Дмитрий Скворцов
Украинская служба информагентства «Новый регион 2» провела голосование по вопросу, живо обсуждаемому в Одессе – возвращения местному парку им. Шевченко исторического названия в честь императора Александра II.
Как показывают результаты опроса, почти половина его участников поддерживают идею возвращения исторического названия. Еще 16% считают, что, перед переименованием, сад следовало бы привести в порядок. 34% выступают против, мотивируя тем «одесситы уже привыкли к тому, что парк носит имя Шевченко». 2,21% опрошенных признались, что им все равно.
Казалось бы, явное большинство выступает за возвращение достопримечательности Южной Пальмиры исторического названия, и вопрос должен быть без проволочек закрыт. Однако противники переименования неожиданно получили поддержку в лице видного представителя Украинской православной церкви Московского патриархата. По мнению председателя синодального отдела УПЦ МП игуменьи Серафимы (Шевчик) «переименование парка Шевченко в Александровский парк может вызвать возмущение общественности».
Какую «общественность» имеет в виду игуменья, можно только догадываться. Но однозначно – даже не те 34%, которые дали участники голосования по всей Украине (включая такие, мягко говоря, «антиимперские» регионы, как Галиция и Киев). Ведь в Одессе, доля ненавистников российских императоров, меньше в разы. Тем более странно видеть в числе противников переименования высокопоставленного деятеля русской (?) церкви.
Хотелось бы смиренно напомнить матушке Серафиме, что «Освободителем» Александра II (и, между прочим, Помазанника Божия) нарекли не только за раскрепощение крестьян с последующим развитием всеохватывающей сети церковно-приходских школ, но и за освобождение целого православного народа от иноверческого ига. Народа – болгар – третьего по численности (после малороссов и русских в Одесской обл.).
А что же сделал для утверждения веры православной, столь любимый игуменьей поэт?
Кому как не собирательнице творчества своего почти однофамильца знать о его «непростых» отношениях с Богом и православием, начиная с «человеколюбивой» торговли со Всевышним: «...Як понесе з України у синєє море кров ворожу… а до того я не знаю Бога» до прямых угроз: «прокляну святого Бога». Отчего же не проклясть, если это представляется вполне безопасным, ибо «Нема Господа на небі!». И не стоит тешить себя иллюзиями, что речь идет не о христианском Боге, а о каком-то абстрактном Боге. «Наробив ти, Христе, лиха!», -- вполне определенно обвиняет Спасителя «уркаинский пророк». И это еще «цветочки». А есть, ведь, целая богохульная поэма «Марія» (игуменья Серафима прекрасно знает, о Какой Марии ведется там хульная речь) и целый ряд веселых пародий на священное писание.
Кто-то может сказать – это все поэзия «неуравновешенной ищущей мечущейся натуры». Что же напомним специалисту по Шевченко, дневниковые записи последнего. В частности, о пребывании осенью в 1857 г. в Нижнем Новгороде: «Проходя мимо церкви святого Георгия и видя, что двери церкви растворены, я вошел в притвор и в ужасе остановился. Меня поразило какое-то безобразное чудовище, нарисованное на трехаршинной круглой доске… Я хотел войти в самую церковь, как двери растворились и вышла пышно, франтовски разодетая барыня, уже не совсем свежая, и, обратясь к нарисованному чудовищу, три раза набожно и кокетливо перекрестилась и вышла. Лицемерка! Идолопоклонница! И наверное б… И она ли одна? Миллионы подобных ей бессмысленных, извращенных идолопоклонниц. Где же христианки? Где христиане? Где бесплотная идея добра и чистоты? Скорее в кабаке, нежели в этих обезображенных животных капищах. У меня не хватило духу перекреститься и войти в церковь…».
Откроем главе синодального отдела «Миссия Церковь и культура» ту, известную православным культурологам истину, что «обезображенное животное капище» -- церковь флорентийской архитектуры 1702 г., славящаяся, прежде всего, своей иконой Одигитрии Смоленской Божией Матери (тому самому «безобразному чудовищу», известную чудотворениями еще 1655 г.) «К ней жители Нижнего питают особенное уважение, и в болезнях и напастях прибегают с теплыми мольбами», -- читаем в церковных хрониках о тех, кого великий поэт называет лицемерами, идолопоклонниками и б...
Не случайно киевское духовенство долго отказывалось отпевать этого «пророка», умершего от пьянства в Великий пост. Не случайно, наверное, и одесситы отказываются отдыхать под сенью имени богохульца. Увы, столь любимого священноначалием канонической украинской церкви.