|
Во время встречи в первой половине октября в Брюсселе с заместителем генерального секретаря НАТО послом Александром Вершбоу, министр обороны Украины Дмитрий Саламатин заявил, что «для Украины важно конструктивное партнерство с НАТО».
В контексте дальнейшего сотрудничества Украины с Североатлантическим альянсом министр отметил, что оно развивается на всех уровнях: только в этом году состоялись две встречи президента Украины с генеральным секретарем НАТО, при этом последняя - в сентябре, добавил он. По словам Саламатина, Годовая национальная программа сотрудничества Украина-НАТО остается основным программным документом системного краткосрочного и среднесрочного сотрудничества с Альянсом, при этом «приоритетным направлением для Украины и в дальнейшем будет оставаться участие в миротворческих операциях под началом НАТО» (1).
А уже во второй половине месяца, 18 октября, начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-полковник Владимир Замана встретился с председателем Офиса связи НАТО в Украине Марчином Кожиелом. Как сказано в официальном сообщении Минобороны Украины, «стороны обсудили ключевые аспекты реформирования Вооруженных сил Украины, текущее состояние и перспективы военного сотрудничества между Украиной и НАТО». Генерал-полковник Владимир Замана отметил, что ожидается утверждение проекта Концепции реформирования и развития Вооруженных сил Украины на период до 2017 года, в которой четко определены задачи по кардинальному реформированию Вооруженных сил, формирование их качественно новой структуры и оперативных возможностей. В свою очередь, председатель Офиса связи НАТО в Украине господин Марчин Кожиел сообщил, что «тема реформирования украинской армии и стратегии создания Вооруженных сил Украины нового образца активно обсуждается в НАТО». (2) И отметил, что работа по реформированию Вооруженных сил, которая сейчас идет в Украине, «имеет большое историческое значение».
Здесь стоит вдуматься, что происходит. В том, что министр обороны, т.е. главный военный руководитель Украины, рассказывает о важности сотрудничества страны с НАТО, казалось бы, ничего предосудительно нет. Мало ли какие цели преследуют в Киеве, укрепляя «дружбу» с Североатлантическим альянсом. Но вот следует уточнение, что для Украины приоритетом является «участие в миротворческих операциях под началом НАТО».
А почему же именно под началом НАТО?
Украина - внеблоковая держава, в ее важнейших документах, начиная с не так давно принятой новой Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины, указано, что в случае военных угроз держава полагается на Совбез ООН. И вдруг для нее, заявляет министр обороны, приоритетом является участие в миротворческих операциях не ООН (или, в крайнем случае, ЕС и ОБСЕ, что можно было бы понять, учитывая заявленную евроинтеграцию Украины), а НАТО. Как это понимать?
Не менее странно то, что начальник украинского Генерального штаба генерал-полковник Владимир Замана докладывает представителю НАТО о ходе реформы Вооруженных сил. С чего бы это? «Ключевые аспекты реформирования Вооруженных сил Украины», о которых идет речь, содержатся в проекте упомянутой Концепции реформирования и развития Вооруженных сил Украины на период до 2017 года - документе, еще не принятом и широкой публике не представленном. Отчего же украинский генерал не просто рапортует представителю НАТО о ходе реформы, но и обсуждает с ним положения еще даже не утвержденного высшим руководством документа, важнейшего для развития армии и флота?
И уж совсем загадочно звучит ответная фраза самого представителя НАТО о том, что тема реформирования украинской армии и стратегии создания Вооруженных сил Украины активно обсуждается в Североатлантическом альянсе. С чего такой интерес? Согласимся, со стороны создается устойчивое впечатление, что НАТО курирует военную реформу в Украине, и Киев согласовывает с ней все важнейшие шаги в сфере собственного оборонного строительства. Такая ситуация и в самом деле имела место при прежнем руководстве страны, когда Украина заявляла о своем стремлении стать членом НАТО. Но сейчас, с объявлением внеблоковости, данную ситуацию трудно объяснить.
Можно на минуту абстрагироваться от большой политики и рассмотреть ситуацию с чисто военной точки зрения. Мол, страны НАТО обладают большим опытом военного строительства и украинским военным этот опыт весьма интересен. Но это, во-первых, все равно не объясняет участия представителей Брюсселя в обсуждении будущего облика украинской армии. Изучать чужой опыт и строить свое - это одно, а рапортовать о готовящихся шагах и ждать результатов их «обсуждения» - это все же совсем другое.
И во-вторых, что именно может подсказать НАТО внеблоковой Украине в сфере военного строительства? НАТО - это военный блок, в котором каждая страна имеет базовые гарантии коллективной безопасности. И главное условие для армии каждой страны-члена этого блока - это умение работать во взаимодействии с «коллегами» по альянсу в различных военных операциях (причем все эти операции пока проходили и проходят вне территории самих держав НАТО).
А внеблоковость - это расчет исключительно на собственные силы и построение такой армии, которая способна самостоятельно противостоять всем возможным угрозам, причем в первую очередь на собственной территории. Опыта строительства и развития подобных армий в странах НАТО особо и нет.
В этом плане понятным было бы, если бы Украина активно изучала (но все же не докладывала и не ждала результатов «обсуждений» своей военной реформы на стороне) опыт других европейских нейтральных и внеблоковых стран - Швеции, Австрии, Финляндии и пр. Но почему-то финских военных в гостях у министра обороны и начальника Генштаба ВС Украины мы особо не замечаем, зато представители НАТО здесь - весьма частые гости. Да и само украинское руководство - и политическое, и военное - в Брюсселе бывает частенько, но в стремлении посещать те же нейтральные страны пока особо замечено не было.
Если же взглянуть на проблему через призму большой политики, картина предстает еще более странная. Вот незадолго до парламентских выборов в Украине помощник генсека НАТО по вопросам новых вызовов безопасности Габор Иклоди дал интервью украинским СМИ, в котором рассказал, что «НАТО не заинтересовано в разрыве отношений с Украиной, в том, чтобы делать какую-то паузу. Наша организация искренне заинтересована в развитии отношений с ней. НАТО нуждается в Украине, а вашей стране необходим альянс. Пусть я повторюсь, но Украина является чрезвычайно важным фактором евроатлантической безопасности». В общем-то, подобные заявления в Брюсселе делают частенько, но всегда забывают уточнить - зачем именно Украина нужна НАТО, в чем там видят роль и «предназначение» нашей страны? Однако в данном случае помощник генсека НАТО пошел дальше, в ответ на вопрос о том, как НАТО сотрудничает с Украиной в противодействии новым угрозам, заявив: «НАТО и Украина не проводили ни одной систематичной совместной оценки новых вызовов безопасности». (3)
Здесь просто теряешься, что и думать. В НАТО на каждом шагу заявляют о том, что трансатлантическая безопасность - это стержень всего блока, что партнерство с другими странами осуществляется, прежде всего, в сфере безопасности. Представители НАТО различных уровней (впрочем, как и представители украинского военного ведомства) постоянно заявляют о плотном сотрудничестве Украины с Альянсом, но ни в Киеве, ни в Брюсселе не могут сказать - ради чего именно. Ибо даже не знают, есть ли общие угрозы, поскольку подобные оценки просто не проводились.
В этой ситуации совершенно непонятно, что нужно и чего ждет Украина от НАТО и наоборот. Такое впечатление, что этого точно не знают ни в Киеве, ни в Брюсселе.
Эту догадку подтверждает и глава миссии Украины при НАТО, посол Украины в Бельгии Игорь Долгов. В начале октября ему задали вполне конкретный вопрос: чего Янукович ждет от сотрудничества с НАТО? На это дипломат ответил: «Этот вопрос президент Украины поднимал недавно в Нью-Йорке на встрече с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Кстати, такие встречи Виктора Федоровича уже становятся традиционными, и это для меня - очень важный сигнал, подтверждение взаимного интереса НАТО к Украине и Украины к НАТО. Сотрудничество многостороннее, оно из года в год расширяется и имеет очень хорошие перспективы». (4) Вот и весь ответ.
Господин дипломат, гражданам Украины, конечно, очень интересно, что этот вопрос президент В. Янукович поднимал при встрече с генсеком НАТО. Но гораздо интереснее было бы услышать ответ на него, а не рассуждения о том, насколько важны такие встречи. А то ведь из ответа главы миссии Украины при НАТО можно подумать, что для Киева отношения с Альянсом нужны только для того, чтобы украинский президент имел повод регулярно встречаться с главой Североатлантического альянса, а для чего - неважно.
Правда, Игорь Долгов все же дает ответ на вопрос, зачем Брюсселю нужна Украина. Он объясняет это просто: «Мы принимаем участие во многих миротворческих миссиях ООН и НАТО. В Косово остаются 140 украинских военнослужащих, и по просьбе НАТО в этом году мы направим туда дополнительный контингент. В Афганистане работают 23 наших военных инструктора. В следующем году мы отправим наш корабль, флагман ВМС "Гетьман Сагайдачный" для участия в операции под эгидой НАТО по борьбе с пиратством. Это не только политика и не просто политические декларации, это реальный вклад реальными силами в реальную операцию». (5) Понятно, что в условиях, когда страны НАТО все меньше откликаются на призывы США расширять свое военное участие в операциях Альянса (например, в Афганистане), «добровольная помощь» таких стран, как Украина, приходится весьма кстати - украинские военные делают для Брюсселя то, чего не хотят делать европейцы.
Заявление украинского дипломата звучит весьма логично, оно полностью объясняет то, зачем Украина нужна НАТО. Но вот зачем НАТО нужно Украине? На этот вопрос ни глава миссии Украины при НАТО, ни украинский министр обороны и начальник Генштаба, ни сам президент Украины ответа почему-то не дают. И это странно.
1.http://www.rbc.ua/rus/top/show/salamatin-dlya-ukrainy-ostaetsya-prioritetom-uchastie-v-mirotvorcheskih-10102012214300
2.http://www.unn.com.ua/ru/news/976697-v.zamana-poobeschal-nato-vtroe-uvelichit-denegenoe-sodergeanie-voennym-do-2017-goda/
3.http://zn.ua/POLITICS/gabor_iklodi_nato_nuzhdaetsya_v_ukraine,__a_vashey_strane_neobhodim_alyans-109546.html
4.http://news.liga.net/interview/politics/742980-posol_ukrainy_ubezhdayu_nato_chto_vypustit_timoshenko_neprosto.htm
5.Там же.
Ключевые Cлова: Украины, Вооруженных, Украина, Украине, обороны, страны, армии, сотрудничества, реформирования, министр, Брюсселе, встречи, операциях, просто, вопрос, весьма, участие, миротворческих, зачем, развития.
|
|