|
Активные военные действия на Донбассе. Когда, кем и насколько серьезными они будут. Домыслов и спекуляций на эту тему уже высказано много, а еще больше будет по мере приближения к реальным военным действиям.
Хунта
Ожидать широкомасштабных наступательных операций со стороны войск хунты в ближайшие недели наивно и глупо. Разгром под Дебальцево больно ударил не только по самолюбию и морали войск. В первую очередь это колоссальные, в масштабах ВСУ, потери в технике. За всю зимнюю кампанию потери составили более четверти по боевым машинам и танкам, до 1/6 части всей артиллерии. Причем по большей части эти потери безвозвратные.
Конечно все, что можно было отремонтировать из поврежденных машин, уже возвращено обратно в строй, но восполнить потери зимы уже нечем. Части ВСУ вынуждены переходить на новые штаты: 4-орудийные батареи, часть полевых батальонов из механизированных фактически стали пехотными, а все новые части, намеченные к формированию изначально формируются как пехотные. На их механизированность уже никто не претендует.
Более менее стабильной остается ситуация в артиллерии. Но и здесь произошли существенные подвижки. Артиллерия ВСУ все более становится буксируемой, что делает ее весьма уязвимой в современной войне. Более того, по некоторым буксируемым системам начал проявляться дефицит (152 – мм гаубицы «Мста-Б»).
Танковые части постоянно сокращают количество боеготовых частей. Уже давно прошли те времена, когда ВСУ могли выставить одновременно 10 танковых батальонов, обеспеченных техникой и подготовленными экипажами. Дефицит и того, и другого в явном виде прослеживался в зимнюю кампанию. В дополнение к строевым танковым частям в бой были брошены и учебные. Фактически новые части формировать не из кого, не на чем, и не для чего. Введение в строй законсервированной техники уже фактически закончилось. Все, что можно уже давно передано частям, многократно отремонтировано и частично потеряно в предыдущих боях. Выпуск новой техники это пока … единицы. Все что вводится в строй как новое это капитально отремонтированные старые корпуса, которых на складах есть еще достаточное количество (около 2000). Но для массовой постановки в строй данной армады нет ни запчастей, ни мощностей, ни … денег. Таким образом, сейчас на фронт части ВСУ смогут сосредоточить не более 6-7 учетных танковых батальонов, с учетом материальной части некоторых учебных, которые уже на фронте. Формально их больше 12-13, но укомплектованность техники находится на уровне в среднем 50%. Причем, скорость увеличения числа батальонов (по технике) не может превышать 1 батальон в 2 месяца, при условии отсутствия потерь на фронте.
По бронированным боевым машинам ситуация не намного лучше. Поставки новой техники отстают от графиков. Причина банальна и несколько комична. Запад, объявив санкции России, фактически организовал военно-техническую блокаду Украины. Многие критически-важные запасные части, в первую очередь двигатели, Украина не производит, и не может получить из-за рубежа. Западные поставщики поочередно отказали. Это уже сорвало несколько важных программ: поставки ББМ «Дозор-Б» так и не начались, количество выпущенных грузовиков «КРАЗ» для нужд армии хунты исчисляется десятками в месяц, когда нужны и есть технические возможности собирать сотни, выпуск БТР сталкивается с нехваткой запасных частей, которые остро необходимы для ремонта поврежденной техники.
Все эти факторы, как уже сказано выше, вынудили хунту лишать подвижности (техники) не только новые части, многие из которых только предстоит создать, но и «механизированные» части старых бригад ВСУ. Не могу не согласиться с главным редактором «Цензора» Юрием Бутусовым, что частичное изъятие столь драгоценного ресурса, как военная техника, с целью передачи ее во вновь формируемые части для частичной их механизации скорее вредна, чем полезна. Однозначно они не успеют стать боеготовыми единицами к началу летних сражений, а отсутствие «брони» у штатных бригад сделают их ударные возможности иллюзорными.
Но этим проблемы комплектации частей киевского режима не окончились. Первая волна демобилизации набирает обороты. Киев не рискнул оставить в строй солдат первой волны. Пусть и временно, но это уменьшит численный состав частей первой линии на фронте (который и так составлял 30-35 тысяч человек по состоянию на январь). До подготовки новых контингентов (май-июнь) ни о каком наращивании этой группировки не может идти и речи (вопрос смогут ли удерживать данную численность). Причем на дембель ушли обстрелянные бойцы, а им на смену придут те, кого силком удалось «наловить» на необъятных просторах Украины.
Вывод. Как и раньше я утверждаю, что наступательных действий части хунты производить не будут. Для этого у них нет никаких возможностей. Даже теоретически до мая-июня они не смогут не только нарастить силы на линии фронта, но и поддерживать численность имеющихся частей. Причем главным ограничивающим фактором для хунты является не численность ЛС. Техническая оснащенность частей, возможности снабжения воюющей группировки – это основные причины невозможности хунты развернуть значительную группировку войск. Причем численность боеготовых частей, имеет тенденцию к неуклонному снижению, начиная с июля 2014 года. В начале широкомасштабного наступления на Донбасс (конец июня – начало июля) активная группировка насчитывала до 50 тысяч человек. Сейчас не более 30 тысяч. Остальное это вспомогательные части (по оснащенности и подготовке).
Тем не менее, есть силы, которых МИР на Донбассе не устраивает. Руководство многих «добровольческих» частей понимает, что долгий мир означает их быстрый конец (даже физический). А война может продлить их агонию и даже сделать существование оправданным для закулисных кукловодов. Не воспользоваться этим шансом они не могут.
ВСН
В ВСН также не все благополучно с точки зрения подготовки к активным военным действиям. Их проблемы несколько иные. Если хунта УЖЕ не способна наступать и ее боевой потенциал уменьшается с каждой кампанией, то части республик ПОКА еще не готовы производить широкомасштабных наступательных операций.
Почему летом армия ВСН была способна провести широкомасштабную наступательную операцию, а зимой в гораздо лучших условиях нет? Причины две. Во первых летом части ВСУ, не ожидавшие удара частей «северного ветра», были пойманы на «противоходе» и потерпели вполне ожидаемый разгром, а зимой молодой армии республик пришлось проламывать подготовленную оборону. Во-вторых, зимой было принято решение частей «ветра Борей» в бой не вводить, а потенциал войск ВСН еще недостаточен для большого наступления.
Планирование второй летней кампании предполагает формирование значительного числа новых частей ВСН (5-7 новых мотострелковых бригад, 2-3 танковых батальона, новые артиллерийские части). Для этого была объявлена большая мобилизация. Причем, не только будет увеличена численность частей, но и их штатная огневая мощь: артиллерийская, бронетанковая. Это стало возможным благодаря большим трофеям зимней кампании и технической поддержки России. Формирование и обучение новых частей закончится не ранее конца апреля (или даже в мае). Именно к этому моменту части ВСН превзойдут на фронте ВСУ не только технически, но и численно (при сравнении полевых частей, а не всего человеческого стада, нагнанного хунтой на убой в «зону АТО»), а с учетом пассивной помощи на второстепенных участках фронта «ветра Борей» превосходство будет весьма ощутимым.
Вывод. Раньше конца апреля ждать широких наступательных действий со стороны ВСН наивно. Тем более, что досрочные активные действия могут сорвать «демобилизацию» ВСУ. Прощупывание позиций и огневая подготовка да. Тем более, что она требует нескольких недель (по опыту зимних боев).
Я не ожидаю в ближайшие недели начала широкомасштабных наступательных операций, даже с ограниченными целями (взятие/освобождение какого либо города). В то же время нагнетание обстановки и постепенное раскручивание нового этапа войны будет. Причем, напряженность и накал противостояния будет нарастать по спирали, как и в декабре-январе. Неурядицы в стане хунты (разборки Коломойского-Порошенко) могут спровоцировать досрочное обрушение хунты, но даже в этом случае наступать для ВСН было бы глупо (до окончательной готовности войск). И думаю, командование ВСН на эту глупость не пойдет. Да и не зачем им спешить. Каждый новый месяц делает хунту относительно слабее.
yurasumy
Ключевые Cлова: части, частей, Причем, хунты, только, техники, более, будет, наступательных, новые, войск, строй, численность, потери, фронте, может, новых, батальонов, смогут, танковых.
|
|