ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
к митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру,
к Священному Синоду Украинской Православной Церкви
по поводу отлучения Лукияника Валентина Борисовича,
главы Союза Православных Братств Украины, от церковного общения
Высокопреосвященнейшему Агафангелу, Митрополиту Одесскому и Измаильскому, Председательствующемув заседаниях Священного Синода Украинской Православной Церкви в связи с болезнью Блаженнейшего митрополита Владимира
65012 г. Одесса ул. Пушкинская, 79
Копии: членам Священного Синода УПЦ МП
Ваше Блаженство!
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые члены Священного Синода!
28 июня 2011 года на заседании Свящ. Синода УПЦ МП было принято решение об отлучении главы Союза Православных Братств Украины (СПБУ) Лукияника Валентина Борисовича от церковного общения. Это решение вызвало вначале недоумение, а затем законное возмущение в среде православной общественности из-за его неканоничности и полной необоснованности. Посудите сами.
1. Отлучение Лукияника Вы основываете на Мф. 18, 17, на 55 Правиле Святых Апостолов, 8 Правиле IV Вселенского Собора и 64 Правиле VI Вселенского Собора.
55 Правило Святых Апостолов говорит: «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен...», т.е. это Правило относится только к клирикам Церкви, но не к мірянам, поэтому к Лукиянику, который не является клириком, применено быть не может.
8 Правило IV Вселенского Собора также не имеет никакого отношения к Лукиянику, ибо там речь идет о наказании клириков и мірян, которые дерзают выходить «из-под управления своего епископа». Но всем хорошо известно, что Лукияник никогда не призывал к такого рода действиям. Обличение епископа, который неправо правит, и выход из-под его управления - это совершенно разные вещи. Последнего Лукияник не совершал.
Теперь относительно 64 Правила VI Вселенского Собора. В этом Правиле сказано: «Не подобает мірянину перед народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину».
Во-первых, если Вы имеете в виду выступления Лукияника перед народом на молитвенных стояниях, то здесь он поступал в соответствии со следующими словами св. ап. Павла: «утешайте другъ друга и созидайте (рус. - назидайте) кїйждо ближняго...» (1 Сол. 5, 11); а обращаясь к Римлянам, тот же апостол пишет: «...и сами вы полни благости, исполнени всякого разума, могуще и иныя научити» (Рим. 15, 14); и в другом месте: «Темже отложше лжу,глаголите истину кійждо ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове» (Ефес. 4, 25). Смысл слов ап. Павла понятен - если Господь кому что открыл от Своей Истины, то не держи это в себе, но и передай другим для их духовного назидания, так как все мы являемся членами одного Тела - Христова. Если же предположить, что мірянину вообще запрещается говорить слово перед народом вне храма, то получится, что указанное Правило противорчит Посланиям св. Ап. Павла, что невозможно.
Таким образом, данное Правило запрещает мірянину говорить проповедь догматического содержания в храме. Этот вывод подтверждает толкование этого Правила известным канонистом конца XIX - начала XX в. Епископом Никодимом (Милашем), который свое толкование основывал на «классических» толкователях Соборных Правил: Аристине, Зонаре и Вальсамоне. Так, он пишет: «Воспрещение, о котором в правиле идет речь, касается, в частности, церковной проповеди о предметах веры. Вне этого, следовательно, мірянам не воспрещено и не может быть воспрещено учить о предметах веры и отвечать на вопросы, которые им ставятся по этим предметам (выд. нами)».
Во-вторых, хранителем истины, по учению Православной Церкви, является весь церковный народ, а не одни архиереи. Поэтому в ситуации, когда те, кому Сам Бог велел возвысить свой голос в защиту истины, молчат, то возопили, согласно словам Спасителя (см. Лк. 19, 40), церковные камни, т.е. мы, простые міряне. И Сам Бог велел нам вопить до тех пор, пока истина не установится в Церкви, которая есть «Церковь Бога жива, столпъ и утвержденїе истины» (1 Тим. 3, 15).
Итак, Лукияник не нарушил ни одного из указанных Вами канонических Правил, следовательно, не имеет силы и ссылка на Мф. 18, 17.
2. Вы обвиняете Лукияника в том, что он сеет страх и панику в связи с персональной идентификацией граждан.
Но ведь Сам Господь Иисус Христос завещал нам быть духовно бдительными. Вот Его слова:
- «...блюдите, да никтоже васъ прельститъ» (Мф. 24, 4). И далее:
- «...и мнози лжепророцы востанутъ и прельстятъ многїя...» (Мф. 25, 13);
- «бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сынъ Человеческїй прїидетъ» (Мф. 25, 13);
- «Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будетъ» (Мк. 13, 33).
И св. ап. Павел говорит об этом же, когда пишет:
- «Вы же братїе, несте во тьме, да день васъ якоже тать постигнетъ». И продолжает: «Темже убо да не спим, якоже и прочїи, но да бодрствуемъ и трезвимся» (Сол. 5, 4 и 6).
И вот на наших глазах начинает исполняться Апокалипсис - вводится в широкий обиход число имени антихриста 666, а принятие ИНН в штрих-кодовом изображении с этим скверным числом становится условием доступа к материальным благам, - а Вы называете действия православных христиан, не желающих принимать эти оскверненные номера (т.е. проявляющих духовную бдительность) паникой и страхом. Что это: духовная слепота или сознательное противление истине?
Поймите, наконец, что не боятся православные христиане ни ИНН, ни штрих кода, ни числа 666. Но они не желают все это принимать, чтобы не оскверниться нечистым антихристовым духом, чтобы быть духовно чистыми и трезвенными перед Богом.
А панику и страх в связи с ИНН, штрих-кодами, чипами и новыми паспортами сеют провокаторы, которые специально засланы в среду православных борцов с глобализмом. И Вы, имея благодать рукоположения и хиротонисания, должны это понимать как никто другой и не причислять всех православных, выступающих против ИНН и вообще против духа міра сего, к этим провокаторам в Церкви. Но почему-то Вы приписываете действия этих провокаторов всему СПБУ и лично его председателю Лукиянику, что не соответствует истине.
3. Лукияник обвиняется также в том, что он пропагандирует ложные эсхатологические взгляды.
Во-первых, о каких ложных эсхатологических взглядах идет речь? Вы не приводите ни одного высказывания Лукияника на эту тему. Так можно обвинить любого человека в чем угодно.
Во-вторых, сегодня никто с амвона не говорит о тех опасностях, которые несет глобализация Церкви Христовой и каждому христианину лично. Где архипастыри и пастыри со своим словом истины? А ведь каноны Православной Церкви обязуют пастырей наставлять церковный народ на всяку истину. «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен», - говорит 58 Правило Святых Апостол.
Поэтому неудивительно, что в среде православных христиан «гуляют» ложные представления о конце міра. Но удивительно другое. Удивительно, что ряд современных богословов, архиереев, иереев и монашествующих придерживается ложных эсхатологических учений, прямо противоречащих не только духу, но и букве Свящ. Писания, в частности, книге Апокалипсис. При этом они свободно излагают свои ложные взгляды (самый расхожий из них - что начертание на тело будет ставить сам антихрист) в прессе, в выступлениях по радио и телевидению, и не только не подвергаются за это прещениям, но получают церковные награды. Назовем имена некоторых из них: ныне покойный митрополит Феодосий (Дикун-Ваколюк), митрополит Павел Вышгородский, свящ. Виталий Эйсмонт, протоиерей Андрей Дутченко, диакон Андрей Кураев и иже с ними.
Поэтому прежде чем обвинять простых мірян в ложных взглядах, уберите соблазн со стороны «богословов». Приведите эсхатологическое учение Церкви, касающееся прихода антихриста, в соответствие с духом Нового Завета и святоотеческого учения, учтя реалии современной жизни (ИНН, штрих-код EAN-13/UPC (чем не начертание?!), микрочипы и т.п.).
Все это говорит о том, что пришло время читать и толковать Апокалипсис в храмах с амвона за Богослужением, как об этом сказано в Типиконе (гл. 2): Апокалипсис должен читаться после пения первой половины 33-го псалма, перед шестопсалмием. Конечно, для этого Апокалипсис необходимо разбить на Зачала. Толкование Апокалипсиса должно основываться на Святых Отцах Церкви, и в первую очередь на толковании его св. Андреем Кесарийским, - а не на суемудрии современных профессоров-богословов.
4. Вы обвиняете Лукияника в неуважительном отношении к епископату, в действиях, которые компрометируют Церковь и вредят ее авторитету в обществе, в организации несанкционированных (кем?) манифестаций (это Вы так называете Крестные ходы и молитвенные стояния!?), в пропаганде своих собственных взглядов на общецерковные проблемы, которые якобы противоречат официальной позиции Церкви. Заметим, не Свящ. Писанию и учению Святых Отцов, что было бы неоспоримо и не вызывало бы вопросов, но мнению ряда нынешних архиереев, которое выдается сегодня за официальную позицию Церкви.
Это очень серьезные обвинения и, казалось бы, они должны быть соответствующим образом аргументированы. Но нет. Все обвинения Лукияника голословны. В отличие от аналогичного случая с Кауровым, которому Вы предъявили ряд конкретных фактов, в отношении к Лукиянику Вы не приводите ни одного такого факта. Ни одного! Даже в мiрском суде такие обвинения не принимаются.
5. Осуждение Лукияника антиканонично. Не было никакого церковного суда, даже первой инстанции - епархиального. Лукияника не пригласили (или, может быть, его приглашали, но он не пришел?) на заседание Свящ. Синода, т.е. не дали слова для оправдания ни ему, ни его защитникам, как это принято делать не только в светском, но и церковном суде. То, что произошло на заседании Свящ. Синода 28 июня 2011 г. - это не церковный суд. В его решении ясно видно желание определенных архиереев дискредитировать в глазах как светской, так и православной общественности Союз Православных Братств Украины, возглавляемый Лукияником, чтобы угодить антихристианской нынешней власти, которая, прикрывшись личиной православности нынешнего президента, возвращает Вам храмы и церковное имущество (и судя по всему Вам от этой власти больше ничего и не нужно), а для нас, простых смертных принимает антихристианские законы и попирает нравственные устои общества (например, легализация содомии).
6. Осуждение Лукияника искусственно подогнано под придуманный Вами термин «политическое православие». Что это такое, Вы объясняете весьма туманно - как внесение политических лозунгов в церковную ограду. А что Вы подразумеваете под политическим лозунгом? Например, лозунг «За веру, царя и Отечество!» - это политический лозунг? Конкретных примеров политических действий Лукияника и возглавляемого им Братства Вы не приводите. Но мы догадываемся, о чем здесь идет речь, и почему Вы об этом умолчали. Газета Винницкой епархии «Седмица» (№45, 2-9 декабря 2011 г.), которая, похоже, возглавила сегодня все апостасийные силы в Православной Церкви на Украине, написала об этом открыто, а именно: «...ряд организаций популяризируют великорусскую идеологию, символику царского режима (чем же она плоха? А что лучше, чтобы Крестные ходы шли под звездой или «тризубом»? - авторы обращения) и идею возрождения Российской империи». Вот оказывается, что Вы понимаете под «политическим православием» - веру в возрождение Святой Руси и Российской империи. И Вас страшит то, что эту веру имеют православные на Украине.
В связи с этим напомним Вам, что о возрождении Российской империи во главе с последним православным русским царем писали многие Святые Отцы Церкви. О том, что имя последнего царя будет Михаил, сказано в Самом Свящ. Писании - книга пророка Даниила 12,1. О том, что русский народ - Богоносец, т.е. что под Израилем последних времен следует понимать Россию, говорил преп. Варсонофий Оптинский. О том, что царское самодержавие в России будет восстановлено к концу времен, писали такие Святые Отцы как: преп. Серафим Саровский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, свт. Феофан Полтавский, преп. Лаврентий Черниговский, прозорливец монах Авель, а также старец монах Иосиф-младший, ученик знаменитого Иосифа Исихаста. О том, что последнего русского царя будет бояться сам антихрист, говорил преп. Лаврентий Черниговский. Поэтому за такое «политическое православие» отлучать от Церкви следует не Лукияника, а всех тех, кто противится Духу Святому, действующему во всех Святых, в том числе и в тех, на которых мы сослались.
Далее Вы утверждаете, что «значительная часть руководителей «политического православия» и введенных ими в обман (sic!) верующих принесли искреннее покаяние».
Во-первых, о каком обмане идет речь?
Во-вторых, мы знаем только одного человека, который принес покаяние за свою действительно политизированную деятельность - Валерий Кауров, глава Союза Православных граждан Украины. Поэтому, говоря о покаявшихся, речь можно вести не о «значительной части руководителей политического православия», а только об одном Каурове.
Что касается самого Каурова, то здесь надо было бы разобраться. Он действительно говорил о политическом православии. Известны его слова: «Социально-ответственное политическое Православие - вот наш контрпроект, наш ответ оранжево-коричневому хаосу». Но у многих вызвал удивление тот факт, что он очень быстро, фактически без сопротивления раскаялся в своем политическом православии. А ведь не все Ваши обвинения в адрес Каурова были справедливыми по существу. И он вполне мог бы их оспорить в церковном суде, но не стал. Остается только догадываться, почему он так поступил.
В связи с тем, что весь Союз Православных Братств Украины обвиняется Вами теперь понятно в каком «политическом православии», хотим и мы задать Вам ряд вопросов, из которых Вы поймете, что мы подразумеваем под политическим православием (без кавычек), а именно:
- не является ли политическим православием соборование Вами экс-президента Украины Ющенко В.А. (Великий Пост, апрель 2006 г., Киево-Печерская Лавра), который до этого возжигал менору в Киевской синагоге в иудейский праздник Ханука, и регулярно причащался и даже соборовался (в тот же Великий Пост 2006 г.) у анафематствованного Филарета? Согласно Правилам 70 и 71 Святых Апостол за одно только празднование с иудеями он должен быть отлучен от церковного общения.
- не политическое ли православие - признание Вами голодомора «геноцидом украинцев»?
- не политическое ли православие - раздача церковных наград сильным мiра сего, недостойным звания православного, как-то: боксеру Клычко, певичке Тине Кароль, главе Всеукраинского еврейского конгресса Вадиму Рабиновичу, Фирташу, президенту НАН Украины Патону, который поспособствовал присоединению Академии Наук Украины к международному союзу богоборцев, которые отстаивают в науке теорию Дарвина против теории креационизма (творения міра Богом), и им же несть числа?
- А принятие Блаженнейшим митрополитом Владимиром награды от упоминавшегося выше Рабиновича в виде еврейской шестиконечной звезды, в которую заключен крест (явное уничижение креста!) - это не политическое православие?
- А принятие им же (напомним, что он монах с именем Владимир!) звания Героя Украины от президента Украины под своим мірским именем Виктор - это не политическое православие? Не отказ это от своего монашеского имени ради мірской славы?
- Не политическое ли православие - благословения, награждения, поздравления президента, премьер-министра, председателя ВР Украины, депутатов, непосредственно разрабатывающих, принимающих и подписывающих богоборческие антихристианские законы и распоряжения, например: антихристианский Налоговый кодекс, узаконение в стране содомитов, введение ювенальной юстиции, гендерной политики и т.п., а также мэров городов и председателей облсоветов, проводящих в жизнь эти антихристианские законы, и при этом Ваше полное молчание по факту узаконения содомии и гендерной политики? А ведь в п. IV.7.ї Устава УПЦ МП, принятом Вами в 2007 г., сказано, что в обязанности Свящ. Синода входит «вираження позиції УПЦ з актуальних проблем сучасного суспільства». И вот результат такой конформистской позиции: содомиты заявили, что в этом году, в мае месяце намерены провести в Киеве гей-парад. Нет сомнения в том, что они захотят пройти по Лаврской улице, мимо Киево-Печерской Лавры, чтобы осквернить преподобных Отцов Печерских! Так, когда же Вы возвысите свой голос против этой мерзости?
- А как расценить тот факт, что Вы вычеркнули из истории Православной Церкви на Украине целый Собор УПЦ МП с епископами, священниками, монашествующими и мiрянами, который состоялся 22 декабря 1998 г.? Вспомните, накануне Церковного Собора 8 июля 2011 г. и митр. Владимир, и архиеп. Александр (Драбинко), и архиеп. Митрофан, и протоиерей Георгий Коваленко и иже с ними в один голос утверждали, что это первый за 20 лет Собор УПЦ МП. А некоторые даже называли этот Собор Поместным. А Собор 1998 г. уже не в счет?!
И здесь мы догадываемся, почему это было сделано. Очевидно, кого-то сегодня очень не устраивают те решения, которые были приняты на этом Соборе, а именно:
1) Собор категорически высказался против автокефалии УПЦ МП.
2) Собор направил специальное Обращение в высшие инстанции государства, в котором шла речь о необходимости предоставления государством альтернативы налоговым номерам. В результате такой активности всей полноты Церкви через полгода Верховная Рада Украины приняла закон, позволяющий христианам отказываться от ИНН и вставать на учет в налоговые органы по своим фамилии, имени, отчеству. Вот пример, достойный подражания.
Поэтому сегодня Вы делаете вид, что такого Собора не происходило. Более того, было изъято всякое упоминание об этом Соборе отовсюду, откуда можно только было изъять. К примеру, нет никакого упоминания о Соборе на сайте orthodox.org.ua, который считается сегодня основным сайтом Киевской митрополии.
Возможно, сами того не желая, но Вы сделали реальным эпизод из утопического романа английского писателя Джорджа Оруэлла «1984», показывающий, что переписыванием истории в тоталитарном государстве будет заниматься «министерство правды»! Вас не страшит такая аналогия?
- Не политическое ли это православие - называть анафематствованных украинских раскольников «братьями и сестрами»? Сам Господь Иисус Христос называет их «язычниками» (Мф. 18, 17), т.е. такими, которые на самом деле не верят в Пресвятую Троицу. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», - напрямую относится к этим раскольникам. Также Господь показывает, как надобно к ним относиться - как к мытарям, т.е. гнушаться ими как врагами Церкви, а значит и Бога. А архиеп. Александр (Драбинко) на своей вэб-конференции договорился до того, что причислил их к Церкви Христовой! Вот дословно, что он написал: «Українська Православна Церква не вважає тих, хто перебуває в розколі, якоюсь окремою юрисдикційною структурою або конфесією. Всі ми брати і сестри єдиної огорожі церковної (sic!). При цьому одні зібрані довкола справжнього канонічного Предстоятеля-пастиря, а інші скупчені поза кошарою, і вернутися стидно, і піти нікуди». Здесь полное противоречие как самому себе, так и єкклезиологическому учению Православной Церкви, согласно которому раскольники, а тем более анафематствованные, не являются членами Церкви Христовой и поэтому не могут называться нашими братьями и сестрами, даже заблудшими. Фактически это еретическое высказывание, но никаких мер прещения, насколько нам известно, к нему принято не было.
Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, помогите архиеп. Александру, наконец, разобраться, овец какого стада он пасет! Может, он забрел не в ту «кошару»?
- И, наконец, разве это не политическое православие - навязывание в Христовой Церкви почитания богоборца, кощунника и еретика Шевченко, которого безбожное украинство сделало своим идолом? И как мы должны расценить после всех наших протестов против поминания его имени в Церкви выступление Блаж. митр. Владимира перед семинаристами КДАиС с большим докладом о творчестве Шевченко, в котором он полностью оправдал богоборческие стихи Шевченко и всю его антимонархическую деятельность, придав им социальную направленность? Такого от Предстоятеля Украинской Православной Церкви мы не ожидали. Но что об этом говорить, если в его рабочем кабинете, в котором он принимает гостей и вручает награды, висит портрет Шевченко вместе с иконами Спасителя и Богородицы.
Итак, тезис о «политическом православии» (в Вашем понимании!), якобы присущем деятельности Лукияника и СПБУ, не выдерживает серьезной критики и не может служить фактором обвинения.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что нет никаких достаточных оснований обвинять Лукияника в тех действиях, которые изложены в обвинительном решении Свящ. Синода от 28 июня 2011 г. Поэтому просим Предстоятеля нашей Церкви, Председателя и всех членов Свящ. Синода УПЦ снять с Лукияника необоснованно наложенное на него прещение - отлучение от церковного общения на неопределенный срок.
Если все же Свящ. Синод посчитает наши аргументы неубедительными, то пусть состоится церковный суд в соответствии с Канонами и Уставом УПЦ МП, на котором Лукиянику будут предъявлены аргументированные обвинения (с учетом наших замечаний), с предоставлением оправдательного слова как самому Лукиянику, так и его защите. Со своей стороны, мы, нижеподписавшиеся, готовы на этом суде свидетельствовать в пользу Лукияника.
С любовью во Христе и просьбой Ваших молитв прихожане Львовского Свято-Георгиевского храма Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:
Представитель Союза Православных Братств во Львовской обл.,
Манжар Виктор Владимирович
Прихожане Свято-Георгиевского храма г. Львова:
Дочук Е.А.
Дочук Л.А.
25 февраля 2012 г.
P.S. Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Ваши Преосвященства! Мы направляли к Вам столько Обращений по разным поводам, но никогда ни разу не получали от Вас ответа ни лично, ни в открытой печати. Президент, премьер-министр, другие государственные деятели нам отвечают, но Вы никогда. Может, в этот раз Вы нарушите свое молчание и дадите нам ответ на наше Обращение.
Было бы очень хорошо, чтобы и наше Обращение, и Ваш ответ на него был опубликован открыто в церковной прессе, например, в «Церковной православной газете». Поймите, мы не ищем никакой личной выгоды, но стараемся исполнить завет Господа нашего Иисуса Христа - ревновать об Истине.