|
Главным следственным управлением Следственного комитета России начата проверка по факту заявлений граждан России Дарьи Батяевой и Антона Дугина, а также гражданина Белоруссии Андрея Кудасова о том, что они были похищены и ограблены сотрудниками СБУ.
Задержанными в Одессе «агентами ФСБ» оказались маклер, маркетолог и сварщикА вот что говорят сами задержанные. Одна из них — 24-летняя предприниматель из Крыма Дарья Батяева, занимается недвижимостью.
«В Одессе я изучала рынок недвижимости и общалась с потенциальными клиентами, в основном это были пенсионеры, которые были готовы сдавать свои квартиры на сезон. Сказать точно, почему СБУ заинтересовалась именно мной, не могу. Предполагаю, что причиной послужило то, что, общаясь с пенсионерами, я узнавала, сколько денег сейчас у них уходит на оплату коммунальных услуг. Для людей это была больная тема, они сразу начинали жаловаться, что с такой маленькой пенсией и такими ценами на продукты, лекарства и тарифами на коммунальные услуги просто невозможно прожить. Кстати, именно про «проведение нелегального соцопроса» меня спрашивали сотрудники СБУ: мол, я не имею права говорить с людьми на темы их социально-экономического положения, иначе это является основанием для обвинения меня в шпионаже», — вспоминает девушка.
По её словам, в первый раз сотрудники СБУ задержали её друга Андрея, который приехал в Одессу по её просьбе и тоже искал потенциальных клиентов.
«К нему подошли милиционеры, предъявили удостоверения, причём это всё было возле подъезда, где мы жили. Они сказали, что он похож на человека, который в розыске и увезли в отделение. Но в отделении с ним уже разговаривали представители СБУ, угрожали выдворить из Украины на том основании, что фотография в паспорте у него нечёткая, и сказали, что будут дальше за ним наблюдать», — говорит девушка.
При этом Дарья вообще не понимает, почему в СБУ заявили, что она финансировала «Антимайдан».
«Я физически не могла этого делать хотя бы потому, что в Одессе я была второй раз в жизни — до этого в 9-м классе! Видимо, или кто-то в украинских спецслужбах ошибся или же пошутил, но люди, которые задерживали нас, спецназ «Альфа», были уверены, что берут хорошо вооружённую группу. На допросах, кстати, речи ни о каком спонсорстве не было вообще», — говорит девушка.
Задержание Дарьи и двух её знакомых произошло через три дня после «беседы» сбушников с Андреем Кудасовым. Дарью рано утром буквально сразу на выходе из дома затолкали в микроавтобус, а после этого захватили и двух её друзей, оставшихся в квартире.
«Антон, мой знакомый, накануне вечером прилетел из Москвы, он должен был привезти мне печать и тоже помочь по делам фирмы. Спустя час как сбушники усадили меня в фургон, им всё-таки удалось попасть в квартиру. Ворвался туда спецназ «Альфа» с автоматами. Они собрали наши вещи, и всех троих отвезли в неизвестном направлении, предварительно надев на голову холщёвые мешки», — говорит Дарья.
Уже в здании СБУ, говорит девушка, начались угрозы и допросы. Задержанных спрашивали, кто они, работают ли на российскую разведку.
«Так как я из Крыма, я в июне получила паспорт РФ, при этом у меня был внутренний паспорт гражданки Украины и заграничный паспорт. Когда они обнаружили эти паспорта, сказали, что я попала по-крупному и мне за это светит тюрьма. Допрос вёл один человек, своё имя он не называл, иногда входил другой мужчина и начинал на меня кричать, обвиняя в том, что я шпионка. Так продолжалось до самой ночи. И уже около 12 ночи они составили краткий текст «признания» и заставили всё это прочитать на камеру. Там было что-то про то, что мы с ребятами организованной группой по заданию российских спецслужб прибыли в Одессу с целью проведения нелегальных соцопросов, сбора и передачи в Россию секретной информации социально-экономического характера, наносящей ущерб украинскому государству. Кстати, даже в этом тексте не было ничего про финансирование «Антимайдана». Видимо, когда киевское руководство посмотрело, какую ахинею сняли их одесские подчинённые, было решено в спешке придумать новую, более серьёзную историю», — считает девушка.
Точно также допрашивали и коллегу девушки Антона Дугина, профессия которого — маркетолог. У него отобрали вещи, деньги, компьютер, телефон, заставили сообщить пароли от социальных сетей и сетевых почтовых ящиков. Никто не представлялся. В общей сложности, Антона допрашивали девять человек.
«Меня неоднократно били, когда я задавал вопросы и пытался получить хоть какое-то объяснение, почему и за что со мной так поступают. Мне не была предоставлена юридическая защита. Говорили, что я не задержан, что со мной просто беседуют по моему добровольному желанию, но никуда не выпускали. 3 июля в туалет меня водили только один раз. О моём задержании не было сообщено консулу России. Мои знакомые в Москве обращались в консульство, чтобы узнать, где я и что со мной, после обнаружения моего исчезновения. И когда меня искали, в милиции, в СИЗО, в СБУ им говорили, что никому ничего про меня не известно», — говорит он.
«Допрос сначала вёл один, потом пришёл другой на пять минут постучать по столу, мне по голове, наорать на меня. Говорили, что закроют в СИЗО с людьми, которые нанесут мне увечья, или отпустят и сообщат представителям «Правого сектора», чтобы ждали меня за углом, или отвезут на границу с Луганском, наклеив на меня какую-нибудь надпись. Или поступят как с сотрудниками «Рен-ТВ». Затем этот сотрудник СБУ подсказывал мне вариант, который мне надо было им представить, и уходил в следующий кабинет. Вечером первого дня, когда большого толка, по их мнению, они не добились, они устроили мне допрос на пятерых. Говорили, чтобы я признал, что я сотрудник ФСБ и минут 20 оказывали психическое и физическое давление», — вспоминает Антон Дугин.
Под психологическими угрозами, что его «закроют» на 10 лет без суда и следствия, Антона заставили прочитать написанный сбушниками текст на камеру. Сказали, что «соучастники» уже его прочитали.
«В нём я представлялся как человек, работающий на спецслужбы России, который «приехал в Одессу для дестабилизации социально-экономической и политической обстановки путём проведения соцопроса». Что я «осознаю, что наношу вред национальным интересам Украины, и раскаиваюсь в этом» и обещаю больше таким не заниматься. И впредь «уважать законы и традиции украинского государства». В противном случае обещали «закрыть» на Украине на 10-15 лет. Хотя, казалось бы, должно быть совсем не так. Если я такой шпион и сепаратист, то зачем меня отпускать? После этого сказали, что оправят в Москву. Сняли мешок и наручники, приставили человека в кабинет для ночного контроля за мной. Спать пришлось сидя на стуле», — говорит молодой человек.
Не лучше обращались и с гражданином Белоруссии Андреем Кудасовым, который получил образование сварщика.
«Погрузили и отвезли, как позже стало известно, в СБУ. Это здание состоит из 3-4 этажей, есть внутренний дворик. Мне ничего не предъявили и ничего не объяснили за всё время нахождения там! Если я ношу бороду, это не значит что я террорист!» — возмущается он.
По словам молодых людей, задержание и допросы закончились банальным ограблением со стороны сотрудников СБУ. Их пообещали отправить домой, с условием, что они не будут находиться на территории Украины в течение ближайших пяти лет. Также в СБУ ребятам, по словам Дарьи, сказали, что им повезло, что их задержали в четверг, а не в пятницу, так как в ночь с четверга на пятницу был взорван военкомат, и тогда этот взрыв повесили бы на них.
«Затем нам стали давать на подпись документы, составленные якобы с наших слов, про то, что мы все российские агенты. Меня заставили написать заявление об отказе от украинского гражданства, отобрали внутренний паспорт и заграничный паспорт. Также принудили написать что я добровольно отдаю ноутбук и два планшета сотрудникам СБУ. Кроме этого забрали все деньги, правда без оформления документов, у меня наличными было 700 долларов, 1100 рублей и 800 гривен. Забрали документы на фирму и печать, причину не назвали, если не считать их слов, что я шпионка, а у шпионки не может быть украинской фирмы. То есть у них сейчас есть всё необходимое, чтобы осуществлять какие-либо действия от имени моей организации. И в довершение я подписала бумагу, в которой говорится, что я не имею никаких претензий к сотрудникам СБУ, и все документы были подписаны без психологического давления! В два часа дня нас отвезли в аэропорт опять-таки с мешками на голове и до двух часов ночи нас держали в аэропорту в зале ожидания, под присмотром трёх оперативников. Снова выход в туалет — только с их сопровождением, спать нельзя, гулять по зданию не имеем права и т.д. Затем нас посадили на самолёт и предупредили, чтобы мы больше тут не появлялись», — говорит девушка.
Как говорит Антон Дугин, у него забрали его личный ноутбук и деньги, сделали копии банковских карт и заставили сказать пин-коды к ним. Дарья и её друзья намерены добиваться справедливости.
«Нас по факту похитили, ограбили, обвиняют в том, чего мы не совершали, и пытаются повесить на нас всё, что только можно. В то время как у них под носом взрываются здания, они бросают чуть-ли не половину своих сотрудников на поимку мирных людей. А теперь чтобы хоть как-то создать видимость работы, вешают на нас свои незакрытые дела. Почему я должна отвечать за то, чего не совершала? Мы уже обратились в Следственный комитет России с просьбой о возбуждении уголовного дела по факту нашего похищения, незаконного лишения свободы и ограбления. Далее пойдём к европейским правозащитникам — даже интересно, что они скажут по этому поводу. Кроме того, я сейчас обратилась к юристам для проработки вопроса о подаче гражданского иска к СБУ о возмещении вреда, причиненного моей фирме — в том числе, упущенной выгоды», — говорит Дарья.
Стоит отметить при этом, что руководитель пресс-службы СБУ Лана Сафонова заявила украинским журналистам, что никакого задержания Андрея Кудасова вообще не было, хотя на официальном сайте СБУ до сих пор есть новость о задержании агентов российской разведки и «спонсоров Антимайдана».
Задержанными в Одессе «агентами ФСБ» оказались маклер, маркетолог и сварщик
Источник: http://rian.com.ua/
Ключевые Cлова: говорит, России, девушка, чтобы, заставили, сказали, этого, Дарья, паспорт, Антона, который, Украины, Андрея, человек, факту, Дарьи, ничего, когда, Антон, после.
|
|