Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Православие
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


   



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  Общество, История : КНЯЗЬ АСКОЛЬД – ПРЕДТЕЧА КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ  
 

«Церковная православная газета» (официальное издание УПЦ МП),

№ 15-16 (265-266), август 2010 г.

В этом году исполняется 1150 лет со времени похода на Константинополь в 860 году киевского князя Аскольда и принятия им христианства. К этому юбилею издательством «Дух и литера» издана книга Сергея Шумило «Князь Оскольд и христианизация Руси».

Наш собеседник, автор книги о первом христианском правителе Руси. Исследованиями по истории православия на Руси он занимается в свободное время, но делает это на высоком профессиональном уровне. Он рассказал «Церковной Православной газете» о своей новой книге и первом крещении Руси.

 

- Как к Вам пришла идея заняться темой Аскольдового крещения Руси? Что побудило написать об этом книгу?

— Если честно, я долго не хотел браться за эту работу. Но постоянно чувствовал какое-то внутреннее тяготение к этой теме. Я уже довольно давно интересуюсь темой Аскольдового крещения Руси. Где-то с 1989 года. И какие-то пробные статьи я начинал писать и публиковать еще лет 10 назад.

А вот, чтобы книгу начать писать, я очень долго сомневался. Хоть я ничего нового, по сути, в ней и не говорю. А с другой стороны, так много недосказанностей и противоречий в этом вопросе, что я очень долго сомневался, браться ли мне за это или нет. Не будет ли это гордыней? Не погрешу ли я в данном случае против истины?

Поэтому, все время пока искал материалы для книги, я пытался не столько читателю что-то доказать, сколько для самого себя найти ответы. Действительно ли был Аскольд христианином, действительно ли при нем состоялось первое крещение Руси? И был ли он мучеником? Эти вопросы не давали мне покоя и в процессе написания книги.

Я не предлагаю читателю свои личные рассуждения, а больше пытаюсь подать цитаты других авторов, исследователей, богословов, которые уже до нас ответили на эти вопросы. Ведь цель книги - содействовать возрождению почитания князя-мученика Аскольда, поэтому здесь более важно мнение других авторитетных богословов и историков.

Один батюшка с Афона меня благословил и сказал: «не сомневайся, пиши книгу, сам Иоанн Кронштадтский почитал князя Аскольда». Это, наверное, был самый важный аргумент для того, чтобы я больше не сомневался. Но найти эти свидетельства о почитании св. Иоанном Кронштадтским нашего князя-мученика было крайне трудно. Пришлось потратить немало усилий и времени. И все же их я нашел - в брошюре известного киевского профессора Сикорского, посвященной визиту святого праведного Иоанна Кронштадтского в Киев, изданной в 1893 году.

Там подробно описывается, что когда святой старец Иоанн прибыл в Киев, он первым делом попросил, чтобы его отвезли на Аскольдову могилу. «Посещение первого кладбища христианских мучеников, - как пишет Сикорский, - произвело на отца Иоанна очень сильное духовное впечатление». Когда он спустился в крипту и увидел гроб Аскольда, он начал вслух громко молится ко святому князю-мученику. Это была встреча святого со святым. Тот факт, что св. Иоанн Кронштадтский почитал князя Аскольда как христианского мученика помог мне утвердиться в правильности выбранного пути.

Хотя при написании мне все равно постоянно было страшно, и я все время задавал себе вопрос - почему я должен об этом писать? Я не считаю себя достойным прикасаться к памяти наших первых святых мучеников. Но я не первый и, надеюсь, не последний...

Свою книгу широкой общественности Вы представили 15 июля, в день праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Как это событие связано с князем Аскольдом?

— Из летописей известно, что крещению Аскольда предшествовал военный поход киевского князя на Константинополь в 860 году. Многочисленное языческое войско русичей окружило столицу православной Византийской империи. Но после молебна и положения святым патриархом Фотием Ризы Божией Матери в море, поднялась буря и потопила корабли русского языческого войска. Пораженные чудом, князь Аскольд (в крещении Николай) и часть его воинов крестились. В память об этих событиях и был установлен святым Патриархом Фотием праздник Положения Ризы Богоматери.

По древней дореволюционной традиции именно в этот день, вместе с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, отмечается память Аскольдового Крещения Руси, которое состоялось на 128 лет раньше Володимирова Крещения.

Интересно узнать о родословной князя Аскольда. Он был славянином или одним из тех варягов, которые пришли на Русь княжить?

— Однозначно мы не можем сказать. Среди историков нет единого мнения по данному вопросу. Есть несколько версий. Некоторые летописи, в частности Киевский синопсис, другие украинские и белорусские летописи и польские хроники утверждают, что князь Аскольд был последним наследником династии князя Кия. Северные летописи пишут о том, что князь Аскольд был пришлым варягом: был сначала с Рюриком, потом отделился и стал княжить в Киеве.

В частности в Несторовой «Повести временных лет» пишется, что он варяг. Но ведь мы знаем, что эта летопись не сохранилась в оригинале. Самый древний список - это копия XIV столетия, которая принадлежала перу уже северных переписчиков. И мы не знаем насколько данная версия «Повести временных лет» сохранилась в своем первоначальном виде.

Интересно, что еще до революции известный академик Шахматов отстаивал идею славянского происхождения имени князя Аскольда. Он считал, что оно происходит от названия реки Оскол. Его поддерживали и другие историки, которые утверждали, что более правильным будет написание этого имени так, как оно пишется в Никоновской летописи и некоторых других - «Оскольд». Они полагали, что через «а» это имя стали писать уже более поздние, северные летописцы, у которых было принято гласный «о» произносить как «а». Например, Олександр - Александр, Олексій - Алексей и т. п.

Советский археолог и историк Борис Рыбаков и многие современные ученые также придерживаются теории, что имя Аскольд происходит от названия реки Оскол, а та, в свою очередь, сохранила в своем наименовании память о пребывании здесь скифских племен сколотов, что переводится как «царские». В связи с этим существует мнение, что и имя Аскольд или Оскольд (а в некоторых летописях оно пишется как Осколод) - изначально означало титул правителя сколотов. Подобно тому, как славянское имя Владимир означает «володар» и, возможно, является одной из разновидностей титула славянского правителя. Возможно и имя Аскольд - это тоже один из титулов сколотского правителя, со временем ставший одним из имен.

Но, все же, это всего лишь научные гипотезы. Для нас важнее не то, кем был князь Аскольд, варягом или славянином, а то, что он был первым киевским христианским князем и мучеником.

Задолго до равноапостольного князя Владимира...

— Да, раньше на 128 лет. Правда это ни в коем случае не дает оснований умалять значение Владимирова крещения Руси. Это событие, которое стало эпохальным для всей последующей истории Руси. Но если мы не будем знать как начинался процесс христианизации Руси, что предшествовало принятию и утверждению христианства князем Владимиром, то мы не получим полного представления и о подвиге самого Владимира и вообще о христианстве в наших землях.

Это особенно важно сейчас, когда мы переживаем период как бы нового обращения в православие, нового крещения, после атеистического периода истории.

В среде интеллигенции сейчас модно отвергать христианство, приобщаться к различным языческим традициям. Можно услышать мнение, что христианство было насильно навязано Руси. Будто бы до этого здесь жили миролюбивые язычники-славяне, которые славили силы природы и языческих богов, но пришли «злобные христиане», которые начали убивать язычников, огнем и мечем навязывать чуждую греческую веру. Такое в корне неверное представление нередко можно услышать сейчас. Однако при этом все забывают, как жестоко преследовали язычники христиан на Руси при Олеге, Святославе и Владимире. Как приносили они человеческие жертвоприношения своим лжебогам и т.п.

В связи с этим очень важно знать начальную историю установления христианства на Руси в довладимровы времена. Мы воздаем заслуженную дань уважения памяти святому равноапостольному князю Владимиру, окончательно утвердившему христианство на Руси, но, не зная событий, которые предшествовали этому, отчасти, может, и способствуем появлению тех настроений.

Если же мы будем помнить, что утверждение христианства началось уже при Аскольде и продолжалось целое столетие до Владимира, то получается совершенно иная картина. Приняв христианство, князь Аскольд, как видно из описаний Константином Багрянородным, никому свою веру не навязывал. Христианская и языческая общины мирно сосуществовали на Руси. Но язычество постепенно теряло свои позиции на фоне христианской культуры, письменности и  просвещения. Со стороны язычников это вызывало закономерное озлобление, неприязнь и ненависть, что, в общем-то, и привело, к заговору против князя Аскольда  и правящей христианской партии. Заговорщики пригласили из Новгорода язычника Олега, а князя Аскольда обманом заманили в западню и убили.

Как считают многие историки, в Киеве произошел настоящий религиозно-политический переворот, в результате которого был убит законный киевский князь-христианин и на смену ему пришли язычники во главе с Олегом. Все это происходило на почве антихристианского террора. Поэтому есть основания говорить не только о мученичестве князя Аскольда, но и о целом сонме первомученикоы киеворусских, за веру Христову от язычников убиенных. Таким образом получается, что именно язычники целое столетие были гонителями христианства.

Этим история православия на Руси уподобляется истории христианства в Римской империи. Как и в те времена, Церковь не прекратила своего существования. Не смотря на гонения, она, как и в древнем Риме, сохранилась в «катакомбах», подполье. В начале X столетия в диптихе Константинопольского патриархата упоминается Русская митрополия, которая занимает 61 место. И это спустя несколько десятилетий после смерти князя Аскольда.

В летописях мы обнаруживаем, что в войске князя Игоря половина воинов были христианами. Традиция, заложенная Аскольдом, сохранилась и дала свои плоды.

И равноапостольная княгиня Ольга принимала христианство не в чуждой среде, а в естественной и уже христианизированной. Как писал профессор Михаил Максимович, без крещения Ольги не состоялось бы крещение Владимира, но без крещения Аскольда не состоялось бы крещения и Ольги. Княгиня Ольга выступила продолжательницей миссии князя Аскольда. И ряд летописей указывает, что именно Ольга построила храм святителя Николая на Аскольдовой могиле, чтобы почтить память первого христианского князя.

То есть, можно говорить о трех крещениях Руси: Аскольда, Ольги и Владимира?

— Интересная аналогия по этому поводу есть в книге протоиерея Льва Лебедева «Крещение Руси». Он пишет о том, что таинство крещения совершается не одним действием, а тремя. Крещаемый трижды отрицается сатаны, трижды сочетается Христу и трижды погружается в воду. Также и Русь трижды прошла этот акт отрицания и трижды погружалась в купель крещения. Первый раз - при Аскольде, второй - при Ольге и третий раз - при Владимире. Но нельзя разделять эти три крещения. Это был один процесс, имевший начало и завершение.

Для нас очень важно сохранять память и о первом и о втором и о третьем. Только тогда вырисовывается целостное представление о православной традиции Киевской Руси.

Очень символично, что последний православный правитель Руси император Николай II был мучеником и первый христианский правитель носил в крещении имя Николай и так же скончался мученически. В 2000 году на Архиерейском соборе РПЦ страстотерпца царя Николая канонизировали. Может быть, уже пришло время канонизировать и первого князя-мученика?

— Среди православных священников и на Украине и в России мне приходилось встречать мнение, что такое совпадение не случайно. С мученичества первого православного государя Николая (Аскольда) началось зарождение Святой Руси и мученичеством последнего православного государя Николая II завершилось существование ее государственной формы. Такая параллель очень уместна если не с научной точки зрения, то, безусловно, с духовной и мистической.

Император Николай II правил в православном государстве и на смену ему пришла богоборческая реакция, которая пыталась стереть с лица земли память о христианской цивилизации. Нечто подобное произошло и в 882 году, когда язычники убили князя Аскольда и начали гонения против христиан. Примечательно, что как тогда, так и в 1918 г. убийство православных правителей было совершено из-за предательства их подданных, не желавших следовать Христову учению. Поэтому князь Аскольд именно в наше время более близок нам тем, что он как и мы, жил в нехристианской, безбожной среде. И вот он, гордый и воинственный язычник, в страхе держал Византию. Но случается чудо Божье, полностью разбивается его флот. Казалось, человек должен был озлобиться, но в Аскольде это происшествие вызывает совсем иную реакцию. Он смиряется, начинает видеть силу христианского Бога и веровать в Него. Со смирением принимает свое поражение, и это поражение для него оборачивается победой духовной.

Многие ли современные правители могут свое поражение воспринять подобным образом, переосмыслить, осознать и изменить систему координат внутри себя? Наверное, ни один из современных политиков на такое не способен, хотя все заявляют о своем «православном мировоззрении».

Как и святой страстотерпец Николай II, князь Аскольд-Николай так же не боялся умереть за Христа. Мы читаем в летописях, что он один вышел к целой армии язычников. Его туда заманили обманом, но любой рассудительный политик понимает, что выходить без сопровождения дружины на такую встречу опасно. Но, по всей видимости, в нем настолько была сильна вера, что он ничего не боялся, целиком вверяя свою судьбу в руки Божии.

Почитание князя Аскольда в нашу неоязыческую эпоху имеет огромное значение. Он явился обличителем язычества и язычники до сих пор его не любят. В своей «священной», так называемой, «Велесовой книге», они очень негативно высказываются об Аскольде. Ведь они понимают, что он сделал, и какое значение для Руси имело принятие им христианства.

И все же, как Вы думаете, как скоро мы сможем молиться святому князю-мученику Аскольду-Николаю? Ведь Церковь не против его канонизации?

— Такие вопросы не решаются наскоком. Всему свое время.

Был период, когда на Руси, облеченной в формы православной государственности, особо важным было почитание князя Владимира. Тогда православно-государственное наследие князя Владимира имело определяющее значение, хотя до XIX столетия ему не было даже службы, как и княгине Ольге. А до этого их память тоже не особо чтилась. Был период, даже, когда преподобных Киево-Печерских угодников не почитали как святых. И лишь святитель Петр Могила возродил это почитание, чему было и немало противников.

Похожая ситуация была и с князем Аскольдом. В Иоакимовской летописи он называется «блаженным». На это обращает внимание российский историк XVIII века Татищев. По всей видимости, какое-то церковное почитание князя-мученика существовало, но, как пишет историк, со временем, по неведению последующих поколений, было утрачено.

И такие факты не единичны в истории Церкви. Еще на Поместном соборе 1917-1918 гг. святитель Афанасий (Сахаров) отмечал, что многие праведники, которые на Руси в древности почитались как святые, со временем стали почитаться лишь служением по ним панихид.

В наше время вопрос почитания мученического подвига князя Аскольда обретает новую актуальность. Как и князь Аскольд, мы живем в неправославной, по сути языческой среде. Поэтому пример обращения из язычества в христианство, пример противостояния язычеству и принятия мученичества за веру Христову от рук язычников для нашего времени, как никогда, особенно актуален. Нами был сделан важный шаг - восстановлено почитание свв. Новомучеников и Исповедников ХХ века. В связи с почитанием святых мучеников последних времен на повестку дня встает вопрос и о почитании первомучеников киеворусских, за веру православную от язычников убиенных.

Конечно же вопрос этот не терпит спешки. Возрождение почитания князя-мученика Аскольда-Николая требует постепенности. Должны пройти обсуждения этого вопроса на богословском уровне. Так в Киеве планируется провести международную церковно-научную конференцию, посвященную 1150-летию Аскольдова Крещения Руси. Результаты ее работы как раз и могли бы послужить материалами для канонизации первого нашего православного князя-мученика. Аналогичную конференцию по этому вопросу планируют провести в октябре при поддержке ЮНЕСКО и в Санкт-Петербурге. Также конференции по случаю 1150-летия Аскольдова Крещения Руси состоятся в Чернигове и Ужгороде.

К сожалению, более широкому почитанию князя Аскольда среди православных верующих помешало то, что храм святителя Николая на Аскольдовой могиле был передан в пользование греко-католикам. До революции, например, как отмечал историк А.Нечволодов, каждый православный паломник считал своим долгом посетить Аскольдову могилу и почтить князя-мученика, здесь лежащего.

С другой стороны почитание князя-мученика Аскольда-Николая и в наше время существует. Мне довелось встречаться с православными верующими людьми, которые его чтут и молятся ему как святому мученику.

Такое почитание есть и среди монашествующих, и среди духовенства. Например, был в Киево-Печерской Лавре один из старейших насельников - отец Руф (Резвых), проведший много лет в советских тюрьмах за веру. Так он очень глубоко чтил князя Аскольда как святого мученика. Более того, известны факты исцелений от различных болезней по молитвам киевскому князю-мученику. Так есть свидетельства об исцелении от рака, от слепоты и т.д.

До революции было принято ежегодно отмечать день памяти князя Аскольда и Аскольдового крещения Руси. К его могиле православным духовенством и верующими Киева ежегодно 2/15 июля на праздник Ризоположения совершались многочисленные крестные ходы и служились панихиды. Особенно торжественно отмечали в XIX веке Тысячелетие Аскольдового крещения. К сожалению, после богоборческой революции и длительных гонений на веру эти и другие православные традиции в нашем народе были утрачены. Однако утраченное никогда не поздно возродить. Кстати, в 2012 году исполняется 1130 лет со дня мученической смерти князя Аскольда. И даст Бог, не смотря на все препятствия, почитание князя Аскольда, как первого нашего мученика, все-таки возродится.

Беседовал Олег Карпенко.

«Церковная православная газета», № 15-16 (265-266), август 2010 г.

 

I. Видения о первом христианском князе-мученике Оскольде-Николае Киевском

"Приснившийся Аскольд помог исцелиться от рака", - под таким названием газета "Киевские ведомости" от 20 декабря 1996 г. опубликовала сообщение о необычных видениях киевлянки Веры Прокофьевны Козловской и событиях, связанных с этим.

Предлагаем ознакомиться с первоисточником - подробной записью этих видений, сделанной под диктовку Веры Прокофьевны сотрудником НАН Украины, кандидатом наук Т.П. Решетниковой.

Я хочу описать свои дивные сны, которые мне снились под утро, около четырех часов, в течение нескольких дней летом 1996 года.

Не зная совершенно историю о князе Оскольде, я несколько раз видела его во сне. До сего времени, хоть и давно живу в Киеве, я только раза два слышала случайно, что в Киеве есть Оскольдова могила, но где она находится, не знала и не думала. Полагала, что Оскольд был просто какой-то знаменитый старинный воин.

Моя домашняя обстановка, плохое здоровье и слабое зрение не позволяют мне читать книги, чтобы больше узнать про нашу историю. Она меня интересует, может быть, потому, что я, хоть и бедная и малограмотная (так судьба сложилась после революции), но родословная моих предков исходит от княжеских родов Козловских и Трубецких по линии Рюриковичей. В их большом гербе есть гербы Киева, Чернигова, Смоленска...

16 июня мне снится, будто я иду по склонам Днепра, и, неожиданно предо мной появился небольшой холмик. Вдруг он раздвоился, и из него вышел молодой, красивой внешности человек. Высокий, с величавой осанкой, худощавый, голубоглазый. Волосы густые, русые, немного волнистые, ниспадали с плеч. Одежда старинная, как на иконах рисуют. Длинная чешуйчатая кольчуга. Шлем снял и положил на землю, и копье рядом. Вокруг его головы было еле заметное золотисто-голубое сияние.

Я стояла и смотрела на него, пораженная и удивленная. А он наклонился и помог вылезти из холма еще двоим юношам, похожим на него. Они были красивые и в такой же одежде, подпоясанной широким кожаным поясом. От них исходил запах роз. Первый был постарше, чувствовалось, как бы главнее. Лет ему было немного за тридцать. Был он грустный и задумчивый.

Вдруг он обращается ко мне: "Я киевский князь Оскольд, а они князья Владимир и Ярослав. Скажи, чтобы церковь не называли Оскольдовой могилой, ибо не положено храму, где обитает Святой Дух, называться могилой. В могиле покоятся останки когда-то жившего человека, но он умер и превратился в прах". Он говорил на старославянском языке, но я все понимала.

Потом они начали стряхивать с себя осевший прах, и он, как туман, рассеивался, а они стали яснее видны и еще красивее. И мне стало понятно, что их плоть уже от времени превратилась в землю, смешалась с почвой и водой и не имеет определенного места. Только их вечно живущие души обитают в своем родном Киев-граде.

Затем князь Оскольд сказал, что ему тесно, что он в своем доме не имеет места. "Даже Ленину памятник есть, а обо мне памяти нет. Но нельзя поклоняться одновременно Богу и сатане". Он сказал, что нужно построить трехглавую церковь и назвать ее "Свято-Оскольдов храм". "И там будет обитать Дух Божий Живой, и мой дух будет там".

Я проснулась озабоченная и удивленная необыкновенным сном. В этот же день пошла искать Оскольдову могилу. Она оказалась действительно на склоне Днепра, в парке между метро "Арсенальная" и Киево-Печерской Лаврой. Полуразрушенное маленькое круглое здание с колоннами. Называлась оно "Церковь Святого Николая Чудотворца на Оскольдовой могиле".

После службы я рассказала нескольким людям свой сон, а они мне поведали про Оскольда. Оказывается, это был первый киевский князь (по одним источникам - родом из Скандинавии, по другим - из местных князей династии Кия), который после похода в 860 году на Константинополь заключил с Византией мирный договор и принял христианскую веру, вместе со всей своей дружиной. После этого греческий владыка приезжал с послами на Русь и многих крестил. Оскольд построил в Киеве первую церковь - на Подоле, у Днепра, в честь святого пророка Илии. Погиб князь Оскольд в 882 году от руки новгородского воеводы Олега, который был язычником и стал потом княжить в Киеве.

В крещении Оскольда нарекли Николаем. Поэтому после его смерти воздвигли вторую церковь в Киеве над могилой Оскольда. Это была трехглавая деревянная церковь в честь святого Николая Чудотворца. (Так вот почему Оскольд просил построить трехглавый храм!). В XIX веке приблизительно в этом месте построили однокупольную каменную церковь. В тридцатых годах XX века купол снесли и вместо него надстроили ротонду, в которой размещался и играл оркестр, поскольку в здании церкви уже был парковый павильон и ресторан...

Все услышанное меня поразило и потрясло. Я рассказала сон священнику, который  попросил меня подробно описать сновидение и нарисовать облик Оскольда, поскольку первообраза нет.

Я прилагала усилия, чтобы выполнить его просьбу, а сны тем временем продолжались.

19 июня снится, что хожу по склонам Днепра недалеко от Лавры, и опять предо мной появился князь Оскольд. Я его сразу узнала... С ним было еще двое юношей, но другие, моложе первых - княжичи. Имен их я не знаю. Одежда у всех серебристо-белая, наподобие хитона, как у святых. Сияние вокруг головы ярче, чем в первом сне. Вид у них такой (это чувствовалось), что они хозяева Киева и недовольны теми сооружениями, которые вокруг Лавры стоят, особенно обелиском Родина-мать. Не нравится им, что город грязный, захламленный, дымный, много шума. А раньше был чистый воздух, пели птицы в садах и лесах. Тут даже на зверя охотились. Женщины вели себя скромно, мужчины снимали головные уборы, когда обращались друг к другу. Это была культура не наученная, а врожденная. Четко помню его слова: "Мы, люди, созданы по подобию Божию и не должны утратить достоинство". А также предупредил: "Про сны пока всем не рассказывай, а только священникам и тем, кто поймет".

И опять начал говорить о своей церкви, что она должна быть просторная, солнечная, чтобы в окнах много света, чтобы зелень вокруг. Построить ее надо на видном месте, где люди бывают, чтобы народа больше приходило. Сказал:

"Идем, я покажу тебе, где надо строить" (на северо-запад от Оскольдовой могилы), - и только сделал шаг, как вдруг послышался стук, грохот, земля задрожала, и мы увидели, что со всех сторон по тропинкам, между деревьями на нас стремительно надвигаются огромные безобразные статуи.

А за ними шли несметные массы живых людей, похожих на этих безжалостных каменных идолов.

Меня объял ужас, от страха я дрожала, надежды на спасение не было. Но вдруг князь Оскольд поднял в правой руке крест (такой носят пастыри), от которого исходило золотисто-серебристое сияние, и статуи сразу остановились.

Неожиданно возникли жернова и начали перемалывать их вдребезги, а также людей, которые в безумии шли на гибель. Разверзлась земля, и их останки и камни от статуй летели в пропасть, откуда исходил смрад...

Я проснулась в нервном потрясении.

21 июня. Во сне захожу в трехглавую красивую церковь, сияющую от икон и солнечного света. Знаю, что это Свято-Оскольдов храм. Справа от меня, как бы в углублении комнаты, крестят детей, и я слышу, как священник дает им имена - старинные, какие людям Бог давал и святые носили. Вдруг донесся голос из алтаря. Это был знакомый голос Оскольда: "Я прошу, окрестите в память обо мне ребенка..."

22 июня. Вижу длинный, метров двести, висячий мост над пропастью. Мост очень узкий, в одну доску (шириной со школьную тетрадь). Перилами были веревки. Множество народа идет со страхом и осторожностью, и я тоже должна идти. В толпе есть священники, которые брызгают святой водой на людей и говорят, что надо переходить через мост, потому что на той стороне будет святое причастие.

На этом берегу земля неплодородная, отравленная, заваленная грудами камней, глиной, обломками труб... А по ту сторону необыкновенная красота благоухающей природы: земля покрыта изумрудного цвета травой, как ковром, прекрасные цветы, вьющиеся розы, виноград, роскошные деревья с сочными спелыми плодами. К нам доносился запах роз и других цветов.

Вдруг на середине моста раздался крик, люди попятились. Я увидела, что одна доска упала в пропасть, и на ее месте осталась дыра, метра в три длиной. Что же делать? Все в ужасе. Внезапно, ко всеобщему удивлению, на том месте появился князь Оскольд. Он лег, вытянув руки вперед, и своим телом закрыл эту дыру. И люди, ступая по нему, продолжали путь...

25 июня. Вижу тот же мост. Он имеет направление с севера на юго-запад, в сторону немного правее Лавры. В то же время понимаю, что это Украина как бы разделилась пропастью. Одна ее часть грязная, зловонная, разрушенная "цивилизацией", даже небо над ней темное. Другая - прекрасная, цветущая, благоухающая, какой видела ее в предыдущем сне - Киевская Русь. Над ней необычайной голубизны небо. В облаках восседают Иисус Христос и Богородица в окружении ангелов. Ниже их святые. Все они вроде бы близко, но идти к ним надо было бы вечность. Сияние, исходившее от них, не ослепляет, а мягкое и приятное. Сквозь облака на землю падают лучи света. Однако солнца не видно, и все же очень светло и красиво.

Спаситель, Царица Небесная и святые смотрят на нашу переправу. Они одобряют поступок Оскольда, который соединил мост. Ласково и с любовью смотрят на людей и радуются всему происходящему.

Мне стало ясно, что кто хочет, тот перейдет. Что будут жить на том берегу только верующие и потомки не испортят данную им землю, как их предки погубили Украину. Слышен голос: "Где Бог, там и благодать".

Люди шли на другой берег, чтобы спасти себя, потому что здесь жизни уже не было. Слышится призыв: "Ступайте, люди, из Украины в Киевскую Русь, ибо она благословлена Богом". И я понимаю, что для возрождения нынешней Украины надо вернуть ей старинную символику и историческое название - Русь, укрепить христианскую веру.

Слышны слова: "Как трудно мост перейти! Но потом будет хорошо". Когда ступила на мост, оглянулась. Увидела пустоту безжизненной земли, разруху, содеянную самими же людьми. Жутко на все это смотреть, хочется уйти, чтобы спастись. А люди все идут и идут к переправе. Их не мало, но не очень много, и не сплошной поток, потому что многие уже погибли.

Идти очень страшно. Узенький мостик шатается в воздухе туда-сюда.

Над черной бездной веревочные перила выскальзывают из рук. А я с детства большая трусиха и очень боюсь высоты. Но впереди женщина, она держит меня за руку и все время говорит, чтобы я не боялась и не смотрела вниз, а только вперед: "Думай о том, куда идешь".

Мы переходим через мост, а с лазурных Небес нас как бы сопровождает мысль, и звучание ее зависло в воздухе: "Благословенна ты в веках, Киевская Русь".

1 июля. Во сне опять хожу по склонам Днепра, в том же месте. Красивая осень, под ногами шелестят опавшие листья. Мимо проходит много людей. Знаю, что и они, и я вышли из церкви после длительной службы, немного утомленные, мы хотим кушать. Вдруг слышу знакомый голос Оскольда: «Подкрепитесь, отведайте хлеба, которым мы питались, скрываясь в лесу от врага".

Перед нами низкая деревянная лавка топорной работы, застланная груботканным полотном. На ней лежит большая круглая невысокая буханка хлеба. От нее исходит необычный смешанный запах хлеба и запаренной зелени. Мы начинаем отламывать по кусочку и кушать. Хлеб выпечен из листьев и плодов всевозможных растений, чувствуется также подсолнечное масло. Все голодные, и этот скудный хлеб кажется нам самым вкусным. Мы понимаем, что Оскольд поделился с людьми от души тем, что у него было.

4 июля. Большая церковная трапезная (похожа на Киево-Печерскую) с росписями на стенах. Четко помню изображение Архангела Михаила с огненным мечом. За длинными столами, на которых обилие всяческой еды и вин, много людей, все кушают после службы. И я среди них. За отдельным столом священники, все с нагрудными крестами, в черных и лиловых одеяниях.

Вижу. в углу, справа от входной двери, стоит странник. Одежда на нем - как апостолы носили, с накидкой на голове. Чистый, но бедный, с поникшей головой. Изможденное, грустное лицо. Я говорю своей знакомой: "Посмотри, в углу стоит голодный человек. Почему же его не пригласили? Надо его накормить".

Мы поднимаемся из-за стола. Я спрашиваю: "Вы голодны?" Он снял с головы покрывало, и я воскликнула: "Оcкольд!»  Мы стали приглашать его к столу, а он и говорит:

"Вас священники благословили, а меня нет. Они видели, что я голодный, но ни священнослужители, ни прислужники, никто из присутствующих в этом огромном зале меня не пригласил, хоть я и князь, пострадавший за Христа от неверных. Нищим подают, а мне нет. - Через открытую дверь было видно, как на улице нищим тоже раздавали еду. - В гостях хорошо, а дома лучше. Если бы я был дома, я был бы сыт. И у меня была бы семья, дети и наследники. И я не был бы одиноким".

Было такое впечатление, что кроме нас его никто не видел. Я сказала знакомой: "Надо что-то делать. Это их оплошность. Надо им сказать". И сон окончился.

За прошедшие месяцы я передала вышеизложенный текст снов главам всех православных церквей в Киеве, а также некоторым приходским священникам. Теперь чувствую необходимость поведать о них всем людям.

Священники к описанию моих снов отнеслись сдержанно, но признали, что они необычны и их надо записывать... Говорили, что надо выждать, и что если эти сны от Бога, то им будет дано какое-то реальное подтверждение. Такие случаи известны и описаны в духовной литературе.

И я, и моя знакомая, которая записывала сны, за прошедшее время очень переболели, полежали даже в больницах. Жизненные проблемы не давали головы поднять. О снах помнили, но опубликовать их не удавалось. И вот вдруг опять...

23 сентября 1996 г. Под утро снится сон, что я со своей знакомой идем по Киеву. Вдруг навстречу нам Оскольд:

"Почему вы не ходите в церковь Спаса на Берестове? Обязательно идите туда, и я буду там".

Это было сказано настолько убедительно, что я еле дождалась утра, позвонила знакомой и прежде всего, поинтересовалась - есть ли вообще церковь с таким странным названием в Киеве. Она сказала, что точно есть, но не знает где. Обещала срочно узнать, т.к. мы поняли, что надо зачем-то идти, раз зовут.

Оказалось, что церковь Спаса на Берестове находится рядом с Печерской Лаврой. Что в старину на этом месте было княжье подворье Оскольда и селение Берестово, где в XII веке построили каменную большую церковь в честь Вознесения Христова. Поселка давно нет, а память осталась в названии храма. В нем есть настенная фреска, писаная греческими мастерами XYII века, изображающая копию иконы Пресвятой Богородицы с Богомладенцем - "Пантанасса", что в переводе с греческого означает "Всецарица". Подлинник находится в монастыре на Афоне, икона известна как чудотворная, поскольку от нее происходят исцеления раковых и других болезней, а также она отвращает людей от занятий магией.

На следующий же день мы поспешили к храму, но он был закрыт. На стене увидели табличку, сообщающую, что сооружение является архитектурным памятником. Здесь покоится прах киево-русских князей, в частности, Мономаховичей. В канцелярии Лавры узнали, что служба бывает по субботам утром и вечером и в воскресенье утром.

По стечению обстоятельств, как потом выяснилось, за три дня до моего сна у родственницы моей знакомой обнаружили опухоль, и семья была в большом огорчении. В первую же субботу они обратились к священнику церкви Спаса на Берестове за советом. "как быть?". Он им сказал прийти на воскресный Акафист иконе "Всецарица". И вот 29 сентября после чтения акафиста Пресвятой Богородице ради чудотворного Ея образа именуемого Всецарица, больная получила чудесное исцеление. На следующий день удивленные врачи сняли диагноз. Мы все были потрясены и благодарили Матерь Божию за великую милость.

Так, значит, Оскольд звал нас не случайно? Может быть, чудо исцеления и есть тот знак, о котором говорили священники? Видимо, все это означает, что князь Оскольд - святой. А Святая Русь имеет еще одного небесного покровителя.

15 ноября 1996 года. Раба Божия Вера

Записывала со слов В. П. Козловской Т. Решетникова,

кандидат биологических наук,

сотрудник Института физиологии растений НАН Украины

Рукопись хранится в архиве С.В. Шумило

II. Свидетельство предсмертного явления кн. Оскольда

     Вере Прокофьевне Козловской

Вера Прокофьевна Козловская скончалась 12 января 2001 года. За день до смерти она попросила, чтобы к ней приехала ее близкая знакомая П.Н.Кириенко (1939 г.р.). Вот как об этом вспоминает сама Павлина Николаевна:

Когда Веру Прокофьевну положили в Киевскую городскую больницу № 8, где-то через неделю мне позвонила из больницы медсестра и сказала, что Вера Прокофьевна просит, чтобы я срочно приехала к ней. Я тут же приехала в больницу и медсестра провела меня к ней в палату № 2. Вера Прокофьевна очень обрадовалась и даже улыбнулась. Слабеньким голосом она рассказала мне, что ночью она снова видела кн. Оскольда, который сказал ей, что на следующий день он придет за ней в 13 часов дня, чтобы забрать ее с собой. Также он сказал, что всех, кто его чтит и любит, когда придет время, он заберет с собой. И попросил ее: «Передайте своим друзьям, которые любят меня, чтобы они не забывали меня, ибо дух мой живет в Киеве, а жилища мне нет там».

Вера Прокофьевна очень обрадовалась, что завтра в 13 часов дня она скончается и за ней придет сам князь Оскольд. Я впервые в жизни видела человека, счастливого от того, что завтра умрет. Она поглаживала мою руку и повторяла: «Павлиночка, я очень счастлива, что на том свете буду рядом с нашим Оскольдом. Но Вы дайте мне обещание, что не забудете Оскольда и все сделаете для его прославления и возведения трехглавой церкви в честь его. Передайте всем, кому дорога его память, что перед своей смертью я прошу их помнить о просьбе князя Оскольда».

Сначала я растерялась, потом начала ее успокаивать, что это только сон, что она должна жить, ведь Оскольд является только ей. Она мне ответила: «Оскольд никогда меня не обманывал, он всегда говорил правду, и если он сказал, что завтра в 13-м часу дня придет за мной, то это так и будет. Я очень счастлива, что буду рядом с ним. А Вас прошу похоронить меня по-христиански, и поминайте меня. А если кого чем обидела, простите меня».

Я попрощалась с Верой Прокофьевной, вышла в коридор и встретила медсестру, которая мне звонила. Она спросила меня, рассказывала ли Вера Прокофьевна о том, что завтра в 13.00 она умрет? Также она попросила меня на всякий случай оставить ей все мои контактные телефоны... Я же попросила ее, что если что-то случится, то чтобы она сразу же звонила мне, хотя в душе еще надеялась, что возможно ничего такого не произойдет.

Целую ночь я практически не спала, на душе закрадывалась тревога. Приехала на работу и все время поглядывала на часы. В 13.00 ждала звонка из больницы. Вот уже начало второго, а звонка нет. Подумала: «Слава Богу, пронесло». Решила, что через час сама позвоню в больницу и спрошу о самочувствии Веры Прокофьевны. Однако в 13.25 раздался телефонный звонок и знакомый голос медсестры сообщил, что Вера Прокофьевна умерла ровно в 13.00, как и говорила.

Я тут же позвонила всем членам нашего «Общества памяти кн.Оскольда», священникам, которые с нами сотрудничали. На следующий день утром мы забрали ее тело из морга, отвезли домой, совершили чин отпевания, а на третий день похоронили ее по православному обряду на Северном кладбище г. Киева. Сделали все так, как она просила.

Воспоминания записаны П.Н. Кириенко,

г. Бровары, Киевская область

Рукопись хранится в архиве С.В. Шумило

 23 апреля 2009 г.

III. Крест отца Руфа.

26 марта 2009 г. на 88-м году жизни почил о Бозе старейший насельник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры монах Руф (в миру Василий Филимонович Резвых). Православный Киев хорошо знал этого сухопарого маленького старца, вечно спешащего, в неизменном бежевом плаще на монашеском подряснике и в старой фетровой порыжелой шляпе, с огромным коричневым портфелем, наполненным всевозможной литературой, рукописями, эскизами икон и резными фрагментами иконостасов. В храмах он обычно стоял у солеи или же в притворе, где заводил разговоры с молодежью...

Сам отец Руф вел строгую постническую монашескую жизнь, спал на досках без матраца и всегда готов был рассказать о чудесах Господних нашего времени, напоминая, что, "егда хочет Бог, изменяется естества чин". Говорил о явлении Христа мальчикам-пастухам в селе Демидове под Киевом в 1926 г., о предсказаниях прозорливой блаженной Марфы... Отец Руф много лет дружил с Марфой, до самой ее смерти. А затем, за два года до своей кончины, собирал материалы о явлении благочестивым православным прихожанкам князя Оскольда в Киеве. При этом исполнялся неземной радостью и ликованием, так что слушавшие его непременно улыбались и проникались духовными чувствами. А многие с удивлением отмахивались от разговорчивого "батюшки", мол, вот до чего домолился блаженный старец...

Однако не все знали, что беседуют с подвижником нашего времени, исповедником, прошедшим за веру Христову сталин­ские лагеря, защитником Отечества, талантливым художником и прекрасным человеком.

Во время войны отец Руф был летчиком-истребителем и именно на войне поверил в Бога "по-настоящему", как выразился он тогда. Однажды его самолет при посадке зацепился шасси за маскировочный трос и, перевернувшись несколько раз, ударился о землю кабиной вниз. Сослуживцы бежали к дымящейся машине без всякой надежды, что пилот жив. Но тогда произошло чудо. Он остался жить... Летчик стал думать о Боге, о Его непостижимом Промысле. В гимнастерке, в обложке военного билета, был спрятан нательный крестик и ладанка - мамино благословение перед войной. Она, провожая его, сказала: "Молись Богу, сынок, и Он тебя не оставит". И Василий задумался, почему Господь сохранил ему жизнь, а Саньку, третьего сына, у вдовы забрал? Политрук настоятельно требовал вступать в ряды ВКП(б). Но что-то мешало, и через это "что-то" он не сумел переступить...

После войны он поступил в Ленинградскую художественную академию. Приемная комиссия оценила экзаменационные работы летчика-фронтовика, и он был принят. Жил в общежитии, с вдохновением слушал лекции профессоров и на уроках живописи забывал о времени. Но вот его вызвали в деканат. Стало известно, что студент Резвых посещает храм... И его исключили.

Поехал в Харьков. Работал лаборантом вуза и жил в студенческом общежитии без прописки, готовясь к новому поступлению на учебу. И ходил в собор... Здесь познакомился с одной прозорливой матушкой. Она еще при первой встрече с порога сказала: "Вот, Господь послушника привел, монаха. Наверное, в Киев поедешь, в святую Лавру. Там такие, как ты, нужны", - и поклонилась на прощание.

В Киево-Печерской Лавре наместник принял фронтовика в число братии, и вскоре был постриг. Василия нарекли Руфом, в честь преподобного Руфа, затворника Печерского. Однако в мае 1960-го монах Руф был арестован КГБ и заключен в колонию на 5 лет. Монах Руф от звонка до звонка провел в лагере 5 лет, а затем еще 18 лет прожил "в затворе" - на Печерске, в подвальной комнатке без окон, в общественном туалете, где работал уборщиком.

Господь ведает о 18 годах, проведенных отцом Руфом после заключения в подвальной комнате общественного туалета, расположенного недалеко от Киево-Печерской Лавры... Хоть Лавра была закрыта, ходил он сюда ежедневно. Экскурсоводы атеистического музея "Киево-Печерский заповедник" полюбили приходящего "ласкового" монаха, позволяли ему прикладываться к мощам преподобных Печерских и даже приводить с собой других право­славных. Мы не знаем о том, как молился все эти годы отец Руф. Со временем городская мэрия, наконец, откликнулась на ходатайства "беспрописного" монаха-фронтовика, выделила ему "гостинку" на Оболони, где он и жил до последних дней.

Отец Руф почитал князя Оскольда Киевского как православного мученика, а когда рассказывал о нем, то «исполнялся неземной радостью и ликованием».

Материал подготовлен на основе статьи Сергея Герука


 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
   
 
Комментарии (1)  Распечатать
 
 


Цитата
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^

Важно знать начальную историю славянства.
Древнее славянство на картах - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps 
Статьи о итории славянства - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/ 

   
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Июль 2018 (2)
Июнь 2018 (1)
Май 2018 (2)

   
«    Март 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


   

Главная страница |