Дмитрий САМОЙЛЕНКО
Порошенко не так давно одаривал своим вниманием и любовью УГКЦ – Украинскую Греко-Католическую церковь, одному из столпов которой открывал памятник во Львове. Памятник Шептицкому стал очередным кирпичом в воздвигаемую национальную униатскую крепость Украины. До этого было прямое участие униатского духовенства в сжигании бойцов «Беркута», униат Яценюк в кресле премьера и призывы униатских священников к уничтожению русских и Донбасса.
Справедливости ради надо отметить, что на Украине найдется не так много людей, которые смогут внятно объяснить, кто такие униаты, что такое Украинская Греко-Католическая церковь. По существу, эта церковь с первого дня своего физического существования была и остается не религиозным, а именно политическим инструментом. В отношении Украины УГКЦ – явление локальное и региональное, по-настоящему распространенное лишь в Галиции, ибо ее приходы за Збручем микроскопичны. Но сегодня активность униатов может соперничать с «киевским патриархатом». Они все чаще заявляют о себе как о единой «правильной» церкви украинцев или «глобальной» церкви, собирая епископов «Украинской Греко-Католической Церкви из Украины и стран поселений украинцев Южной, Северной Америки, Австралии и Европы».
* * *
Под давлением Речи Посполитой и Рима в 1596 году киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и рядом епископов Киевской митрополии была подписана уния о подчинении Ватикану. Она предусматривала признание догматики католицизма, власть и юрисдикцию Рима, но сохраняла право на православную обрядность.
Ватикан надеялся вовлечь в унию православных Речи Посполитой, в которую входили некоторые земли современной Украины, а также Белоруссии. Но реализовать проект тогда так и не удалось. Религиозная структура прививалась лишь в одном географическом регионе – в Галиции и Лодомерии, дальше на восток унию не могли насадить даже с помощью оружия.
Второй раз к плану создания Киевского униатского патриархата католическая сторона обратилась в 1620-1640-х годах, когда наметился диалог между православными и униатами. Но и эта попытка не увенчалась успехом.
Униатство почти на три века оставалось неким религиозным недоразумением. Даже сами католики относились к своему изобретению с нескрываемой неприязнью. Официальный сайт нынешней УГКЦ свидетельствует, что название "Греко-Католическая Церковь" ввела австрийская императрица Мария-Тереза в 1774 году для четкого отличия ее от Римско-Католической и Армянской Католической Церквей.
Её называли и называют Унийной Церковью, Униатской Церковью, Украинской Католической Церковью, Украинской Католической Церковью византийского обряда, Киевской Католической Церковью.
В зависимости от места, времени и цели произношения названия.
* * *
В официальных церковных документах Рима для обозначения ГКЦ употреблялся термин Ecclesia Ruthena unita. То есть Церковь Руси объединенная. И уж, разумеется, ни о какой Украине и украинской церкви речи не шло, ибо термин этот был еще не нужен.
Украинский грекокатолицизм стал упоминаться одновременно с появлением украинского национального движения в конце XIX-начале XX века. Другие этнические территории, где существовало униатство, для политических целей не годились. Вновь поднималась идея создания Киевского униатского патриархата, что было уже связано с личностью митрополита Шептицкого. Рим решил, что пришло их время, и униатская верхушка, поддержанная финансами, начала бурную прозелитическую деятельность по всему Прикарпатью и восточнее его вплоть до Киева.
Первая мировая война и приход русских войск в Восточную Галицию показали, насколько униаты укрепились. Расчет на массовый переход униатов в православие не был оправдан. Зато униаты (миряне и духовенство) активно помогали австрийцам, благословляли Талергоф, вели подрывную работу. В тот же период начинается эмиграция западенских униатов в США и Канаду, что впоследствии сыграет важную роль.
После 1917 года, когда перестала существовать Российская империя, Шептицкий вновь использовал западных заказчиков для проникновения в Киев. В 1918 году он пишет эрцгерцогу Вильгельму Габсбургу: «Я узнал, что часть главного собора украинской Церкви, который должен собраться 21 июня, имеет намерение дать мне достоинство украинского патриарха. Это выступление было бы с одной стороны выражением протеста против избрания Антония митрополитом Киевским, а с другой стороны подтвердило бы этим конкретным способом автокефалию украинской Церкви… Нечего и говорить, что такое избрание равнозначно принятию унии. Рим должен подтвердить избрание. Пока что полномочий, которые я получил от Папы Пия Х, могло бы быть достаточно. Естественно, на это должен был бы попросить согласия Его Величества» (1).
Но сторонники автокефалии «украинской православной церкви» обошли хитрого униата, перетягивая одеяло на себя. Не получилось и автокефальной церкви, появилась лишь «самосвятская» УАПЦ. Вбрасывать униатов в тогдашнюю политическую игру Рим не решился.
В межвоенное время поляки жестко контролировали униатов, но именно по политическим соображениям. Униаты слились с украинским интегральным национализмом, который тогда представлял сын униатского священника Степан Бандера. Большая часть членов ОУН также были униатами. Польская дефензива боролась не с Унийной церковью, а с ее боевым отрядом.
Еще один шанс стать украинской церковью грекокатолики во главе с Шептицким, «другом» Гитлера, предприняли, когда стали жителями особого дистрикта «Галиция». В 1942 году он вел переговоры с православными автокефалистскими епископами и представителям украинской интеллигенции о сближении с грекокатоликами и последующем объединении в единую поместную украинскую церковь. Шептицкого опять проигнорировали, да и в рейхе особая активность шестерок вряд ли нравилась.
Разумеется, униато-гитлеровскую любовь Шептицкому и его пастве припомнили после 1946 года, когда на территории СССР униаты «самоликивидировались».
* * *
Вот тогда, когда региональную церковь с подачи Запада и Рима признали гонимой, и возникает название УГКЦ.
Украинство становится политическим брендом, а повод критиковать советский режим через церковные дела выглядел отличным шансом.
Против СССР заработала иная сила, которая решила, что для национального украинского движения, целью которого будет подтачивание и дальнейшее разрушение государства, необходима некая «национальная церковь».
А такая в загашниках имелась. Причем ее этническая составляющая абсолютно совпадала с населением наиболее антисоветского и антирусского региона Украины.
Папа Пий XII предпринял ряд мер по укреплению и консолидации украинских грекокатолических структур в эмиграции с целью компенсировать ликвидацию Униатской церкви на территории УССР и в СССР в целом. И у него все получилось.
Понтифик назначил епископа Иоанна Бучко апостольским визитатором для украинских грекокатоликов в Западной Европе, поставив перед ним задачу создать униатскую церковную структуру для многочисленных беженцев из Галиции в Европе.
Затем Пий XII занялся переустройством церковной организации униатов Канады, где находилось большое количество украинских грекокатоликов.
В 1948 году единый украинский униатский экзархат был разделен на три новых – Центральной Канады (Виннипег), Западной Канады (Эдмонтон) и Восточной Канады (Торонто).
В 1951 г. в Канаде был учрежден четвертый украинский униатский экзархат Саскатуна, что давало возможность увеличивать число епископов-униатов.
После этого структуры униатов уже в виде епархий и митрополий стали появляться и в США, и в Австралии, и в Южной Америке.
Это был эффективный информационный маневр, когда исчезнувших униатов в СССР Рим заменил украинскими униатами по всему миру.
Пий XII уже планировал создать униатский украинский патриархат, но помер.
Последующий папа – Иоанн XXIII – с Москвой не ссорился, но давал понять, кто есть униаты на самом деле. Католицизм - вещь сугубо централизованная, с внутренним сепаратизмом они воюют эффективно, вся история католических орденов - тому подтверждение.
Потому с 1960 года в официальных документах фигурирует название Украинская Католическая Церковь – для украинских католиков в диаспоре и подпольной церкви в советской Украине. Ныне в папском статистическом ежегоднике Annuario Pontificio до сих пор используется название Украинская Католическая Церковь византийского обряда.
Под маской диалога с Москвой на свободу выпустили еще одного «друга» Гитлера – митрополита Иосипа Слипого. У униатов появилось «живое знамя». Очередной понтифик – Павел VI – использовал Слипого как рупор. 11 октября 1963 года Иосип Слипой на 2-й сессии II Ватиканского собора призвал участников собора создать Киевский униатский патриархат.
Однако для самого Рима украинствующий грекокатолик был лишь погремушкой, которой приходилось греметь перед Кремлем, ну как сейчас Яценюком или Ярошем.
В итоге Слипой довольствовался выделенным ему постом верховного архиепископа и ярко-красной сутаной. Тогда раздраженный политикой Рима архиепископ решил объявить себя патриархом в одностороннем порядке — без папского благословения.
Что и сделал на Пасху 1975 года. Без какого-либо согласования со Святым Престолом он подписал свое пасхальное послание к пастве титулом «Смиренный Иосиф, патриарх и кардинал».
Рим, разумеется, не признал дерзость, но дал Иосипу умереть с осознанием того, что «он – патриарх и кардинал».
Новым главой униатов стал послушный Риму Иван Любачивский, который, однако, тоже любил подписываться «патриархом», особенно с началом перестройки в СССР, когда униаты, опираясь на негласные соглашения Горбачева и Иоанна-Павла II, стали «восстанавливать историческую справедливость», захватывая православные храмы.
В 80-90-е годы униаты действовали уже как «часть нации», которая боролась за национальное самоопределение.
Любопытно, что уже в период «незалежности», получив к названию церкви национальную приставку, униаты (или Святой Престол?) не стремились называть себя УГКЦ.
На Синоде епископов УГКЦ (сентябрь 1999 г.) было предложено употреблять название Киевская Католическая Церковь, которое, с одной стороны, подчеркивало бы идентичность этой церкви, с другой – застолбило бы новое место для центрального офиса, куда восточнее львовской церкви Святого Юра. Что и было сделано. В 2011 году был открыт, как его называют в УГКЦ, Патриарший собор Воскресения Христова Украинской грекокатолической церкви.
Как грекокатолики украинскими стали
Теперь, когда униаты контролируют целые военные подразделения, набранные в бандеровских землях, они не прочь опять заявить свое право об Украинском Греко-Католическом патриархате. А для этого униаты опять призывают убивать.
Так что же представляют собой Унийная Церковь, Украинская Католическая Церковь, Украинская Католическая Церковь византийского обряда, Киевская Католическая Церковь? Это одна и та же церковная структура, подчиненная Римско-католической церкви. Для граждан Украины она представляется Украинской Греко-Католической церковью (УГКЦ). Другие её названия, без упоминания греческой веры, видимо, закрыли бы двери в приходы той церкви, у верховного архиепископа которой причащается президент Украины Петр Порошенко.
Источник: http://odnarodyna.org/
Ключевые Cлова: церкви, униатов, униаты, Церковь, Украины, Католическая, когда, Греко, Католической, церковь, украинской, Церковью, Украинская, название, униатского, Украинской, этого, которой, Канады, униатский.
|