Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Православие
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


   



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  История : 90-летие Русского Исхода  
 

Освящение креста памяти жертв красного террора

В этом году в ознаменование 90-летия события, получившего в последующем именование Русский Исход, Керченским союзом монархистов было запланировано и проведено три мероприятия. Первым и, пожалуй, наиболее важным из них стало открытие поклонного креста в память жертв красного террора в Керчи в 1920—1921 годах.

20101116-003

Каждое событие имеет свои причины. Появление первого памятника в Керчи, посвящённого произволу советской власти над русским народом, спустя 90 лет после окончания гражданской войны на Юге России тоже не случайно. Вероятно, это событие задержалось бы ещё на много лет, если бы Волей Божьей в Керчи не побывала вице-президент российского «МедиаСоюза» Елена Константиновна Зелинская, узнавшая, что устная история сохранила память о её прадеде полковнике Григории Трофимовиче Магдебурге, непосредственно участвовавшем в Белом движении. Он служил в Чугуевском военном училище, воевал на Дону и был начальником Корниловского военного училища.

16 ноября 1920 года завершилась тяжёлая и неравная борьба Белой армии против безбожной антинародной большевистской власти, не окончившаяся победой. Сопротивление изуверам, покорившим христианскую страну и готовившимся перечеркнуть тысячелетнюю её историю, началось с нескольких тысяч воинов бывшей Императорской армии, выступивших против поругания святынь и христианской веры, за свободу совести и право чести, за русскую государственность и православную культуру. Веря в правоту своего дела и руководствуясь чувством долга, они не признавали обречённость борьбы. Генерал Алексеев, основатель Белого движения, говорил: «Мы зажигаем светоч, чтобы хоть одна светлая точка была среди охватившей Россию тьмы».

Господь благословил вождей Белого движения и подвиг первых его участников и дал взойти посеянным семенам, обратив призрачный свет надежды в яркое пламя священной войны, первый поход — в народное выступление. Русский народ доказал, что у него было то, за что следовало положить жизни, и среди него были те, кто был готов это сделать. Быть может, участь России была предрешена, но тот подвиг, который был совершён белыми воинами тогда, не забыт через 90 лет, и сегодня свет их борьбы и мученичества даёт веру в грядущее возрождение православной Руси.

20101116-006

Памятник посвящён масштабной и страшной трагедии, захлестнувшей весь Крым и приведшей к гибели тысяч людей после эвакуации Русской армии под командованием генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля. Не все могли смириться с необходимостью оставления родины и расставания с близкими, поэтому многие из тех, кто принимал участие в сражениях на полях гражданской войны или служил в учреждениях белых армий, не погрузились на уходящие в неизвестность корабли. Хотя советская власть обещала амнистию тем, кто добровольно сложит оружие и подчинится новому правительству, оставаясь, они всё же осознавали, что снова шли на риск, ценой которого были их жизни.

Между тем, большевики не желали прощать своих врагов, пусть даже смирившихся пред их силой и готовых существовать по их правилам. Если побеждённые надеялись, что буря революции прошла и далее начнётся тяжёлый путь примирения, созидания разрушенного и восстановления утерянного, то советы знали о своих будущих намерениях, о тех бесчеловечных нравственных и физических муках, которые они готовили несчастным народам империи. Знали они и то, что сдавшиеся на милость победителя белые воины не смогут примириться с тем, что будет происходить в стране, и снова создадут власти ненужные проблемы.

17 ноября вновь созданный Крымский революционный комитет издал Приказ № 4 о регистрации иностранно-подданных, офицеров и солдат добровольческой армии, который грозил лишь высылкой из пределов Крыма. В действительности, всем участникам сопротивления без исключения была уготована смерть. В Керчи первые, документально подтверждённые, массовые расстрелы начались уже 6 декабря и продолжались с различной интенсивностью в течение многих месяцев. 25 декабря ревком выпустил более широкий Приказ № 167 об обязательной регистрации «...всех бывших офицеров, военных чиновников, полицейских, жандармов, сановников, ...духовенства, собственников фабрик, заводов, усадеб, домовладельцев, стоимость имущества которых по мирному времени исчислялась свыше 25 тыс. руб., ...всех граждан, приехавших в Крым в периоды с 1 февраля 1918 г. до второго прихода Советской власти и от 1 июня 1919 г. до вступления Красной Армии...»

В поимённых списках расстрелянных в городе, обнаруженных на сегодняшний день в архивах, числится около тысячи человек. Нет сомнения, что и это неполный перечень. Не было ни суда, ни следствия: чрезвычайные тройки особого отдела 13-й армии Юго-Западного фронта единогласно подписывали пачки анкет, приговаривая «врагов трудового народа» к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Красный террор распространился и на отставных генералов и офицеров Царской армии, правительственных чиновников, священников, врачей военных лазаретов и сестёр милосердия, даже на беженцев и просто людей «непролетарского происхождения». В Керчи и Феодосии было задержано более 10 тысяч человек, многие из них ссылались и попадали в заключение, других расстреливали. По различным оценкам, всего в Крыму было уничтожено от 10 до 50 тысяч человек.

20101116-009

Григорий Трофимович Магдебург также является жертвой красного террора. Память о последних днях его жизни сохранилась не только в его анкете, которая была заполнена перед расстрелом, где дом 8 по улице Босфорной был указан как место проживания, но и передана историку Владимиру Филипповичу Санжаровцу из уст писателя Вадима Андреевича Сафонова (1904—2000), почётного гражданина Керчи.

В последние месяцы пребывания Русской армии в Крыму в доме Сафоновых по улице 2-й Босфорской 8 (ныне улица Петра Алексеева 10) квартировал офицер белой армии в чине полковника. Почти нет сомнения, что этим офицером был Григорий Трофимович Магдебург. Вероятно, жилье он выбрал из-за близости к месту службы — Боспорским казармам, где могло размещаться юнкерское училище. Как начальник военного учебного заведения, он участвовал в организации погрузки отплывающих на чужбину воинов и гражданского населения, а сам остался. В своей анкете он написал, что не мыслит себя без России. Думается, он не мог в столь тяжёлое время оставить и свою семью, которая находилась в Ейске.

По всей видимости, он был хорошим знакомым Сафоновых, потому что Андрей Платонович и Ольга Ивановна настойчиво отговаривали его не идти на объявленную регистрацию, предполагая очередную ложь большевиков. По приказу уклонившимся грозила высшая мера наказания, поэтому Григорий Трофимович выполнил требование властей, не желая ставить под удар ни знавших его людей, ни свою семью. Покидая Сафоновых, полковник убеждал их, что с ним ничего не случится: война окончена, он вышел из игры, никто его не тронет, а регистрация — просто необходимая формальность. Больше они не видели своего постояльца и ничего не знали о его судьбе.

Да и сами Сафоновы вскоре почувствовали на себе произвол новой власти. 2 февраля 1921 года в их дом вошли представители ревкома с солдатами и конфисковали «излишки»: почти всё имущество, а также вещи, временно взятые у соседей, не оставив даже самого необходимого для семьи. Андрей Платонович был инженером, участвовал в проектировании и строительстве железных дорог, Городской управой был приглашён на должность архитектора. На собранные средства приобрёл в степи, в районе Узунларского озера, участок земли, где создал образцовое хозяйство — экономию Ольгино. Он обращался с жалобой в ревком, но прошение его не было удовлетворено из-за принадлежности к буржуазии и службы у белых.

Это лишь одна из сотен трагедий, разыгравшихся в Керчи в те холодные зимние дни. Места массовых расстрелов до сих пор доподлинно не установлены. С. П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России» упоминает о «десантах на Кубань», когда людей вывозили из Керчи на баржах и топили в море. Есть предположение о подвалах дома Домгера, где располагалось одно из отделений чекистов. Это крепкое и красивое здание было снесено в последние годы советской власти; говорят, во время расчистки места рабочие обнаружили множество человеческих костей. Ничего на этом месте строить не стали. Безусловно, в число предполагаемых мест казней необходимо включить отдалённую от города огромную крепость Керчь на мысе Ак-Бурун, имевшую в то время сотни наземных и подземных сооружений. Ревком, вероятно, организовал там концлагерь, где временно содержались заключённые и могли производиться расстрелы.

Наконец, по мнению старшего научного сотрудника Керченского историко-культурного заповедника Владимира Филипповича Санжаровца, есть ещё одно весьма вероятное место казней. Та многочисленная группа людей, в которой числится Григорий Трофимович Магдебург, содержалась в городской тюрьме, здание которой сохранилось и поныне в районе школы № 25. В дореволюционной Керчи, это была окраина, где находились лишь дачи да Андреевская богадельня для стариков с трёхпрестольным храмом. От места содержания узников пешим порядком вели под конвоем к безлюдному месту казни. Наиболее подходящим в этом районе являлся заброшенный железорудный карьер. Вокруг него было пустынно, ямы были готовы, оставалось лишь засыпать тела убитых землёй.

20101116-014

Елена Константиновна Зелинская, правнучка Григория Трофимовича, узнав эту историю, посетила Керчь 8 сентября этого года, чтобы побывать на местах связанных с её предком и лично пообщаться с Владимиром Филипповичем, сохранившем эти сведения. Увидев и поклонившись кресту в память исхода Русской армии, подаренному городу его автором, ныне покойным скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым, она выразила сожаление, что в Керчи нет ни одного памятника, посвящённого тем, кто остался здесь и был убит. Так родилась идея создания поклонного креста «Памяти жертв красного террора в Керчи. 1920—1921».

Уже через неделю началось предварительное обсуждение внешнего облика памятника и предложено место его установки: территория храма апостола Андрея Первозванного, расположенного между тюрьмой и дореволюционным карьером. Настоятель храма протоиерей Николай Зиньков, а затем и благочинный протоиерей Владимир Краплин выразили искреннее сочувствие этому предприятию и дали своё благословение. Как только представилась возможность, благословение было получено и от митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

Организационные вопросы на месте принял на себя Керченский союз монархистов, а при участии «МедиаСоюза» и Благотворительного фонда «Участие», а также при поддержке Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского решились вопросы финансирования работ. За два месяца было преодолено множество обычных трудностей, разработан проект, утверждён со всеми участниками, найден изготовитель и, наконец, произведены работы по созданию и монтажу памятника, которые заняли всего три недели. Установка состоялась, 15 ноября, за день до открытия.

Памятник представляет собой чёрный гранитный, так называемый, 6-конечный русский крест, с возложенным на него терновым венцом, созданным по мотивам известного знака Первого Кубанского Ледяного похода, с которого начался путь борьбы и муки Белого движения. Крест водружён на такое же чёрное гранитное основание, на которое нанесена библейская надпись из истории первого человекоубийства, причиной чего послужила ослепляющая зависть: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? …голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4: 9—10). Эти слова указывают и на то, что место вечного упокоения беззаконно и тайно убитых людей неизвестно. Каин, не сокрушавшийся в своём грехопадении, был наказан судом Божьим и во имя покаяния оставлен жить, будучи проклятым в делах своих: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4: 9—10). Такое же проклятие возложили на себя и сыны русского отечества, согрешившие пред Богом братоубийством во имя сжигавшей их зависти и гордости, а все их последующие труды и дела были тщетны. Установка поклонного креста — это ещё один шаг к покаянию русского народа и его возращению к своей православной вере и Небесному Отцу.

16 ноября, в 90-ю годовщину Русского Исхода, около строящегося храма апостола Андрея Первозванного состоялось открытие памятника, которое началось в начале второго часа пополудни чином освящения и молебном честному животворящему Кресту Господню, который проводил настоятель храма протоиерей Николай Зиньков в сослужении священников Алексия Якушева и Алексия Бутенко. Памятник украшали русские знамёна и 90 белых и жёлтых хризантем.

20101116-023

Перед началом молебна выступил предводитель Керченского союза монархистов Геннадий Борисович Григорьев, сказав, что несколько лет тому назад мы освящали крест, посвящённый исходу Русской армии, и он стал той отправной точкой во времени и пространстве, с которой начинается наш путь к возрождению Отечества; а крест, который мы освятим сегодня,— это первая веха на пройденном пути. Затем он произнёс слова благодарности всем, кто принимал участие в сооружении памятника, и в особенности выразил признательность прибывшей из Москвы Елене Константиновне Зелинской, благодаря желанию и деятельности которой стало возможным создание памятного знака, а также благотворительному фонду преподобного Серафима Саровского.

20101116-016

20101116-019

20101116-022

После молебна и окропления памятника святой водой отец Николай трижды приклонил колени перед крестом, а затем поцеловал его. После чего обратился с речью к керчанам и многочисленным гостям из других городов, в которой отметил значение этого креста в отношении исторической справедливости. Он также упомянул святого апостола Андрея Первозванного, принесшего с берегов Боспора свет Христовой веры на языческую Русь, и выразил уверенность, что именно в Православии заключается сила и будущее России, призвав крепко держаться христианской веры.

20101116-024

20101116-026

20101116-027

Речь, которую произнесла Елена Константиновна, тронула каждого из присутствующих. Она рассказала, что происходящее событие для неё также и глубоко личное. Начав два года назад восстанавливать для себя и своих внуков родословную, Елена Константиновна с изумлением обнаружила, что у большинства её предков нет могил. Она рассказала о судьбе одного из своих прадедов, русского офицера Григория Трофимовича Магдебурга, героя Великой войны и патриота, служившего в войсках Белой армии, а после Русского Исхода расстрелянного в декабре 1920 года. Е. К. Зелинская отметила, что часто произносят поговорку «Ломать — не строить», а ведь всё наоборот: 80 лет ломали страну, искореняли историческую память и вытравливали веру, но большевики не достигли своего: всё ещё стоит Россия, живёт в народе вера православная, появился ещё один памятник жертвам красного террора. Затем она сказала, что нас убивали, но сегодня мы стоим здесь: собралось несколько сотен людей, но людей искренних, поступающих по велению сердца. Наконец, она выразила уверенность, что с каждым таким шагом будут меньше распространяться злые миазмы от улиц, носящих имя кровавого палача, от привычного взмаха истукана, стоящего перед каждой местной администрацией, от звёзд на Московском Кремле, что висят над иконами. В завершение Елена Константиновна сказала, что у её семьи появилась могила рядом с храмом, куда можно прийти, помолиться и возложить цветы.

20101116-029

20101116-030

Последним выступил историк Владимир Филиппович Санжаровец. В своей обстоятельной речи он рассказал о тех ужасных событиях в Керчи, которые увековечены установкой памятника, и указал, что освящаемый сегодня поклонный крест, по своей сути, является кенотафом, что в переводе с греческого означает пустая могила. Подобные погребальные памятники были распространены у народов средиземноморья и сооружались в память умерших и погибших в неизвестном или недоступном для погребения месте. Владимир Филиппович пожелал, чтобы к этому поклонному кресту не заросла народная тропа, чтобы место это было чтимо современниками и потомками и жила вечная память о беззаконно убитых людях, которые могли принести немалую пользу русскому отечеству.

20101116-031

20101116-032

В завершение присутствующие исполнили молитву русского народа, первая строфа которой являет собой государственный гимн Императорской России «Боже, Царя храни». По окончанию мероприятия внимание присутствующих привлекло необычное природное явление: круглая радуга, которая в рассеянном тумане выглядела как второе солнце.

 

Освящение киота Царю-страстотерпцу

После открытия поклонного креста, присутствовавшие на мероприятии отправились в центральный собор в память усекновения честной главы пророка Иоанна Предтечи. Накануне в храме была произведена установка иконы и памятной доски Царю-страстотерпцу Николаю II, сооружение которых было осуществлено по инициативе Керченского союза монархистов на доброхотные пожертвования, при поддержке настоятеля храма протоиерея Алексия Швеца и по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Лазаря. Хотя большую часть суммы внесли керчане, очень приятно, что участие приняли также единомышленники из Москвы, Московской области, Киева, Одессы и Николаева.

20101116-037

20101116-036

Доска имеет следующее содержание: «13 (25) ноября 1893 года вновь устроенный придел при Иоанно-Предтеченской церкви был освящён во имя свт. Николая Чудотворца и св. вмц. Екатерины в память избавления от смерти 29 апреля (11 мая) 1891 года в японском городе Отсу наследника цесаревича, будущего св. Царя-страстотерпца Николая II».

   

Замысел её установки обусловлен тем, что в народной памяти не сохранилось событие, послужившее причиной именования северного придела храма во имя святителя Николая. Между тем, устроители святого алтаря желали увековечить имя будущего Государя, наследника цесаревича Николая Александровича, который ныне прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Более того, после освящения второго придела в 1893 году и до закрытия церкви в советские годы престол именовался во имя двух святых, и есть основание предполагать, что имя второй святой связано с памятью Императрицы Екатерины II, присоединившей Керчь к России и восстановившей на этой земле Православие. Однако сейчас вновь освящённый придел именуется только в честь святителя Николая. Таким образом, доска призвана напоминать прихожанам, что святыми покровителями храма наряду с Иоанном Предтечей и Николаем Чудотворцем можно также считать страстотерпца Царя Николая и великомученицу Екатерину.

20101116-039

Икона и киот, выполненные иконописцем Владиславом Николаевичем Егоровым и резчиком Сергеем Николаевичем Кузьменко, стали прекрасным дополнением к памятной доске и украшением для храма. Святой Царь изображён в мантии с золотым крестом со знаками монархической власти: скипетром и державой в руках. Резьба по деревянному киоту дополняет иконографию двумя ликами святых покровителей Царя, святителя Николая Чудотворца и праведного Иова Многострадального, а также государственной символикой: верхнюю центральную часть занимает державный герб России, а нижнюю — вензель Императора.

20101116-044

В половине третьего часа пополудни начался молебен с чином освящения киота Царю-страстотерпцу Николаю II, который проводили настоятель собора протоиерей Алексий Швец, священник Владимир Винничук, протоиерей Николай Вандышев, священник Алексий Якушев, иерей Алексий Бутенко.

20101116-042

По завершению молебна отец Николай Вандышев сказал подобающую случаю речь, в которой отметил, что неслучайно сегодня, в день 90-летия Русского Исхода, освящается икона Царя-страстотерпца. Он выразил мнение, что трагедия России началась с измены Государю, а Белое движение могло увенчаться успехом, если был бы провозглашён лозунг за восстановление законной самодержавной монархической власти. После речи молящимися был исполнен гимн Российской Империи «Боже, Царя храни».

20101116-049

20101116-053

Затем было совершено елеопомазание, и присутствующие, подходя к священнику, по очереди приложились к иконе. После всего киот был установлен на своё постоянное место под памятной доской, а присутствующие направились на гору Митридат, чтобы участвовать в крестном ходе в память исхода Русской армии.

20101116-056

20101116-062

 

Крестный ход

К 90-летию Русского Исхода силами Союза Русского Народа, его отделений и Керченского союза монархистов были проведены крестные ходы в Севастополе (rusimperia.info, novoross.info), Ялте (novoross.info, kazaki.crimea.ua), Феодосии (novoross.info, srn-feodosia.ru, vkontakte.ru) и Керчи в соответствии с датами происходившей эвакуации в приморских городах Крыма (14—16 ноября), причём многие участники, в том числе из Керчи, смогли присоединиться ко всем мероприятиям.

В керченском крестном ходе, проводимом ежегодно 16 ноября в память исхода Русской армии, участвовало более 300 человек, и около 40 из них были гости города. С 15 часов на горе Митридат начали собираться люди.

20101116-095 Panorama

В этом году погода была на удивление тёплой, а город заволокло небольшой туманной дымкой, так что с Митридата окраины и морской горизонт виделись растворяющимися в сиренево-красных закатных цветах, а мыс Ак-Бурун с крепостью Керчь казался огромной горой, вершина которой выступала из облаков.

20101116-064 Panorama

20101116-068 Panorama

Круглая радуга, показавшаяся слегка во время освящения памятника жертвам красного террора у храма апостола Андрея Первозванного, стала гораздо заметней и ярче, расположившись справа от заходящего солнца.

20101116-084

Из местных организаций присутствовали: устроитель крестного хода Керченский союз монархистов, Керченский союз казаков и Керчь-Еникальский пластунский полк Таврического казачества. Единомышленники и соратники из городов Москва, Киев, Иркутск, Екатеринославль, Житомир, Харьков, Бердянск, Севастополь, Симферополь, Ялта, Алушта, Гурзуф, Феодосия были представлены руководителями и членами Союза Русского Народа, десяти его отделений, казачьих общин и обществ реставраторов. 

20101116-086 Panorama

Участники заполнили одну сторону широкой площади на вершине горы, а напротив них выстроились казаки, над которыми развивались знамёна полков и флаги Союза Русского Народа. Верующие держали в руках иконы святых и портреты Государя. Многочисленные репортёры разместились немного в стороне, откуда были хорошо видны все участники молебствия.

20101116-078

20101116-082

20101116-090

Краткую вступительную речь произнёс предводитель Керченского союза монархистов Геннадий Борисович Григорьев, рассказав о значении ежегодного, ставшего традиционным, крестного хода и о том, что в этом году собравшиеся пришли отметить знаменательную дату 90-летия исхода Русской армии, которая представляла последний крепкий оплот русской государственности на территории бывшей православной империи.

20101116-091

Он также пояснил присутствующим, почему начало крестного хода положено на вершине горы Митридат: по существующей легенде, здесь, около теперь уже разрушенной часовни над могилой градоначальника полковника И. А. Стемпковского, был отслужен молебен перед погрузкой на корабли; последний раз уходящие на чужбину вдохнули русский воздух, взяли с собой горсть родной земли и окинули взором азиатский и европейский берега своего отечества, а затем, спустившись, погрузились на корабли — крестный ход повторяет этот скорбный путь. В конце Геннадий Борисович произнёс: «И хотя мы будем спускаться по лестнице вниз, наши души и мысли будут подниматься вверх, к Богу, нашему святому Царю и его верным защитникам».

20101116-095

В половине четвёртого священники Николай Зиньков, Николай Вандышев, Алексий Якушев и Алексий Бутенко начали служение краткого молебна, после которого были приспущены знамёна и коленопреклонённо произнесена молитва к Господу о даровании царства.

20101116-106

20101116-107

Хотелось бы отметить, что все священники города посредством личных письменных отношений были приглашены к участию в этом важном для духовно-нравственной оценки нашей истории событии, призванном почтить память защитников православной веры и русского отечества, изгнанных за его пределы и положивших живот свой на поле брани. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное», — в словах Господа открывается сакральное значение подвига белых воинов (Матф. 5:10). Кто-то участвовать не смог, кто-то не пожелал. Впрочем, следует сказать, что отсутствующие священнослужители не проявили безразличия и отслужили накануне в своих храмах панихиды о павших белых воинах и безвинно убиенных советской властью людей.

20101116-098

После молебна люди построились рядами и начался крестный ход в преднесении святого креста и хоругви с Казанской иконой Божьей Матери, который возглавили священнослужители с певчими; за ними следовали казаки и реконструкторы, а заключали шествие верующие.

20101116-109

20101116-110

Все участники возглашали краткие молитвословия к Господу и святым его. От начала до конца лестницы спуск сопровождался звоном колоколов собора Иоанна Предтечи, которые также звучали во время шествия по бывшей Предтеченской площади (ныне — Ленина).

20101116-113

20101116-05

20101116-116

20101116-117

Крестный ход вышел на Приморский сквер и приблизился к поклонному кресту в память исхода Русской армии, украшенному белыми цветами с золотой лентой с надписью «Вечная память белым воинам», а также опоясанному двумя лентами цветов государственных флагов Российской Империи.

20101116-118

20101116-119

20101116-121

Здесь предводитель Керченского союза монархистов обратил внимание окружавших памятник людей, что появление этого креста в Керчи состоялось по доброй воле приснопамятного русского скульптора В. М. Клыкова. Он также добавил, что одним из важных дел Вячеслава Михайловича стало возрождение в 2005 году Союза Русского Народа и символично то, что сегодня здесь, у одной из последних работ скульптора, присутствуют представители десяти отделений и председатель главного штаба Союза.

20101116-123

20101116-21

Несмотря на то, что эвакуация Русской армии началась от Севастополя, а из его порта ушла большая часть изгнанников, включая правительственные учреждения и самого главнокомандующего генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля, Керчь также занимала особое место среди прочих городов Крыма, ведь отсюда отчаливал последний корабль. Неслучайно традиция крестных ходов в день Русского Исхода зародилась в 2002 году именно в Керчи, а с этого года распространилась и на другие приморские города, откуда проходила эвакуация. Неслучайно и первый памятник исходу Русской армии, подаренный В. М. Клыковым Севастополю, оказался в Керчи. И хотелось бы верить, что последний пункт исхода превратится в начало возвращения русских людей к своему православному отечеству.

20101116-125

20101116-126

После слов Геннадия Борисовича началась лития об упокоении душ белых воинов, живот свой положивших на поле брани в защиту Веры, Царя и Отечества, и всех безбожной властью убиенных, в завершение которой пропета молитва «Со святыми упокой». Во время этого молитвословия солнце начало скрываться за горизонтом и небо окрасилось в ярко красные цвета.

20101116-22

20101116-130

20101116-131 Panorama

Затем молящиеся подошли к памятнику великому российскому флотоводцу адмиралу Феодору Феодоровичу Ушакову, у которого был пропет тропарь и кондак этому святому праведному воину.

20101116-129

Крестный ход продолжил своё шествие снова по площади рядом с городским собором. Остановившись перед святым храмом и поклонившись ему, участники вышли на набережную. Небо быстро потемнело и потеряло свои насыщенные краски. Пройдя вдоль набережной, участники выдвинулись на пирс, где были произнесены памятные речи.

20101116-29

20101116-31

20101116-37

20101116-135

Первым выступил Г. Б. Григорьев, сказав, что крестный ход начался на Графской пристани в Севастополе, а завершился на месте бывшей Царской пристани в Керчи, откуда в ледяные ноябрьские дни 1920 года отошли последние корабли эвакуации; таким образом, общими усилиями удалось повторить путь Русского Исхода в Тавриде.

20101116-137

Настоятель храма апостола Андрея Первозванного Николай Зиньков посетовал на то, что в наше время патриотические организации разделяются и враждуют друг с другом, и каждая считает только свои убеждения правильными и только свои действия — единственно возможными, осуждая позицию других. Он призвал к единению в Православной вере и стремлению к общим делам, приведя слова блаженного Августина: «В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь».

20101116-139

В Керчи, кроме гражданских лиц, покидавших родину, основную часть составляли донские, кубанские и терские казаки. Весь город был наполнен оставленными лошадьми. Атаман Керченского союза казаков Александр Вадимович Самойлов рассказал об участии казачества в гражданской войне и о его последующем истреблении, в том числе напомнил о трагедии в австрийском городе Лиенце после окончания Второй Мировой войны.

20101116-141

Старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника Владимир Филиппович Санжаровец дал историческую справку о количестве эвакуировавшихся из Керчи людей, о числе и типе судов. Он отметил, что среди эмигрантов оказалось и значительно число самих горожан: об этом можно судить по статистическим данным за 1920 и 1921 годы, которые отражают не увеличение численности, а его сокращение. 2224 человека — это существенная разница для города с 38-тысячным населением и отражает трагедию, которая разыгралась в ту пору: некоторая часть людей навсегда покинула отечество, потеряв почти всё, что имела, другая была репрессирована и сослана, третья — расстреляна карательным органами ЧК. Наконец, Владимир Филиппович выразил мысль, что и стоящие здесь в некоторой степени являются эмигрантами, находясь за пределами России, в другой стране, в результате своеобразного внутреннего исхода в 1991 году. Он отметил, что произошла огромная катастрофа, повлёкшая за собой множество трагических последствий, но которые по масштабу, конечно, не соизмеримы с событиями 90-летней давности.

Затем Геннадий Борисович сказал о том, что известный среди русской эмиграции, а теперь и на родине, поэт Сергей Сергеевич Бехтеев, творчество которого проникнуто болью о судьбе России и отвергнутого ею святого Царя, и представил присутствующим атамана Екатеринославского отдела Великого братства казачьих войск подъесаула Константина Леонидовича Попова, который прочёл стих этого поэта «Офицер».

Офицер

Его вели убийцы на расстрел,
Толпа безгласная пугливо расступалась,
Но на неё спокойно он смотрел,
И сердце гордое его не волновалось.
Привык он смерть с отвагою встречать,
На гибельных полях неумолимой битвы,
Когда уста торопятся шептать
Последние слова напутственной молитвы.
Никто не смел приблизится к нему,
Все от него как от чумы бежали,
И даже взглядами трусливыми ему
Сочувствия в беде не выражали.
Всех устрашал его господский вид,
Его фигура в одеяньи сером,
И каждый знал, что власть его казнит,
За то, что был он царским офицером,
За то, что родину он грудью защищал,
Что за паек скупой не торговался,
Что он часов рабочих не считал,
С врагами родины постыдно не братался.
За то, что был он русским до конца,
Безропотно неся лишенья и кручину,
За то, что не сменил он честного лица
На красную разбойничью личину.

1942, г. Ницца

Александр Степанович Турик, председатель главного штаба Союза Русского Народа, рассказал об этой общественно-политической организации, особо отметив, что она существует по неизменному уставу 1905 года. Он также вспомнил о воссоздателе Союза Вячеславе Михайловиче Клыкове, памятники которого украшают многие города и веси нашего отечества, имеют характер национальный и отражают православный взгляд на историю и культуру России, а также выразил радость по поводу того, что лично увидел в Керчи одну из его работ, крест-ладью, символизирующую не только Русский Исход, но и в более широком смысле — Церковь — корабль нашего спасения.

20101116-142 Panorama

Заключительное слово сказал Геннадий Борисович Григорьев, поблагодарив всех, кто присоединился к крестному ходу. Он попросил сохранить приобретённые чувства и передать их тем, кто не смог быть на этом событии. Он выразил надежду, что придёт возрождение Святой Руси, третьего Рима, и всё больше людей будут ощущать себя русскими, в дореволюционном понимании этого слова, осознавая, что на небе — Бог, а на земле должен быть православный самодержавный Царь.

Во время стояния на пристани наступили сумерки, на небе ярко загорелся месяц и появились первые звёзды. В тёмном заливе, окутанном туманом, привлекали внимание несколько медленно движущихся к берегу кораблей, свет от которых яркими длинными дорожками переливался на воде.

В завершение присутствующими была исполнена молитва русского народа, начинающуюся с гимна Российской Империи «Боже, Царя храни». Атаман А. В. Самойлов дал команду приспустить знамёна. После этого на воду были возложены 4 венка: от Керченского союза монархистов — императорских цветов со словами «Защитникам Веры, Царя и Отечества» и национальных цветов — «Русской Армии Петра Николаевича Врангеля», от Керчь-Еникальского пластунского полка — «Память защитникам отечества. От Таврического казачества» и от Керченского союза казаков.

20101116-144

Керченскому союзу монархистов от Киевского отдела Союза Русского Народа была подарена большая литографическая икона Царя-страстотерпца Николая II, которая участвовала во всех четырёх крымских крестных ходах.


 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
   
 
 Распечатать
 
 



   
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Июль 2018 (2)
Июнь 2018 (1)
Май 2018 (2)

   
«    Апрель 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


   

Главная страница |