|
В 988 году Ярослав Мудрый при крещении получил имя Георгий (Юрий). Ярослав очень почитал своего святого, объяснял свои победы его помощью и старался увековечить его имя. После победы над эстами, в 1030 году, он заложил город Юрьев (Дерпт).
После же победы над печенегами в 1036 году великий князь основал в Киеве церковь Св. Георгия, при освящении которой завещал "творити праздник св. Георгию месяца ноября в 26-й день".
В 1769 году российская императрица Екатерина II именным указом учредила самую почетную воинскую награду - орден Святого Георгия Победоносца. Им награждали воинов, проявивших в бою неудержимую отвагу, смелость и находчивость.
С тех пор день 9 декабря ежегодно отмечался в России как День ордена Св. Георгия.
Вплоть до 1917 года по всей обширной Российской империи это был так называемый "Кавалерский праздник", во время которого чествовали георгиевских кавалеров. Отмечался он к тому же и как общевоинское торжество Русской Императорской Армии.
В этот день чествовали всех кавалеров Георгиевских отличий - от таких прославленных людей, как Александр Суворов, Григорий Потемкин, Михаил Кутузов, до простых солдат, матросов и казаков, награжденных Георгиевскими крестами.
Более того, это еще был и главный праздник Чугуевского пехотного юнкерского училища. переименованного В 1910 году, в связи с военной реформой, его переименовали в Чугуевское военное училище (ЧВУ). До революции 1917 года этот день широко отмечался в Чугуеве, собирая гостей со всей округи. Девятое декабря в императорской России был таким же праздником, как 23 февраля в Советском союзе.
Русский офицерский корпус на протяжении более чем двух столетий объединял все лучшее, что было в стране, и служил опорой российской государственности. Чугуевское пехотное юнкерское училище оказалось единственным в России, расположенным не в шумных и пыльных губернских городах, а в тихом, чистом месте - на круче над Северским Донцом, обжитой еще в седой древности. Воссоздавая традиции прошлого четвертый год, 9 декабря в Чугуеве отмечается день Георгиевских кавалеров. Если три предыдущих года этот праздник проводился силами общественников, то в этом году основным организатором праздника выступила Чугуевская городская администрация, при поддержке ХООО "Слобожанский выбор", "Русь Триединая", краеведов и клубов исторической реконструкции.
В зале Чугуевской картинной галереи лауреатов Репинской премии открыли выставку, посвященную окончанию Первой мировой войны. С приветственным словом к собравшимся обратились гости праздника: Консул Российской Федерации в г. Харькове В.Ю. Богданов, глава делегации депутатов Харьковского областного совета из фракции "Русь-Слобожанский выбор" В. М. Цюрток и первый заместитель Чугуевского городского головы Ю. К. Варжеинов, приложивший немало усилий в организации данного мероприятия. Первая мировая война практически забытая страница истории. А ведь наши земляки принимали в ней активное участие, и фронт первой мировой прошел через семьи жителей Слобожанщины. Выставка старинных фотографий и предметов военного антиквариата была посвящена не только военной истории Харьковщины, но всей Русской Императорской Армии в целом. Этой частью мероприятия заведовал Артем Левченко, чугуевский историк-краевед. Были представлены фотографии из фондов музея, которые ранее приносили местные жители - фотоснимки георгиевских кавалеров, которые уходили на фронт, госпиталя, который обслуживал раненых. Многие из снимков были выставлены впервые. После презентации книг, изданных Харьковским частным музеем городской усадьбы, собравшиеся просмотрели фильм о Первой Мировой войне. А в проведении неофициальной части праздника главную роль играли исторические реконструкторы.
Председатель военно-исторического общества "11 Чугуевский Уланский полк" Сергей Борисов пояснил: "Наша задача восстановить историческую справедливость, поэтому мы и привлекаем внимание к этому дню. Особо отмечу, что личная охрана императрицы Екатерины II набиралась из Чугуевского полка". Местные краеведы полностью восстановили древнейший гусарский ритуал приготовления старинного напитка "Жженка". Наши предки наливали в огромный жбан красное вино, на него крест на крест клали сабли или шашки, и посредине ставили сахарную "голову". Ее поливали вином, поджигали, и она таяла, при этом гусары пели романсы. В этот раз старинный ритуал проходил на живописном обрыве, спускающемся к Северскому Донцу.
Во дворе скромного императорского путевого дворца, гремели пушечные залпы. На историческом месте где, по сути, закончилась долгая 24 летняя ожесточенная кавказская война. И закончилась она встречей русского императора Александра II и грозного властелина гор, третьего имама Дагестана и Чечни Шамиля, и их примирением. Именно здесь непокорный Шамиль, будучи пленником, 15 сентября 1859 года был поражен, когда на личной аудиенции с Императором ему оставили кинжал. Он понял, что сам до этого был пленником ложных представлений о России. Позже Шамиль произнес: "Если б я знал, какой человек Император Александр II, я никогда не поднял бы против него оружия!"
После этого горцы стали верой и правдой служить в русской армии. Поначалу для них как лиц нехристианского вероисповедания вместо Святого Георгия на ордене был выбит Государственный герб, но многие представители горских мусульманских народов отказывались принимать георгиевские кресты, на которых, не было изображения Святого Георгия. Всадники, отказавшиеся от крестов с двуглавым орлом, мотивировали это тем, что они хотят иметь крест не "с птицей", а с "джигитом", как они сами.
Символ стойкости.Город ратной славы Чугуев основан до Переяславской рады в 1638 году на территории Московского царства, он возник и развивался как русский город. В отличие от слободских казаков, чугуевцы прямо подчинялись Белгородскому воеводе и числились в составе Белгородского полка.
Город служил приграничной крепостью, но и сейчас не потерял грозного значения форпоста. Только сейчас ожесточенная битва идет в умах и душах. Ведь, когда нас обкрадывают, проводя ревизию исторической памяти и внушают что Украина - "це унитарна держава", каменная летопись города свидетельствует об другом.
О том, что территория нынешней Украины не имеет общей истории - фактически это лоскутное одеяло. О том, что это совокупность разных этнорегионов, и федерация более адекватная форма общественного устройства для Украины. Можно с легкостью запрятать неугодную рукопись в архиве, подчистить библиотеки, но трудно спрятать целый город, который отличался регулярной планировкой, и построен целиком на казенные деньги.
Центральная часть была застроена по проекту знаменитого архитектора В.П.Стасова. Четкий прямоугольник кварталов с большой центральной площадью, которую окружали Покровский Собор, корпус военных топографов, школа кантонистов, гарнизонный штаб, торговые ряды, это каменная летопись архитектурного комплекса сложившегося в середине XIX века в стиле классицизм. Ведь даже если мы будем молчать камни возопиют и поведают правду о месте, где любили бывать русские императоры, о славных и героических страницах нашего Российского Отечества.
История города Чугуева, став фактом общественного сознания, послужит тому, что идея декларативной унитарности Украины уступит место разумной федеративности. И формальная унитарность рано или поздно не выдержит столкновения с реальностью.
В 2000 году в РФ президентским указом ордену Святого Георгия вернули роль высшей военной награды России. А в прошлом году в России он получил статус общегосударственного. Город, давший некогда единому Отечеству большое число Георгиевских Кавалеров, может и должен быть одним из центров возрождающегося Георгиевского праздника.
Праздник, прошедший в Чугуеве, свидетельствует о том, что в культурно-историческом пространстве русского мира нет пограничных столбов. Чугуев один из краеугольных камней сохранившегося фундамента нашей общей истории.
На нашей земле жили люди, у которых был Бог в душе и царь в голове. А награды за ратные подвиги были лишь зримым подтверждением этой истины. Ведь не знающий своей истории обречен учить чужую.
С уважением, Сергей Моисеев, председатель Харьковской областной общественной организации "Русь Триединая" - http://rus3edin.org.ua/
Председатель правления ХООО "Слобожанский выбор"
|
|