окружения, то фактически произошла узурпация церковной власти. И даже не епископатом РПЦ МП, а самим патриархом Кириллом. Он теперь де-факто стал "православным" папой.
Итак, теперь именно Архиерейскому собору, т.е. собранию епископов без участия мирян, вменяется в права и обязанности:
а) хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности;
б) принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений;
в) хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви;
г) решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви;
д) канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований;
е) законоположений;
ж) выражение пастырской озабоченности проблемами современности;
з) определение характера отношений с государственными органами;
и) поддержание отношений с Поместными Православными Церквам;
к) создание, реорганизация и ликвидация Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований;
л) создание, реорганизация и ликвидация Синодальных учреждений;
м) утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви;
н) в преддверии Поместного Собора внесение предложений по повестке дня, программе, регламенту заседаний и структуре Собора, а также по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, если таковое избрание предполагается;
о) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора;
п) суждение о деятельности Священного Синода и Синодальных учреждений;
р) утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода;
с) создание и упразднение органов церковного управления;
т) установление процедуры для всех церковных судов;
у) рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов;
ф) утверждение новых общецерковных наград.
Напомним, что за последние четыре года количество епархий РПЦ резко возросло: с момента интронизации Патриарха Кирилла в 2009 году образовано 88 новых епархий (36% от всех ныне существующих), куда поставлено соответствующее число архиереев, безусловно единомысленных с Предстоятелем РПЦ по всем вопросам, выбранных им и даже возведенных им же в епископский сан, что означает безусловную личную преданность.
В прочих епархиях основательно «перетрясли» епископский состав. В итоге, реальные рычаги власти в РПЦ перешли исключительно к Патриарху. Это не нравится многим православным священнослужителям и мирянам, ведь Православие отличает соборный дух, а нынешние тенденции в РПЦ схожи с католической традицией централизации церковной власти в одних руках.
Все дни проведения Собора у храма Христа Спасителя молились верующие. Они совершали крестный ход вокруг кафедрального собора и молитвенно поддерживали архиереев, стоящих в истине.