Правящая Партия регионов продолжает вести непоследовательную политику в гуманитарной области, что показывает отсутствие долгосрочных системных целей в отношении развития украинского государства и преодоления его раскола.
Соблюдение прав русскоязычных граждан Украины и повышение статуса русского языка по-прежнему рассматриваются регионалами как инструмент обеспечения ситуативного политического интереса, а не в качестве самостоятельной цели государственной политики. Именно поэтому ситуация с повышением статуса русского языка все еще далека от своего решения.
На данный момент в парламент внесён проект закона «Об основах государственной языковой политики» (авторы - народные депутаты от Партии регионов В. Колесниченко и С. Кивалов), который получил одобрение Венецианской комиссии. Санкция этой и иных европейских структур в отношении законопроектов и иных правовых решений властей является определяющей для части руководства Партии регионов, которая расценивает евроинтеграцию в качестве стратегического курса, что не могли не учитывать разработчики данного законопроекта. Поэтому законопроект, опираясь на положения Европейской языковой Хартии, присваивает русскому языку, которым пользуется фактически половина населения страны, статус регионального, ставя его в один ряд с языками национальных меньшинств, которыми пользуется несопоставимо меньшее количество граждан.
Законопроект предусматривает предоставление русскому языку статуса регионального там, где он является родным не менее чем для 10 процентов населения. В частности, речь идет о десяти областях юга, востока и севера Украины, а также Крыма, городов Киева и Севастополя. Фактически это половина страны. Парламент, правительство и другие высшие органы власти смогут публиковать свои решения на русском и украинском языке. Телерадиокомпании получат право сами решать, на каком языке вести вещание. Украинский язык останется единственным языком в армии, а также языком ведения заседаний парламента. Хотя изменения в основном касаются русского языка, статус регионального также планируется предоставить крымско-татарскому, венгерскому и румынскому языкам.
Учитывая, что повышение статуса русского языка будет более реалистично, если этого добиваться не внесением изменений в Конституцию (видимо, есть соответствующее высшее политическое решение о нецелесообразности таких изменений), а оформлением специальных законов, разработчики пошли именно по этому пути. Статус русского языка предполагается повышать, опираясь на языковый законопроект Колесниченко-Кивалова и с помощью специальных частных законов, которые детализируют порядок использования русского языка в судах, дошкольных воспитательных учреждениях (детских садах), в образовании, в рекламе и пр.
Учитывая повсеместную распространённость русского языка на Украине, обеспечение прав его носителей в соответствии со статусом регионального языка фактически будет означать использование его в соответствии с реальными масштабами распространения, т.е. почти на всей территории страны. Фактически это означает реальное повышение статуса русского языка и соблюдение в полном объёме прав его носителей.
Но отсутствие закреплённого за ним в Конституции страны государственного статуса означает, что юридически русскоязычные граждане Украины не до конца уравнены в своих языковых правах с украиноязычными. В практически-повседневном использовании данный изъян, видимо, будет незаметен, но в ситуации политической и правовой нестабильности отсутствие конституционной гарантии в виде государственного статуса русского языка облегчает отмену перечисленных законов и возвращение к практике дискриминации прав русскоязычных граждан. В то же время данный законопроект в пожарном порядке останавливает сужение сферы применения русского языка и при последовательном применении способен восстановить права русскоязычных граждан Украины.
Поэтому наряду с принятием проекта языковой Концепции Колесниченко-Кивалова в стратегическом плане (и не откладывая) следует добиваться закрепления в Конституции Украины за русским языком статуса государственного. Следует также добиваться внесения вопроса о закреплении в Конституции Украины за русским языком государственного статуса в рабочую повестку Конституционной ассамблеи, которая под руководством Л.М. Кравчука работает в данный момент над проектом реформирования Конституции страны.
Кроме данной языковой Концепции 13 января 2011 года народными депутатами Вадимом Колесниченко и Главой Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Максимом Луцким был зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О дошкольном образовании».
Указанный законопроект предусматривает определение на законодательном уровне возможности получения ребенком дошкольного образования на родном языке, а именно - создание дошкольных учебных заведений, а также отдельных групп в детских садах с воспитанием на региональных языках или языках меньшинств. «Также в проекте Закона предлагается закрепить право родителей на свободный выбор языка воспитания своих детей», - проинформировал народный депутат Украины Вадим Колесниченко.
Как обстоят дела с практической реализацией данных языковых инициатив?
Относительно закона «Об основах государственной языковой политики» один из авторов законопроекта С. Кивалов выразил надежду, что, возможно, его удастся вскоре принять в Верховной Раде и снять языковое напряжение на Украине. Когда именно это состоится, пока точно неизвестно. Ранее в Партии регионов заявляли, что «языковой закон» будет принят нынешним составом парламента, а значит - к запланированным на осень 2012 года выборам в Верховную Раду. Это означает, что принятие языкового законопроекта специально затягивается, с тем чтобы вынести его на обсуждение и голосование к осенним выборам в парламент Украины.
Есть основания утверждать, что повышение статуса русского языка и соблюдение языковых прав русскоязычных граждан Украины снова в Партии регионов рассматривается как средство привлечения голосов избирателей, а не как самостоятельная цель внутренней политики.
Из практических шагов, доведённых до конца, можно назвать упразднение Верховной Радой обязательного дублирования фильмов на украинском языке и отмену квот на украинскую музыку в эфире телевидения и радио. В середине декабря 2011 года Конституционный суд позволил использовать в судах наравне с украинским языком региональные языки и, следовательно, в первую очередь русский язык.
Недавняя националистическая атака на процесс возвращения русского языка в официальную и общественную сферы и восстановление прав русскоязычных граждан Украины была успешно отбита парламентским большинством. Группа депутатов от «Нашей Украины» внесла на голосование парламента проект постановления о моратории на закрытие общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения в административно-территориальных единицах Украины, где такие учебные заведения составляют менее половины от их общего количества. Фактически это была попытка остановить восстановление прав русскоязычных граждан Украины и закрепить насильственную украинизацию на нынешнем рубеже. Но проект не набрал необходимого количества голосов.
Таким образом, расчёт правящей Партии регионов понятен: вписать парламентское обсуждение языкового законопроекта Колесниченко-Кивалова и общественный резонанс вокруг него в предвыборную кампанию с целью повышения активности базового избирательного контингента. Данный расчёт тем более вероятен, что обвальное падение поддержки правящей партии в собственном базовом регионе на фоне ещё большей непопулярности в остальных регионах страны лишь усугубляет тяжёлое положение партии. В данной ситуации Партия регионов, скорее всего, рассчитывает на тактическое использование привычных для неё инициатив по повышению статуса русского языка. Однако многократно использовать одни и те же обещания без их реального выполнения невозможно. Расчёт на повышение за счет обещаний активности избирателей юго-востока и их поддержку правящей партии вряд ли уже даст ощутимую прибавку голосов. Для правящей партии время слов окончилось. Наступило время конкретных действий.
Виктор Пироженко