"... претерпевший же до конца спасется"
Евангелие от Матфея 10:22
Страшные вести приходят со всех концов матушки-Руси. Запуганный истеричными СМИ, обманутый политиками, брошенный пастырями многострадальный народ наш убивает себя.
По числу самоубийств Россия занимает первое место в мире. В прошлом году этот показатель составил 29 на 100 тысяч населения, тогда как в мире в среднем эта цифра равна 14 на 100 тысяч. Каждый год у нас от суицидов гибнет больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях. Причем, как правило, во всех остальных странах чаще всего самоубийство совершают люди от 65 лет и старше. Но в России другая специфика - в нашей стране пик суицидов отмечается в группе 35-60 лет, особенно у мужчин. Держава стремительно теряет своих защитников и отцов, а вместе с ними - надежду на достойное будущее.
Так, в 2007 году вследствие суицида в стране погибли 41 тыс. 329 человек - это население небольшого города. По мнению социологов, официальная статистика самоубийств отличается от реальных цифр примерно в 2 раза, так как в нее попадают только явные случаи. Никем не фиксируются неудачные попытки ухода из жизни, количество которых в 7 раз больше, чем статистика законченных самоубийств. Для сравнения: во всей Российской империи, население и территория которой значительно превосходили нынешнюю Россию, уровень самоубийств (на 100 тыс. жителей) составлял в 1803 г. 1,7; 1829 г. 2,6; 1838 г. 2,9 (т.е. в год налагали на себя руки от 582 до 1626 человек). Статистика за 2008 годе еще не опубликована, но известно, что конец года отмечен небывалым числом самоубийств, связанных с наступлением так называемого мирового кризиса.
В Новосибирске только за сутки 8 декабря врачи скорой помощи госпитализировали 15 человек, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. Как сообщила СМИ заместитель главврача центральной городской скорой помощи Тамара Савичева, средний возраст самоубийц - 35 лет. "Способы все 15 человек выбирали разные - от таблеток до порезов вен. Всех вовремя успели спасти, сейчас они находятся в местных больницах", - сказала врач. "Это очень большой всплеск попыток самоубийств. В среднем, мы регистрируем по городу не больше пяти в сутки", - отметила Савичева. Среди причин, толкнувших новосибирцев на самоубийства, она выделила финансовый кризис.
Кризис вынудил покончить с собой и жителя Новокузнецка, работавшего на руководящей должности одного из заводов. По словам матери погибшего, 2 декабря ее сыну 1963 года рождения позвонили с работы и сообщили о сокращении. После этого мужчина впал в депрессию и 6 декабря уехал на дачу. Там он покончил с собой, выстрелив себе в голову из ружья.
На прошлой неделе "Европейско-Азиатские новости" сообщило, что в Каменске-Уральском количество суицидов возросло в полтора раза. Чаще всего свести счеты с жизнью пытались каменцы от 18 до 35 лет с помощью лекарственных препаратов. Среди рассматриваемых причин - финансовый кризис, массовые увольнения, отсутствие средств к существованию.
9 декабря "Комсомольская правда" написала о двух инцидентах - в Омской области и Воронеже. Омский брокер, как подозревают, покончил с собой из-за невозможности отдать долги в условиях кризиса, а их у него накопилось более полумиллиона рублей. В Воронеже мужчина нанес себе проникающее ранение ножом в живот - так же от невозможности выплатить долги. По данным "Новых известий" в начале декабря в Новосибирске мужчина застрелился из обреза в собственном автомобиле. Он оставил предсмертную записку, в которой написал, что решил покончить с собой из-за долга по кредиту в размере 1,5 миллиона рублей. В тот же в этом же городе застрелился 34-летний директор мехового ателье. По предварительным данным, он также покончил с собой из-за сложностей в бизнесе.
Недавно INFOX.ru сообщил, что в Петербурге в своей квартире покончил с собой 39-летний генеральный директор фармацевтической компании. Этот сектор рынка достаточно сильно пострадал из-за кризиса. Жена предпринимателя обнаружила его с пулевым ранением в голову - он выстрелил в себя из охотничьего ружья 12-го калибра. За два месяца до этого, в сентябре, из окна 16-го этажа своего дома выбросился его заместитель. В начале октября покончил с собой известный екатеринбургский предприниматель Александр Доронин. Ранее из-за финансового кризиса он заявил о закрытии крупной ресторанной сети в городе. Доронин оставил предсмертную записку, в которой свой поступок объяснил давлением властей и финансовым кризисом.
"Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса, - писал святитель Николай Сербский, - "Кризис" - слово греческое, в переводе оно означает "суд". Мудрый царь Соломон говорил, что от Господа придет суд всякому. Замени слово "суд" словом "кризис" и читай: "от Господа придет кризис всякому"
По словам святителя, прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово "суд" вместо слова "кризис". Сейчас слово "суд" заменили словом "кризис", понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: "суд Божий!", наводнение - "суд Божий!". Начиналась война или эпидемия - "суд Божий!"; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно - "суд Божий!". Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не "судом", а "кризисом". Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово "суд", была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова "суд" словом "кризис", малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти. Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому. Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "суд Божий!" .
Без этого, без всенародного покаяния нет, и не будет исцеления от эпидемии смертного греха, поразившего наше общество. Н. А. Бердяев в психологическом этюде "О самоубийстве" писал, что самоубийство потому противно Православию, что оно есть отрицание трех высших христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Для самоубийцы теряется вера, и Бог перестает быть силой, которая управляет жизнью. Самоубийца человек, который потерял надежду и впал в грех отчаяния и уныния. Самоубийца лишен любви, так как только одинокий человек всецело замыкается на личных проблемах переживаниях, не считаясь с чувствами родных, друзей, близких.
Язычники считали акт самоубийства "смелым" поступком, признаком сильной воли. Но с христианской точки зрения самоубийца не герой, а трус, так как подлинная смелость заключается не в стремлении избежать душевных страданий, неприятностей и несчастий, а в умении мужественно принять и перенести их. Кроме того, древняя мудрость гласит: каждому человеку выпадает в жизни ровно столько страданий, сколько он может перенести не более того. Нет таких обстоятельств, которые не смог преодолеть с Божией помощью человек, оказавшийся перед трудным сплетением жизненных проблем.
Православие всегда резко отрицательно относилось к самоубийствам. С первых веков христианства было запрещено не только отпевать самоубийц, но и хоронить их на православном кладбище. В Военном уставе Петра I от 1716 года было записано, что самоубийцу необходимо привязать к лошади, волочить, потом повесить за ноги. Позорной смертью, полной изменой самому духу христианства, нежеланием нести свой жизненный крест, отказом от преданности Богу и надежды на Него так называет самоубийство игумен Филарет в своей книге "Конспект по нравственному богословию".
Налагающий на себя руки христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца и как Искупителя. Такое деяние может быть только плодом полного неверия и отчаяния в Божественном Провидении, без воли Которого "и волос с головы вашей не пропадет терпением вашим спасайте души ваши" (Лука 21, 18-19). А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на сознательного самоубийцу, как на духовного потомка Иуды предателя, который отрекшись от Бога и Богом отверженный, "пошел и удавился" (Матф. 27, 5). "Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал" писал блаженный Августин.
Впрочем, слов осуждения итак достаточно наговорит любой фарисей и книжник. Давайте не будем забывать: вина за то, что Россия стала крупнейшим поставщиком ада по количеству самоубившихся душ лежит на всех нас. Именно этот показатель, наряду с продолжительностью и качеством жизни народа, должен быть главным при оценке социального служения как государства, так и Церкви. Если смотреть правде в глаза, то до самоубийства людей зачастую доводит наше равнодушие, пастырская теплохладность, дефицит братской любви и сострадания.
Поэтому и надо в первую очередь озаботиться тем, чтобы вместо слов красноречивого обличения, найти для отчаявшихся людей слова утешения. В самой богатой стране мира народ убивает себя, а громкоговорящие пастыри его безмолвствуют и бездействуют, повязанные по рукам и ногам сребролюбием и властолюбием. В заботах о том, как бы собрать побольше денег для оплаты епархиальных взносов, ремонта и клироса, наши батюшки стали забывать о подлинном милосердии. Приюты и богадельни финансируются редкими частными спонсорами, единой общецерковной программы социального служения на практике не видно. Результат, как говорится, налицо. Народ к попам стал относиться как к партийным функционерам, для которых моральный кодекс - средство воспитания подчиненных, а не норма жизни. Больно и грустно, но ситуацию надо исправлять: не на словах, а на деле помогать попавшим в беду людям.
Думается, что это задача - номер один для будущего Патриарха. России не нужен на этом посту шоумен и телепроповедник, в котором народная совесть безошибочно чувствует ложь. Нам, как воздух, необходим истинный пастырь, готовый душу свою положить ради спасения нации. Мало по-фарисейски призывать других к покаянию, из-под рясы торгуя водкой и сигаретами, надобно и самим почаще каяться. Добрыми делами исправлять допущенные ошибки. Тогда Господь и ниспошлет Утешителя - Дух Истины, тогда, приняв жертву Правды, откроет путь ко спасению. Потому, что для Бога нет ничего невозможного, выход есть всегда и из любой ситуации, надо только верить, надеяться, любить и не отступать от Творца: "просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". (Мф.7.7).
Максим Лесков