В нынешнем году вышла книга ранее не печатавшихся миниатюр Валентина Пикуля под названием «Псы Господни. Из не изданного» (Москва, 2011). В одной из миниатюр под названием «Не говори с тоской: их нет...» рассказана история нескольких поколений русских дворян фон Дрейеров. Приставка «фон» и явно немецкое звучание фамилии явно говорит о том, что Дрейеры по крови явно не русичи. Но какими русофилами, на поверку оказались осевшие в России потомки! Диву даёшься. Вот и стал я размышлять о природе русского патриотизма, равно как и национального беспамятства.
Начну с частного, тех же дворян фон Дрейеров. В гражданскую войну двое из них (кстати, двоюродные братья) оказались в противоборствующих лагерях, причём не по воле случая и обстоятельств, а по убеждениям. Каждый из них искренне боролся за будущее России, так, как он себе это будущее представлял. И боролся столь самоотверженно, что красный командир фон Дрейер был расстрелян своим же братом! Просто из ряда вон выходящий случай...
Другой представитель этого дворянского рода - Елена Александровна фон Дрейер (в браке –Чижова), выпускница Института благородных девиц в Смольном, была медсестрой как в Первую мировую войну, так и Великую Отечественную. В 1941 году вместе с мужем и сыном стала добровольцем ленинградского ополчения спасла жизни сотен советских солдат. А своего сына, погибшего в штыковом бою, эта «смолянка» собственноручно вынесла с поля боя и похоронила в общей солдатской могиле. Как обманчивы порой представления выпускницах Смольного института благородных девиц! Войну закончила эта отважная женщина, кавалер трёх боевых орденов, в звании ст. лейтенанта, и остаток жизни, будучи очень религиозной, подалась в Печоры, где в 1973 году её похоронили «при большом стечении народа, после соблюдения всех православных обрядов».
В газете «Ленинградская Правда» от 9 мая 1945 года было опубликовано письмо этой дворянки, написанное ещё в дни войны: «Пруссия горит... она горит, как когда то горело Колпино, Пушкино и Красный Бор. Я в стране, которая убила моего сына. Но я пришла сюда не мстить, а помогать моей армии...». Какой благородный пример жизненной позиции истинной русской патриотки! Этого у Е.А.фон Дрейер отнять никак нельзя!
Получается, что патриотизм (в данном случае русский) определяется не генами и кровью предков. Дело в личных убеждениях, принятии господствующего данному народу вероисповедания (в нашем случае - православия), честности по отношении к стране и народу, растивших тебя и твой род. Давний предок Елены Александровны Генриетта фон Дрейер ещё в годы царствования Екатерины II давала в Санкт-Петербурге уроки игры на арфе...
В моей небольшой книжке воспоминаний «Калейдоскоп юных лет» (Ужгород, 2005) есть моменты, посвящённые Николаю Николаевичу Дрееру - воспитателю интерната русской реальной гимназии в Праге. Фамилию писал на слух, без буквы «й» в середине слова. Не знал я и о том, что Николай Николаевич был дворянином с приставкой «фон». Вразумил очерк Валентина Пикуля. В нём упомянуто письмо из Праги «старика эмигранта Н. фон Дрейера, который давно живёт в Чехословакии по советскому паспорту».
Не всякий читатель поймёт, как это русский эмигрант (ранее писали «белоэмигрант») жил за границей по советскому паспорту? Объяснение простое: Указ президиума Верховного совета СССР от 5 октября 1946 года (№ 084), давал право бывшим гражданам Российской империи принимать советское гражданство, и, при желании, репатриировать на Родину (нынешние журналисты ошибаются, когда твердят, что русским эмигрантам дорога домой открылась только после распада СССР!). Многие эмигранты воспользовались данным Указом, стали гражданами СССР. Одни из них (последний личный секретарь Л.Н.Толстого Булгаков, граф Игнатьев, семья инженера С. Шубина, наша семья и т.д.), воспользовались правом вернуться домой, другие «новоиспечённые» граждане СССР, не рискуя начинать жизнь заново, продолжали жить за границей. Тем более это было комфортно в тогдашней социалистической Чехословакии, где граждане СССР пользовались уважением и даже почётом. Можно понять решение старого человека и холостяка Н.Н.фон Дрейера не менять своих привычек, не лишаться обустроенного быта. Он доживал свой век в Праге, но уже не изгоем-эмигрантом, а гражданином любимой Отчизны!
Этот дворянин, лишённый в далёкие 30-40-ые годы прошлого века всякого гражданства, воспитывал в нас, питомцах-гимназистах, русский дух, любовь к русской истории и культуре. А ведь мог в разгар побед гитлеровского вермахта «вспомнить» о немецком прошлом своих предков, просить подданства Рейха, стать «Volksdeutschе» Ан, нет! Дождался часа, когда вспомнят о таких, как он, на Родине. Потомки многих обрусевших родовитых немцев оказались настоящими патриотами России!
Мне представляется, что русским патриотом можно считать человека любой национальности, если он готов на подвиги за благополучие и целостность России, способствует её расцвету, укреплению, обогащает русскую культуру и язык. Не случайно национальное название «русский», в отличие от названий представителей других народов («англичанин», «немец» и т.д.), - не имя существительное, а прилагательное. Русским может стать человек любой национальности, если только его жизненное кредо соответствует перечисленным выше постулатам. При этом получится русский немецкого, грузинского, еврейского и т.д. происхождения.
Русскими были цари и императоры дома Рюриковичей и Романовых, собиравшие разрозненные Земли в одно мощное государство, даже если по своему происхождению они были чужеземцами. Вспомним немку Екатерину II Великую, которая, благодаря своей продуманной и полезной для России политике, стала твёрдой ногой на берегах Чёрного моря, освоила Кубань и Крым; руками своего ставленника Потёмкина заложила город Севастополь и Черноморский российский флот. Я уж не говорю о таких правителях «русских кровей», как Иван Грозный, Пётр Великий и др., которые существенно расширили пределы России и укрепили её положение в мире.
Во второй половине своего властвования вполне русским стал и грузин Джугашвили-Сталин. Но только после того, как изжил своё прежнее равнодушие и даже неприязнь к историческим и православным ценностям России, стал последовательным державотворцем, вернул памяти народа славные имена Александра Невского, Петра I, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Ф.Ф.Ушакова; существенно расширил территорию Советского Союза - преемника Российской империи . Это позволяет Й.В.Сталина зачислить в когорту русских патриотов, строивших великое государство.
Если мысленно перейти от вершителей судеб России к исполнителям воли последних и простым гражданам России – то увидим целую плеяду иноземцев, ставших славными русскими патриотами. Это и военные, и литераторы, и люди искусства, и люди науки...
На памятнике 1000-летия России в новгородском детинце, среди исторических лиц, навеки прославивших ратные подвиги Родины наряду с барельефами П.А. Румянцева-Задунайского, А.В.Суворова, П.С.Нахимова и других русских по крови героев есть также барельеф потомка грузинского царского дома генерала от инфантерии П.И.Багратиона, который, смертельно раненый в Бородинском сражении, писал Александру I: «...готов всегда пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола».
Вспомним, что на Невском проспекте в Санкт Петербурге рядом со статуей русича М.И.Кутузова стоит памятник и потомку немецко-шотландских бюргеров генералу-фельдмаршалу М.Б.Барклаю де Толи – одному из четырёх полных кавалеров ордена святого Георгия, приведшего русские войска в Париж.
Беседы о русской литературе и развитии русского языка окажутся неполными, без упоминания писателя, языковеда, этнографа, морского офицера и военного врача Владимира Ивановича Даля. Он обогатил русскую литературу рядом произведений, среди которых назовём «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные....»; «Пословицы русского народа» и, конечно, его главный, непревзойдённый до наших дней труд «Толковый словарь живого великорусского языка». А ведь Владимир Иванович, датчанин по происхождению, к тому же был представителем лишь первого поколения Далей в новой стране. Его отец Йохан Христиан ещё родился и жил в Дании, откуда перебрался в Россию и взял новое имя - Иван Матвеевич. Тем не менее, В.И.Даль, называл себя уже «Казаком Луганским», стал полностью русским человеком, о чём подтвердил письменно: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Реалии русской жизни, природы, нрав русского народа оказались для него определяющими. Выводы делайте сами. Познакомившись с такой позицией «датчанина» Даля, позвольте поинтересоваться, как в таком случае надо воспринимать множественные уверения о том, что Россия была «тюрьмой народов» ?
Среди недалёких в умственном развитии русофобов бытует утверждение, что наших поэтов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова нельзя причислять к сомну русских гениев, поскольку де их предки происходят из Эфиопии и Шотландии. Что на это скажешь? Пытаясь лишить русскую культуру этих славных имён, недруги России надеются ослабить мировую позицию русской классической литературы. Напрасны старания: во всех цивилизованных странах широко известны имена Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, и многих, многих других писателей и поэтов, у которых, к неудовольствию русофобов, корни чисто русские...
О малороссе-украинце (как кому угодно) Н.В.Гоголе – разговор особый. Он сам не мог определить, к кому себя причислить - к малороссам или к великороссам, поскольку верно понимал, что это ветви одного общего народа. Нашей отчизне – Руси-России, как единому целому, он предвещал большое будущее: «Русь! Русь!...какая же непостижимая, тайная сила влечёт к тебе?....Не ты ли Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?... летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И в завершение: «Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что Вы русский. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит всё, что есть в России...». Как, читая эти строки великого писателя и философа, не вспомнить надписи на майках современных украинских националистов с пещерным мышлением: «Дякую тобі Боже, що я не москаль». Ох, как далеко им до Гоголя!
Переходя от литераторов к художникам, впечатляет плеяда русских мастеров кисти с нерусскими генетическими корнями. Прадед Карла Павловича Брюллова, основоположника русской академической живописи, приехал в Россию из Франции. Но никто не назовёт Карла Брюллова «французским художником». Он был и остаётся русским. То же самое можно сказать и о многих других живописцах. Назовём хотя бы двух.
Всемирно известный маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский, выходец из армян, переселившихся в XVIII веке в Галицию, был в то же время и художником-баталистом. В его картинах «Бриг «Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями» (у Айвазовского есть несколько полотен, посвящённых этой исторической морской битве 1829 года), «Десант в Субаши» (осуществлённом М.П.Лазаревым в 1838 году), ставят Айвазовского в один ряд с баталистами В.В.Верещагиным, М.Б.Грековым и другими русскими художниками, прославивших победы и ратные подвиги российских солдат и матросов.
Ну и как не вспомнить еврея Исаака Ильича Левитана, с его изумительными пейзажами русской природы, среди которых картина «Над вечным покоем» по праву считается «самой русской, среди всех, когда либо написанных на русскую тему»? Левитан - бесспорно русский художник, причём Художник с большой буквы!
Ненасильственная, естественная «русификация» взглядов и менталитета коснулась и многих иностранцев-учёных, живших в России. Мне лучше известны истории из среды моих коллег по профессии – зоологов. Так датский подданный, известный орнитолог Ганс Христиан Иоганзен работал в дореволюционные годы в Томском университете. Годы гражданской войны прожил не сторонним наблюдателем, а партизанил на Алтае. Когда война поутихла, в 1920 году отказался от приглашения переехать в Эстонию (где родился), а вернулся из партизанского отряда в Томск . Но позднее всё же покинул Россию. Уже работая в Европе, понял, сколь сильно по его выражению «инфицирован сибирской бациллой» и вернулся в СССР, где организовал ряд успешных экспедиций в долину Оби, в Уссурийский край, работал на Командорах, возглавил кафедру зоологии Томского университета. Когда же в 1937 году появился запрет на работу иностранцев в советских университетах, Иоганзен получил предписание «в течение 10 дней» покинуть СССР. После жизни в разных европейских странах, осел в Дании, где, в ничём не нуждаясь, работал в Зоологическом музее Копенгагена. В 1956 году приезжал в Ленинград, на Первую Всесоюзную орнитологическую конференцию, где его восторженно встречали бывшие сибирские коллеги и ученики. Я тоже имел счастье видеть этого легендарного зоолога и слушать его доклад, озвученном на прекрасном русском языке. А в 1965 году Иоганзен приезжал на алма-атинскую конференцию орнитологов, где, как пишет его биограф Е.Новак, «было очевидно, что он очень тоскует по этому далёкому краю»...
Известна неприязнь многих поляков к России, но и среди них, в том числе и среди репрессированных царским и советским режимами, оказались вполне «обрусевшие» представители. Так участник Польского восстания 1863 года Михаил Янковский, осуждённый на каторгу, прошагавший пешком в кандалах из Смоленска до Нерчинска в Сибирь, после досрочного освобождения не пожелал вернуться в родную Польшу, а осел на Дальнем Востоке, где вплотную занялся фаунистическими исследованиями . Его имя известно зоологам всего мира. Теперь, недалеко от Владивостока, в посёлке Сидели, установлен памятник этому легендарному человеку. По стопам отца пошли и сыновья Александр Михайлович и Юрий Михайлович Янковские. В Гражданскую войну Янковские оказались в Манчжурии, и не предпринимали никаких попыток вернуться на историческую родину в Польшу. Внук - Валерий Юрьевич Янковский - уже как эмигрант, учился в русской гимназии Харбина, стал известным профессиональным охотником. С приходом советских войск был арестован контрразведкой и попал в ГУЛАГ. Но после реабилитизации в 1957 году обосновался с семьёй в городе Владимире, где успешно занимался литературной деятельностью...
Можно назвать многих «иностранцев», которые умирали во имя России, тесно приобщались к русской культуре, входили в живую связь с русским народом и, в целом, - защищали русский мир. Эти люди органично вписываются в один ряд с тысячами и тысячами коренных россиян - героев военных лет, активных деятелей русской истории и культуры, людей просто искренне любящих своё Отечество. Особо хочется отметить тех патриотов, которые, несмотря на случавшиеся репрессии и несправедливые гонения со стороны властей, не обозлились, а продолжали беззаветно служить своему народу. Примеров таких не счесть. Это и простые граждане страны и выдающиеся личности, такие как маршал К.К.Рокоссовский, конструкторы С.П.Королёв и А.Н.Туполев, композитор Д.Д.Шостакович, писатели А.Ахматова, М.М. Зощенко и многие, многие другие. Разве можно забыть письмо преследуемого в СССР нобелевского лауреата Б.Л. Пастернака генсеку Н.С.Хрущёву, в котором он, отказываясь от возможности выехать за рубеж, писал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти»!
***
Но пора сказать и о противоположных явлениях. Любой процесс имеет оборотную сторону, свой реверс. И, естественно, не все иностранцы, жившие и теперь живущие в России, становились и становятся русскими или хотя бы поклонниками России и её народа. Более того, даже будучи обласканными властями, порой становятся недоброжелателями и хулителями всего русского. Таких людей, хоть и с оговорками, можно понять. Им претят в России иные, чем привычные на их коренной родине обстановка, обычаи, нрав, порядки. Бог им судья!
Но трудно понять коренных русских людей, которые с лёгкостью душевной предают своё Отечество, которым личное сиюминутное благополучие важнее утверждения и расцвета родного края и народа. Увы, эта тенденция приняла в ХХ веке массовый характер. На мой взгляд, в этом в известной мере повинны проповедуемые десятилетиями в Советском Союзе идеи интернационализма (на первый взгляд очень привлекательные), и, конечно, борьба с религией, в данном контексте – с православием. Прежнее представление о том, что русский - значит человек православный, было предано забвению. В итоге огромное число русских людей попало под влияние различных сект, которые проповедуют всё тот же интернационализм, размывают чувство национального единения и гордости.
В многонациональном, вроде бы крепком, могучем и едином союзном государстве, выработался «советский тип» русских людей, которые были уверенны в том, что страну населяют братские, дружественные по отношению друг к другу народы. Только этим наивным представлением можно как то объяснить крайне удивившие меня итоги голосования на референдуме 1991 года, когда миллионы этнически русских людей отдали свои голоса за отделение Украины от России, за создание самостоятельного украинского государства. Та Россия (в лице СССР), которую веками по крохам собирали цари, императоры и Сталин, была в одночасье разрушена при «полной поддержке» множества русских же людей. Они меркантильно надеялись жить на Украине лучше и богаче вместе с «кровными братьями украинцами» (о генетическом и историческом единстве этих двух этносов никто не сомневался), чем с далёкой и «бедной» Россией*). Такая нелицеприятная меркантильность обернулась для всех русских на Украине трагедией. Отрезвление пришло слишком поздно: карьерный рост для этнических великороссов ограничен; их дети лишились школ и вузов, в которых можно получить образование на родном языке; в перепрофилированных школах Александра Пушкина и Льва Толстого относят к иностранцам; историю подают в свете ненависти к России и т.д.
Но если простой народ, неискушённый в политической кухне, легко поддающийся на разные посулы (до названного референдума русскому электорату Украины были обещаны «золотые горы») понять в какой-то степени можно, то деяния многих высоких государственных чинов и политических руководителей бывшего Союза – непростительны с точки зрения русского патриота.
В условиях новой России вызывают чувство негодования озвучиваемые средствами массовой информации случаи по раскрытию многомиллионных хищений, взяток чиновниками высокого ранга, обворовывающих свою страну и свой народ, подрубая корни и без того ослабленной экономики России. Дело доходит даже до получения прибылей от продажи оружия бандитам и террористам, убивающих мирное население. О каком патриотизме здесь вообще может идти речь?
Хотя по случаю 80-летия со дня рождения первого президента РФ Бориса Николаевича Ельцина состоялись в России торжества и в Екатеринбурге ему был открыт памятник, лично мне «царь Борис», этот коренной уралец, крайне антипатичен. Ведь ради своего «воцарения», он, тайно от президента СССР (также весьма своеобразного «патриота», получившего прозвище «лучший немец»!), в 1991 году подписал Беловежское соглашение, в результате чего была разрушена огромная держава. Если двух других подписантов – Кравчука и Шухевича – можно каким-то образом понять: им хотелось властвовать в своих вотчинах, не заботясь о России в целом, то Ельцин отлично знал, что разрушает вековые устремления и достижения всех своих предшественников. Ельцин и его команда вели дело не только к разрушению СССР, но и к крайнему ослаблению самой Российской Федерации. На смену дипломатам типа А.Громыко, которого за твёрдую позицию по защите прав СССР иностранные коллеги назвали министром «Нет», пришёл ельцинский руководитель МИДа А.Козырев, министр «Чего изволите?». С Россией попросту перестали считаться, как с серьёзным мировым игроком. Козыреву, как к человеку, вроде бы и не придерёшься – он ведь не русский. Закончив свою деятельность в МИДе, он стал членом президиума Российского еврейского конгресса, деятельность которого в октябре 2010 года, была Минюстом РФ приостановлена. Видимо не за благовидные «дела»... Но именно такому человеку Ельцин поручил международное ведомство России! А как относиться к ельцинскому премьер министру страны, коренному москвичу Егору Тимуровичу Гайдару? Ведь именно он, бывший редактор журнала «Коммунист», готовил Ельцину текст Белорусского соглашения по развалу СССР, своими экономическими «шоковыми» реформами привёл народ России к обнищанию и дал возможность кучке предприимчивых людей неимоверно обогатиться, не забыв при этом и себя. Разве этого Гайдара можно назвать русским патриотом?
Напомню, что президенту Ельцину был пожалован латвийский орден «Трёх звёзд» 1 степени, и он этот орден принял! Поэтому не следует удивляться тому, что русская диаспора этого прибалтийского государства назвала Ельцина «предателем русских жителей Латвии». Ельцин дал и официальное «добро» на расширение НАТО к востоку и т.д. и т.п... Список прегрешений против русского народа и России этого «вождя» можно продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы показать, что этот чистокровный «русич» был для русского народа и России наказанием Господним!
Россия уже не раз оказывалась в сложной ситуации, её топтали то золотоордынцы, то ляхи, то иные недруги. В Смутное время, казалось, что русская земля окончательно повержена, ей не возродиться. Но Русь, Россия, после каждого лихолетья восставала как Феникс из пепла, становилась могущественнее и крепче, чем была прежде. Это позволяет смотреть в будущее нашей Отчизны с надеждой. Появятся новые патриоты, последователи Минина, Пожарского, Хмельницкого, которые вновь объединят восточные славянские народы в одну великую и могучую страну.
*) Уже после написания этих размышлений, в газете «2000» от 2.IX.2011 появилась статья А.Повова «Как становились украинцами. Русские и немецкие особенности национального выбора». В ней автор, среди прочего, подчеркнул, что проголосовав на референдуме за самостоятельность Украины «русский человек отрёкся от России, стал политическим украинцем и (я бы добавил – порой) гордится этим». А. Попов приводит ряд причин, сделавший такое возможным, но не затронул, на мой взгляд, главного - особенностей советского школьного воспитания граждан. Школа растила «советских», а не «русских» людей. В отличие от воспитания царских времён, когда жителей трёх славянских народов империи - великороссов, малороссов и белорусов - относили к единому русскому народу, и в таком духе и воспитывали.
Алексей Евгеньевич Луговой,
почётный председатель Ужгородского общества русской культуры
Русские на Украине