|
Заявление Республиканского славянского движения «Лад»
В последнее время тема ускоренного внедрения государственного казахского языка активно муссируется в казахстанском обществе. В электронных и печатных СМИ республики появляются регулярные информационные вбросы, призывающие к ужесточению языковой политики и скорейшему вытеснению русского языка. Причём, эта кампания в Казахстане день ото дня приобретает жёстко-наступательный, алармистский характер.
Идеологическим центром этой кампании является Минкульт РК, возглавляемый небезызвестным Кул-Мухаммедом, главным «казахизатором» Ак Орды. Именно оттуда фонтанируют инициативы о законодательных ограничениях функционирования русского языка, о «латинизации» и жёстком администрировании в отношении тех граждан республики, кто не владеет казахским языком.
Как представляется нам, сегодня в верхних эшелонах казахских властей сложилось устойчивое антирусское и антироссийское лобби, оказывающее растущее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны и препятствующие процессам интеграции между Россией и Казахстаном. И одним из основных дезинтеграционных инструментов, используемых казахскими национал-изоляционистами, является системная радикализация «языкового вопроса» в республике, направленная на ассимиляцию русского населения и на разрыв российско-казахстанских исторических и культурно-коммуникативных связей.
Видимым результатом действий этого националистического лобби стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики», выношенный в недрах идеологического рупора Ак Орды - вышеупомянутого Минкульта РК. Суть этого шовинистического документа заключатся в том, что если же «хирургический» концепт минкультовских «казахизаторов» в нём сохранится, то «официальный» русский язык (употребляемый «наравне» с государственным казахским языком) в республике будет исключён из общественного употребления и станет языком русских кухонных посиделок.
Между тем, как хорошо известно, этот законопроект уже пошёл в различные госорганы на предмет согласования. Думается, что ни у кого из русских казахстанцев не возникнет никаких сомнений в том, что после лёгкой косметической обработки (своя казахская рука владыка), этот документ вероятнее всего будет согласован и принят.
Особо хотим подчеркнуть один принципиально важный аспект в развернувшейся полемике вокруг провокационных законотворческих инициатив казахского Минкульта. Подвергая в СМИ критике дискриминационный законопроект авторы статей, как правило, говорят о якобы самодеятельном рвении бюрократов-«казахизаторов». Мы полагаем, что это не так, и подобная трактовка является следствием «самоцензуры», существующей в казахстанских СМИ
Следует напомнить, что Минкульт РК не частная лавочка, а главный идеологический и пропагандистский орган правительства Казахстана, министры которого утверждаются президентом. Таким образом, речь здесь должна идти о государственной политике в отношении русского и русскоговорящего населения республики, насчитывающего около 6 млн. человек, и являющихся законопослушными и полноправными гражданами Казахстана.
Движение «Лад» считает, что в концептуальном плане данный законопроект фактически отменяет действие п.2, Ст. 7 Конституции РК, грубо попирает п.2, Ст. 14 Конституции РК, а также нормы действующего Закон о языках. С принятием этого законопроекта, предполагающего языковые «кадровые чистки», во всех структурах власти РК - с её сегодняшней абсолютной казахской доминатой, роль русского государствообразующего этноса в управлении страной будет сведена практически к нулю.
Хотим особо подчеркнуть, что дискриминационный законопроект является логическим продолжением пресловутой доктрины национального единства, в которой отчетливо прослеживается стремление ее создателей выстроить гражданскую (государственную) идентичность на исключительной основе только казахской культуры и казахского языка. В связи с этим, «языковая революция», предлагаемая казахским Минкультом, вытекает из логики доктрины и укрепляет нас во мнении, что конституционный статус «официального» русского языка, в ближайшее время в Казахстане может быть «демонтирован».
Считаем, что подобные действия, предпринимаемые накануне празднования 20-летия республики, носят явно провокационный характер и направлены на дестабилизацию межнационального согласия. Поскольку понятно, что русское население не оставит без внимания и ответной реакции все те шаги, которые направлены на ущемление их законных прав в сфере языковой политики. Другой целью языкового рвения Минкульта, как нам представляется, является стремление этого ведомства скрыть очевидные провалы в собственной идеологической деятельности, допустившие (и поощрявшие!?) радикальную «исламизацию», результатом которых стали известные всем «криминальные» акты террора в Актюбинске.
Власти Казахстана должны отчётливо понимать все политические и гуманитарные последствия принятия этого шовинистического законопроекта, нарушающего базовые права и свободы русского и русскоговорящего населения в Казахстане. И одним из таких последствий может стать возобновление «исхода» русского населения из республики. Кроме, того подобные шаги со стороны правительства РК вызывают серьёзные сомнения в надёжности казахстанского партнёрства в рамках существующих интеграционных процессов, основой которых являются не длина трубопроводов и не количество тенге, рублей и нефтедолларов, а вековые исторические российско-казахстанские культурные связи, фундаментом которых является цивилизационное пространство русского языка.
Президиум Республиканского славянского движения «Лад» в Казахстане
По поручению Президиума - Председатель РСД «Лад» Максим Борисович Крамаренко
Языковая революция в Казахстане... «Косметика» скандального законопроекта вряд ли кого обманет
Опубликованный в начале августа законопроект о внесении изменений в некоторые нормативные акты по вопросам языковой политики произвел в Казахстане эффект разорвавшейся бомбы. Перспектива полного перехода на казахский язык напугала даже последовательных сторонников казахизации языковой сферы. Многие из них осознают, что результатом такого шага может стать не только новая волна эмиграции русского и русскоязычного населения, но и раскол по языковому признаку самих казахов, который поставит вопрос о дальнейшем существовании казахской государственности.
Инициатором и разработчиком законопроекта выступил главный идеологический орган Казахстана - Министерство культуры, возглавляемое М.А. Кул-Мухаммедом. Наиболее кардинальные изменения оно предлагает внести в закон «О языках» 1997 г., регулирующий их использование в различных сферах государственной и общественной деятельности. Главное нововведение - требование общаться с органами власти только на казахском языке, на котором должны составляться все документы, включая обращения, жалобы и заявления. На казахском же языке будут даваться и ответы на все обращения граждан. Устное общение населения с чиновниками законопроектом не регламентируется, но, судя по духу и содержанию документа, оно также должно вестись на казахском.
На казахском языке должна вестись учетно-статистическая, финансовая, техническая и иная документация органов государственной власти. Аналогичное требование вводится для коммерческих организаций с той разницей, что при необходимости их документооборот может вестись на русском языке. На казахском языке должны быть составлены и все ответы государственных организаций на обращения физических и юридических лиц. Негосударственные организации могут дать ответ на казахском языке или языке обращения. На казахском языке должны быть даны наименования всех юридических лиц и объектов. Исключение предусмотрено лишь для иностранных и совместных предприятий, наименования которых должны быть с транслитерацией на казахском, а при необходимости - на русском языке. Требование к рекламе и коммерческой информации чуть мягче. Законопроект требует, чтобы бланки, вывески, объявления, реклама, прейскуранты и ценники были изложена на казахском языке, но при необходимости разрешает составлять их на русском или других языках.
Требование обязательного знания государственного языка вводится для государственных и гражданских служащих, а также сотрудников юридических лиц с участием государства в уставном капитале. Уровень знания языка для них должен определяться специальным госстандартом по коммуникативным речевым компетенциям. Никаких требований по владению русским языком для государственных служащих не предусмотрено, хотя 7-я статья Конституции Казахстана прямо говорит о том, что русский язык в Казахстане является официальным и наряду с казахским может использоваться в работе органов власти. Знание казахского языка становится обязательным и для «особых видов государственной службы». Это означает, что им в обязательном порядке должны владеть сотрудники органов безопасности, правопорядка и других силовых структур, образующих несущий каркас любого государства. Что еще более показательно - результат тестирования по казахскому языку с 1 января 2013 года становится обязательным документом для приема на работу любого работника.
В сфере образования нововведения не столь радикальны. Возможно потому, что в предыдущие годы она уже подверглась довольно значительной казахизации. Законопроект требует, чтобы в частных учебных заведениях, от детского сада до вуза, доля казахских групп и классов была не менее 50%. По мысли разработчиков закона казахский язык «должен функционировать» и в сфере науки, в том числе при написании и защите диссертаций. Однако на практике осуществление этого требования пока нереально, что и побудило разрешить «при необходимости» использовать русский язык. Для средств массовой информации сохраняется прежняя квота, устанавливающая, что объем программ на казахском языке не должен быть по времени меньше, чем на других языках. При этом «пропаганда казахского языка» вменяется казахстанским СМИ в обязанность.
Особенность нового законопроекта в том, что требование знания казахского языка предполагается распространить едва ли не на все сферы жизни, включая те из них, где ранее никаких языковых навыков не требовалось. Столкнувшись в первой половине 1990-х гг. с лавинообразным оттоком европейского населения, казахские власти включили в конституцию 1995 г. положение об официальном статусе русского языка. Наравне с казахским он мог использоваться практически во всех сферах общественной жизни.
Аналогичное положение было включено в закон «О языках» 1997 г., который сегодня и предлагается пересмотреть. Языковой дискриминации, которая вызывала бы резко выраженный этнокультурный дискомфорт, русское население Казахстана вплоть до недавнего времени не испытывало. В органах государственной власти делопроизводство постепенно переводилось на казахский язык, и в настоящее время процесс почти завершен. Однако абсолютное большинство чиновников в силу доминирования среди казахов кланово-родственных связей давно являются представителями титульного этноса, и проблема использования языка в органах власти затрагивает главным образом их.
Значительная часть казахов, привыкших общаться, читать и писать по-русски, казахским языком владеет плохо. По данным переписи населения 2009 г., казахским языком владеют 64,4%, а русским - 94,4% жителей страны. Учитывая, что казахи составляют 63,1% населения, а 11,7% из тех, кто знает казахский язык, владеют им слабо, очевидно, языковые проблемы в значительной степени испытывает сам титульный этнос. Казахский язык довольно хорошо знают представители проживающих в Казахстане тюркских народов - узбеки, уйгуры и другие. Славяне же его почти не знают, так как на практике до сих пор он был им не нужен. Главным коммуникативным средством в Казахстане сегодня является русский язык, которым свободно владеют 84,8%, а понимают - почти все жители республики. Стремление быстро изменить языковую ситуацию может иметь далеко идущие социальные и демографические последствия, способные радикально изменить политический, экономический и этнокультурный облик казахского государства.
Реакцию русского населения Казахстана нетрудно предугадать. Славянское движение «Лад» заявило о формировании в высших эшелонах власти «устойчивого антирусского и антироссийского лобби, оказывающего растущее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны». По мнению «Лада», следствием принятия законопроекта станет окончательное исключение русского языка из общественной жизни и превращение его в язык «кухонных посиделок». Сомнений в том, что закон будет принят, у движения нет - законопроект уже прошел через различные государственные органы и после «косметической обработки», скорее всего, будет утвержден. Причем его принятие является не «частной» инициативой Министерства культуры, а осознанной политикой государства, которое тем самым стремится скрыть очевидные провалы во внутренней политике, в том числе - распространение радикальных исламских движений в Западном Казахстане.
Александр Шустов
(источник - Русское Единство )
Ключевые Cлова: языка, русского, языке, населения, Казахстане, казахском, является, казахского, власти, казахским, республики, государственной, законопроекта, может, Казахстана, должны, языковой, этого, законопроект, будет.
|
|