Похоже, принятие закона Украины «Об основах государственной языковой политики» было хоть и крайне важным для его сторонников, но лишь первым этапом в эпопее, и политические баталии вокруг этого документа не будут утихать еще долго. Рабочая группа «по совершенствованию» языкового закона во главе с экс-президентом Леонидом Кравчуком разработала проект изменений, которые, по сути, нивелируют все достижения закона Колесниченко-Кивалова по повышению статуса русского языка (1).
Отсутствие в своё время масштабной политической истерии вокруг закона, похоже, удивило и многих политиков, и чиновников. В то же время у Виктора Януковича этот факт отметили в том контексте, что у власти открывается широкая возможность перейти к решению иных приоритетных проблем, благополучно минуя «языковые» рифы гуманитарной политики государства. Так, советник президента Украины Анна Герман заявила, что на принятие и подписание этого закона остро отреагировала лишь украинская элита, но не большинство украинского общества. «Значит, для людей другие ценности важнее, значит, объединять Украину мы будем на других ценностях. Возможно, это будут новые рабочие места, возможно, это будет перспектива для детей, социальная защита. Возможно, эти ценности теперь для людей важнее, потому что мы с вами должны быть реалистами - не вышли люди протестовать», - отметила Герман (2).
Казалось бы, проблема решена: как известно, протестовать против закона взялась было горстка оппозиционеров, но их энтузиазм не был поддержан массами и быстро иссяк, поскольку отсутствие резонанса, понятно, изначально сделало акции протеста бессмысленными. По сути, ажиотаж отмечался лишь в определенных кругах так называемой украинской элиты, причем главными «локомотивами» противодействия стали украинские экс-президенты Леонид Кучма и Леонид Кравчук.
Что интересно, еще один экс-президент - Виктор Ющенко, от которого как раз и стоило ожидать резких политических заявлений, - обошелся какими-то совершенно туманными высказываниями, уйдя в дебри демагогии. Он, в частности, заявил, что закон о языках направлен не на русификацию, а «на деукраинизацию украинского общества», в чем виновата не Партия регионов, а некие анонимы, - «те, кто пришли на так называемом фоне демократических сил, с соответствующими лозунгами и предали национальные языковые интересы». (3)
Пока Ющенко играл в загадки, Кучма и Кравчук высказались куда более ясно. В частности, Леонид Кучма заявил, что языковой закон «не работает на национальную идею и независимость украинского государства». Он также отметил, что проблема региональных языков слишком политизируется, а сам закон вызывает немало вопросов и его нужно очень внимательно пересмотреть. Собственно, Кучма первым и предложил президенту Украины пересмотреть уже принятый и подписанный закон, заявив: «Это головная боль сегодня для всех политиков и особенно для президента - потому что на нем в первую очередь лежит ответственность. Нужно сегодня искать из этого всего какой-то цивилизованный выход. Нужно сделать попытку сесть за стол и найти что-то конструктивное». (4)
Идею пересмотра закона, как известно, горячо поддержал Леонид Кравчук, назвав закон «кривым» и заявив, что «этот закон принимали под выборы». «Когда речь идет о духовной ситуации, исторической ситуации, языковой ситуации - это настолько тонкие и деликатные вопросы, что они могут повлечь за собой очень серьезные последствия, если их не решать глубоко и не решать в соответствие с перспективой развития страны», - отметил Кравчук.
Более того, именно Леонид Кравчук первым среди политиков такого уровня начал «охоту на ведьм». Именно он заявил, что одобренный Верховной Радой и подписанный президентом Украины закон об основах языковой политики принимали враги Украины.
«Враги внутри тех депутатов, которые принимали этот закон. Они враги Украины, враги того, что она является нацией, народом. Враги того, что имеет свою культуру, историю, ценности, менталитет, свои законы, традиции и язык», - заявил Леонид Кравчук. (5)
Кравчук цинично «забыл» свои обещания, данные «дорогим русским братьям и сестрам, живущим на Украине». А он обещал делать все от него зависящее: «Для полного удовлетворения политических, экономических, социальных и духовных запросов русского населения, для государственной защиты его законных интересов. Ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация русских». (6)
По сути, именно под давлением этих лиц Виктор Янукович и признал, что закон требует доработки. Кравчук моментально использовал это признание, принявшись, по сути, ссорить Партию регионов как инициатора этого документа и президента Украины. «Вы понимаете, что происходит, - сетовал Кравчук, - президент говорит, что закон несовершенен и нужно внести коррективы, а выступает Колесниченко и говорит, что никаких изменений не будет, выступает Чечетов и заявляет, что мы не говорим про какие-то региональные языки, речь идет только о русском. Тогда я задаю вопрос, если члены партии, где почетным главой является президент, говорят иначе, чем считает сам президент, то есть ли там порядок?» (7)
Как бы там ни было, Виктор Янукович создал рабочую группу, которая и представила в сжатые сроки свои предложения по изменениям, которые необходимо внести в документ. Сама группа по доработке закона во главе с вице-премьером-министром здравоохранения Раисой Богатыревой была создана 8 августа, то есть фактически сразу после его подписания. 42 члена группы были разделены на две подгруппы - под руководством экс-президента Леонида Кравчука и ректора Киевского национального университета им. Шевченко Леонида Губерского.
Представляя свои предложения, рабочая группа настаивает, что работала над «корректированием» закона, однако изучение предлагаемых изменений сразу дает понимание, что речь идет не об устранении разного рода неточностей и шероховатостей, а о радикальном изменении ключевых положений и самого смысла уже принятого и подписанного закона. То есть, по сути, это новый законопроект (изменено даже название - новый документ именуется проектом закона «О порядке применения языков в Украине»), с которым у принятого закона Украины «Об основах государственной языковой политики» мало общего.
В частности, и это главное, согласно предложениям, фактически исчезает понятие статуса региональных языков, а вместо этого предлагаются некоторые меры по их поддержке и защите, да и то в случае, если на определенной территории проживает не менее 30% носителей такого языка. Но и с этим не все просто: нивелированный статус регионального языка, согласно предложениям, должны предоставлять не местные советы, а Верховная Рада Украины. При этом предлагается отменить привязку «регионализации» языка к результатам переписи населения, а для объявления регионального языка на определенной территории нужно пройти длинную и сложную процедуру.
Так, предлагается для начала собрать подписи 30% жителей общины «за» регионализацию (как известно, сейчас признание регионального языка разрешено там, где число носителей составляет не менее 10%). Что интересно, речь о введении регионального языка (точнее - о поддержке языка) может идти только в масштабе отдельного села, поселка или города, но не области или даже района. Затем собранные подписи передаются в местный совет, который направляет их в областной совет с ходатайством о предоставлении языку статуса, требующего поддержки. И уже областной совет обращается в парламент с просьбой принять специальный закон о функционировании еще одного языка, кроме государственного украинского, на территории села, поселка или города.
Что касается украинского языка, то, согласно предложениям, как государственный он является обязательным в судопроизводстве и делопроизводстве, в сфере науки и образования, в деятельности органов государственной власти, вооруженных формирований. При этом на телевидении документ устанавливает 75% квоту вещания на украинском языке от общего суточного эфира (согласно нынешнему закону этот объем составляет 25%), реклама может транслироваться только на украинском языке, а трансляция программ и фильмов на других языках должна сопровождаться обязательным украинским дублированием или субтитрированием. Вместе с те, в случае принятия Верховной Радой закона о поддержке того или иного языка на определенной территории (села-поселка-города) его использование будет допускаться во всех сферах наряду с государственным.
Таким образом, согласно вносимым предложениям, фактически все основные положения ныне действующего закона попросту отменяются. Также в случае принятия этих предложений недавние решения местных советов целого ряда регионов о введении регионального языка утратят силу.
Комментируя этот факт, один из авторов закона Украины «Об основах государственной языковой политики», народный депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко уже заявил, что новый законопроект, который подготовила рабочая группа, практически уничтожает уже введенный в действие государственный акт. «Сейчас ведется анализ выполнения закона, как его поддерживает население. И если мы не сможем добиться его методического выполнения, то мы получаем проблему, которую уже сегодня нарисовала рабочая группа Кравчука, которая подготовила, по сути, проект уничтожения закона «Об основах государственной языковой политики», - заявил депутат. При этом Колесниченко добавил, что «уже обратился по этому поводу к президенту страны». «Работа этой так называемой рабочей группы недопустима ни с точки зрения права, ни с точки зрения нравственности. Потому вопрос о внесении или не внесении изменений в закон - это вопрос реагирования общества, которое уже выполняет принятый закон», - пояснил депутат. (8)
Заметим, что в самой рабочей группе не все поддерживают представленные предложения. В частности, как заявил директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, предложенный документ «сужает возможности использования региональных языков и нарушает права граждан». «В отдельных регионах русский сможет использоваться как региональный наряду с государственным, несмотря на квоту в 30%. Однако это ограничение делает невозможным использование других региональных языков... К тому же процедурно добиться этого становится очень сложно - сбор подписей, обращения в местные советы... Законопроектом предлагается создавать инициативные группы и подписные листы на основе закона о местных референдумах, которого не существует в природе. Этот законопроект не имеет шансов на принятие Верховной Радой», - уверен он. (9)
В конечном итоге слово опять остается за Верховной Радой и президентом Украины, который, по сути, и дал «зеленый свет» новым баталиям вокруг закона о языках. Вместе с тем тот факт, что события разворачиваются перед выборами, есть все основания полагать: Партия регионов не упустит достигнутой в начале августа победы и будет вновь сражаться за свою инициативу, уже реализованную в виде действующего с 10 августа закона, до победного конца.
1. http://lb.ua/news/2012/08/21/166678_german_uvidela_obshchestve.html
2. http://news.liga.net/news/politics/715785-yushchenko_zakon_o_yazykakh_chrevat_ne_rusifikatsiey_no_deukrainizatsiey.htm
3. http://www.ukrinform.ua/rus/news/yazikoviy_zakon_ne_rabotaet_na_natsionalnuyu_ideyu___kuchma_1444333
4. http://kievskaya.com.ua/novosti/politika/kravchuk-priznal-chto-zakon-o-yazykah-prinimali-pod-vybory.html
5. http://glavcom.ua/news/89805.html
6. http://kharkov.ru/members/nucleo/blogs/recent-posts
7. http://www.bbc.co.uk/ukrainian/news_in_brief/2012/08/120829_oz_kolesnichenko_kravchuk.shtml
8. http://www.kommersant.ua/doc/2011092
9. http://glavcom.ua/print/articles/7943.html