|
Немецкое издательство Thienemann verlag объявило о решении переиздать классическую книгу детского писателя Отфрида Пройслера "Маленькая Баба-Яга", улучшив ее в духе времени - из текста выбросят слова "негр" и "негритенок".
Кроме того, радуясь собственной смелости, немцы уточнили, что до Пройслера уже успели поправить Астрид Линдгрен - в ее "Пеппи Длинном Чулке" негритянский король легким движением руки превратился в "правителя южных морей". И это только начало, обещают немецкие издатели: в Thienemann verlag твердо намерены прошерстить и другие классические произведения, вытравив из них всю заразу неполиткорректности.
Как год начнется, говорят, - так и покатит. И хотелось бы отмахнуться - ну поправили сказки, эка безделица! - а не стоит. Совсем неспроста эти глупости, вот что всего печальней. Научились-таки в наше время находить черных кошек в черных комнатах, причем именно тогда, когда их там нет.
Нельзя стрелять вилкой в мышей
Детский писатель Пройслер известен не только у немцев, издается по всему миру. Есть даже российский мультфильм 91-го года по той самой "Маленькой Бабе-Яге". Так что рано или поздно Пройслер должен был попасть в мясорубку политкорректности: в нее отправляют все, что в мировой культуре шевелится. И в первую очередь как раз идут авторы "детские". Истории выглядят курьезными, на грани или за гранью идиотизма, но дело-то движется. Вот лишь несколько нелепых фактов из этого мутного потока.
Лет десять назад американские прокатчики заставили авторов переделать готовый полнометражный анимационный фильм "Щелкунчик и Мышиный король". Возмутило их, что игрушечный негритенок представлен слугой, а также игрушечный пистолет, стрелявший в мышей вилкой (его заменили пушкой-хлопушкой с конфетти, чтоб не обижать защитников животных).
Американским школьникам предложили изучать "облегченную" и усовершенствованную литературную классику, из которой изъяты любые упоминания о национальной и религиозной принадлежности, о героях с какими-либо странностями, выпивающих или оголяющихся. У Чехова в рассказе "Переполох" исчезли даже слова горничной о том, что барыня, искавшая пропавшую брошь, заставила слуг раздеться догола.
Конька-горбунка в целях той же политкорректности американцы сделали "волшебным пони". И уже британская театральная компания Oddsocks Productions превратила "Горбуна из Нотр-Дама" в "звонаря". Чтобы инвалидов, людей с физическими недостатками не обижать. Это объясняют всерьез - и это всерьез подхватывают многие.
В 2000 году всплыла докладная записка некой Джоанны Т. Райт, советницы по культуре губернатора штата Аризона, - "О программе образования в школах, финансируемых за счет бюджета штата". Записка красноречива настолько, что теряешь дар речи: "Считаю необходимым… рассмотрение вопроса об исключении из образовательной программы произведений Д.Р.Р. Толкиена в связи с их противоречием принципам политической корректности". Обнаружив в книге "неприкрытую пропаганду расовой, половой, религиозной и сексуальной неполноценности", вышеозначенная Джоанна ставит на авторе крест: "Подобные недостатки могут быть терпимы в произведениях XIX века и более ранних, сопровождаемых комментарием преподавателя, объясняющим причины подобной нетерпимости, связанные с низкой степенью развития общественного сознания. Но книги Толкиена появились уже после появления базовых принципов политической корректности и потому, очевидно, носят деструктивный характер". У Толкиена же Джоанна Т. Райт обнаружила половую дискриминацию: ибо лишь 10 процентов персонажей книг - женщины.
Лет пять назад Британское агентство образовательных технологий таким же макаром осудило известную сказку о трех поросятах. Точнее, созданную на ее основе обучающую компьютерную программу для школьников "Три маленьких ковбоя-строителя". Во-первых, чиновников беспокоит, что присутствие поросят неприятно мусульманам. Во-вторых, нервирует ложная профориентация: "Что же выходит, все строители - свиньи?".
То же агентство образовательных технологий, вдохновляясь расовой политкорректностью, поправило детскую песенку: "Бе-е, бе-е, черная овца" перелатали в "Бе-е, бе-е, разноцветная овца". Из сказки про Белоснежку ликвидировали семерых гномов - чтобы не ранить людей невысокого роста. А в знаменитой истории о Шалтае-Болтае поменяли грустный финал (он, как известно, свалился во сне, и собрать его не уже не смогли) - чтобы читатели не переживали.
В Гарвардском университете несколько лет назад уволили ректора, рассказавшего о том, что у его сына не было никаких проблем с дифференциальным исчислением, а с дочками всю начальную школу приходилось делать домашние задания вместе. Это признали дискриминацией женщин! И это было бы смешно - если б все это не было всерьез.
А вот еще одна сторона политкорректности, не менее важная. Нью-йоркские школы запретили к Рождеству украшать иллюстрациями из Евангелия. В Европе то там, то тут всерьез принялись обсуждать, не запретить ли елки, чтоб не оскорблять нехристиан? В школах Баварии убрали из классных комнат Распятия… Но вот что странно. В том же Нью-Йорке, запретив символы христианские, использовать символику иудейскую или мусульманскую к праздникам - разрешили. А когда французы решили убрать из госшкол исламские символы, пошли вдруг волны возмущений такой неполиткорректностью. Отчего же так-то? Корректность - так одна на всех вроде бы? А все не так, потому что…
Что говорят исследователи политкорректности
Кажется, никакой логики тут не найдешь, не говоря о здравом смысле. А скажешь что-нибудь недоброе тут у нас про такое вот нашествие политкорректности, - немедленно запишут тебя в лапотники и чушки дремучие.
Так что мне было безумно интересно узнать: оказывается и в той же Америке, и в той же Германии, и в прочих странах существуют вполне ученые люди (лингвисты, социологи и прочая), которые давно уже проводят серьезные исследования этого феномена. То есть, как бы мир ни сходил с ума, здравый смысл все же обнаружить еще можно. Хотя бы для того, чтобы уяснить, как и отчего политкорректность стала удобным инструментом манипуляции сознанием.
Вот несколько наблюдений и выводов из этих исследователей. В них, мне показалось, есть хоть какое-то объснение распространяющемуся в мире безумию.
Сам термин "политическая корректность" был предложен президентом Американской Национальной организации в защиту прав женщин Карен де Кроу, широко используется с середины 80-х годов XX века. А за 20 лет до того, начиная с 60-х годов, в системе американского школьного образования стала прививаться "терпимость по отношению к прорехам в знаниях учащихся из уважения к их собственному мнению и чувству собственной значимости".
С тем, чтобы избавить детей от стресса, связанного с необходимостью слишком много читать и слишком напряженно думать, в школах, например, стали уменьшать объемы литературы, обязательной для прочтения. Стали вводить цензы и квоты, чтобы поступить в школы представителям расовых меньшинств стало легче, чем представителям большинства. Скоро заметили: уровень знаний - в частности, языка, - стал падать стремительно… А к 80-м годам эти повзрослевшие школьники 60-х, "не вполне овладевшие духовной культурой, ожидающие уважения к их мнению и подтверждения их чувства собственной значимости, но не всегда получающие их", - начинают ощущать определенную "недостаточность" своего состояния, поскольку живут в обществе, большая часть которого представлена старшими поколениями, владеющими недополученной ими культурой.
Как выйти из этой культурной нестыковки? Тогда и пошла в ход политкорректность. Меньшинство не должно чувствовать себя ущербным, посему большинству стоит потесниться. Причем, следствием этого становится умножение в обществе не только числа, но и разнообразия фобий. В каждой стране у политкорректности свой образ врага, свои особенности, однако общим вдруг стало - вытеснение европейской культурной традиции с лежащим в ее основе христианством. Роберт Хьюз, Майкл Бернес и Роберт фон Римша пишут об этом, как о новой "культурной войне". Питер Дж. Бьюкенен: "Наконец, выросло новое поколение… Гомосексуализм, порнография, грубая брань с телеэкранов и в кинофильмах, матерщина в текстах песен - все это окружало их с колыбелей. Неудивительно, что многие представители этого поколения пребывают в полной уверенности: прежняя Америка была средоточием зла. Традиционная культура им попросту непонятна". Языковед Л. Лобанова в монографии "Новый стиль речи и культура поколения. Политическая корректность" надеется, что это все же еще не культурная война, а "конфликт поколений".
Но в том, что политическая корректность стала инструментом для манипуляции обществом, исследователи все, как один, согласны. Новые поколения подгоняют культуру под свои новые, облегченные стандарты. И уже совсем нетрудно - подвергнуть остракизму, осудить, признать недопустимым любое неудобное, неугодное (вопрос - кому?) слово, жест, образ, манеру речи, книгу, а то и в целом систему образования. Ну в самом деле, отчего по всему миру, там и тут, то и дело суетятся вокруг школьных реформ, - а всюду они выходят какие-то кургузые? Случайно ли всюду озабочены одним: как все облегчить, учебники упростить, сказки выскоблить, романы преподносить как комиксы, школьника избавить от "лишнего" мозгового усилия, а весь процесс учебы стерилизовать до уровня картинок и тестов.
Отчего же не вымарать из сказок "горбунков" и "негров", когда дело катится к постепенной стерилизации всей прежней мировой культуры? От нее одни стрессы и раздумья. А время не то, новый век, скорость, думать некогда, надо по жизни вертеться.
Нужны спецзоопарки для клопов
Одним словом, припадков политкоректности явно не избежать и нам. Не удивляйтесь, но на мой взгляд - об этом говорит и то, с каким безумием, в самых нелепых (главное - "как у них"!) формах у нас хватаются внедрять что угодно, вплоть до поголовного истребления курильщиков в пользу некурильщиков. Истребление - ради вашей же пользы. А чем наши неполиткорректные "сказочники" лучше "курильщиков"?
Вот возьмем Маяковского. Ему уж точно не сдобровать. Строчки "Да будь я и негром преклонных годов, / и то, без унынья и лени, / я русский бы выучил только за то…" - придется переписать начисто. Во-первых, убрать негра - это понятно, заменить на пенсионера непределенного цвета. Во-вторых, убрать строку про то, "что им разговаривал Ленин" - этот персонаж неполиткорректен. Русский учить ради него не стоит. Ради кого же? Может, Пушкина? Нет, у Пушкина и "негры" в стихах мелькали, и над "попами" у него работник Балда насмехается. Да и "арап" - звучит как-то обидно… Лермонтов? А у него "жиды" встречаются. Гоголь? А он писателей "бумагомараками" обзывал, а "чиновников" и вовсе… Нет, Гоголь не подойдет. Кто же, кто?
Посмотришь-посмотришь, а выходит, и некого: кругом в русской литературе неполиткорректность одна. Так что проще Маяковского убрать. Ну и еще кого-нибудь. Да и русский так уж прямо учить не обязательно - это ведь тоже может оскорбить чувства тех, кто им не владеет.
Такая выходит петрушка.
Тут поднимаются "почвенники" с истошным криком "оградим себя забором неприступности"! А супротив их "западники", пишут вот так: "Ну да, вспоминается недавний инцидент с попыткой запрета упоминания в лекциях по астрономии "черных дыр", потому что этот "явно негативный термин" оскорбляет цветное население. Но это единичные случаи, принимающие характер случайных курьезов. Если смотреть с российской стороны на европейскую, а тем более американскую политкорректность, то получается, никакой свободы, а один цирк. Но это только так кажется… На самом деле система европейских и американских приличий (возведенных, как получается, в закон) пытается выровнять то, что было смято, искорежено в прошлом. То есть защитить тех, кого называли меньшинством". И так далее. Что делать с криками почвенников и западников, не очень понятно. Все вроде о чем-то радеют, а что бестолково как-то, это уж извините.
Что делать, что делать? Да радоваться надо, книжки переписывать - поезда теперь не будут давить анн карениных, баре не обидят катюш масловых, чацкие, онегины и печорины перестанут дурью маяться, раскольниковы скорее себя зарубят, чем старушек. Стерилизация в литературе случится повсеместная, книжки перестанут пугать травмоопасностью мира.
И будет всем хорошо, понимаете? Всем недоучившимся, недовоспитанным меньшинствам перестанет быть обидно.
У того же Маяковского в комедии "Клоп" было, кстати, описано это будущее счастье. Пролетарский герой Присыпкин, кто не помнит, попал в будущее, где его посадили в клетку с четырьмя фильтрами. Через фильтры эти наружу просачивалось лишь то, что не оскорбляет слух глазеющих. Скажет, к примеру, "негр" - а слышится "афроамериканец". И граждан зазывают в этот зоопарк политкорректности: "Смотрите, сейчас оно будет так называемое "курить!"
Ну да, зоопарк - такое нам светит будущее. Вот для чего, оказывается, цивилизация и строилась как система условностей, флажков и вешек, помечающих территорию морали, права и ума. Политкорректность все и всех распределит по клеткам с табличками: сюда присыпкиных, туда "маленькую колдунью", дальше винни-пухов с пятачками, чтоб не портили воздух. Количество клеток будет зависеть от степени общественного лицемерия. И чем чаще школьников станут гонять сюда на экскурсии - тем больше в будущем появится клеток, загонов и вольер.
Тут ведь любой двоечник почувствует себя человеком. Несколько нехитрых приемчиков, гримирующих любое убожество, - и ты освоил азбуку политкорректности. Избавляемся от условных негров, колдуний и поросят - и получаем зоопарк стерильности. Именины сердца для лицемеров, хитрецов и недоучек.
…А между прочим, когда сослуживец Швейка, кадет Биглер заявил о своем праве на порцию офицерской ливерной колбасы, подпоручик Дуб взвился: "Прошу констатировать, мне уже в третий раз наносят оскорбление!" Биглер долго бодался с Дубом на сей счет. Но значения их перепалка, как выяснилось, не имела. Пока они пудрили друг другу мозги и путались в корректности формулировок, ливерную колбасу съели другие.
Что вычеркнуть из русской литературы
У Пушкина - вычеркнуть "негров" и "жидовские души": "А я, повеса вечно праздный, / Потомок негров безобразный…" ("Юрьеву"). В "Скупом рыцаре" - "Да знаешь ли, жидовская душа, / Собака, змей! что я тебя сейчас же / На воротах повешу".
Гоголь оскорбляет таможенников: "(Чичиков) видел, какими щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже он говорил со вздохом: "Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись!" ("Мертвые души").
Тургенев оскорбляет бедняков обидным указанием на их "бедность”: "И без говядинки обойдемся, на нет и суда нет. Бедность, говорят, не порок" ("Отцы и дети").
Достоевский оскорбляет пенсионеров указанием на их старость: "Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку..." ("Преступление и наказание").
Чехов оскорбляет толстых и лысых, так прямо их и называя: "Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть не по пояс; и с ним вышли две собаки. "Луна-то, луна!" - сказал он, глядя вверх" ("Человек в футляре").
Толстой нервирует некурящих описаниями курения в общественных местах: "В вагон входили и выходили едущие на короткие расстояния, но трое ехало, так же как и я, с самого места отхода поезда: некрасивая и немолодая дама, курящая, с измученным лицом, в полумужском пальто и шапочке…" А с дамой - господин, который "на заговариванья соседей отвечал коротко и резко и или читал, или, глядя в окно, курил…" ("Крейцерова соната").
Бунин оскорбляет и цыган, и негров, и голых, и вообще черномазых: "…Всюду собаки, лошади, мулы, козы - до сих пор не понимаю, чем и где все это кормилось, - множество голых, черномазых, курчавых детей, женщины и мужчины, похожие одни на цыган, другие на негров, хотя не толстогубых..." ("Весной, в Иудее").
Есенин тоже оскорбляет всех "черных”: "Черный человек! / Ты прескверный гость. / Это слава давно / Про тебя разносится" ("Черный человек").
Шолохов оскорбляет чувства современных защитников животных и работников наркоконтроля: "Кошевой яростно хлестал лошадь, скакал, разыскивая свой косяк".
Булгаков оскорбляет всех длинных людей: "Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо" ("Мастер и Маргарита).
Носов, напротив, обзывает всех, кто ростом не вышел: "Рассказывайте! Рассказывайте еще! - завопили коротышки хором… Некоторые от нетерпения даже застучали по полу ногами ("Незнайка на Луне").
Игрушки "унисекс": вон, гендерные стереотипы!
Накануне Рождества шведская компания по производству игрушек выпустила необычный каталог. Все девочки там расстреливают воображаемых врагов из лазерных пушек, а мальчики нянчатся с куклами. Таким образом фирма ответила на упреки в пропаганде гендерных стереотипов. Сегодня в Швеции упорно пытаются отучить девочек быть девочками, а мальчиков — соответственно, мальчиками.
Открыв ежегодный рождественский каталог игрушек, шведские родители испытали удивление, а возможно, и облегчение. Последний "бастион", пропагандирующий у детей жесткие гендерные стереотипы, наконец пал.
До этого картинки в журнале крупнейшего шведского производителя игрушек выглядели чересчур сексистскими. Девочки там изображались исключительно в розовых платьях принцессы, строили кукольные домики и возились с куклами. Мальчики в свою очередь гоняли в мяч, играли в машинки и целились из автоматов.
Неизвестно, сколько еще продолжалось бы подобное безобразие, если бы на него не обратил внимание шведский рекламный регулятор. Он-то и обвинил производителя игрушек в излишнем сексизме, то есть навязывании покупателям конкретных гендерных стереотипов.
Борьба с этими самыми стереотипами ведется в Швеции уже несколько лет. Самое яркое ее проявление — запрет в одном из местных детских садов местоимений "он" и "она" и замена их безликим "оно". Воспитатели уверены, что привычные роли, распространенные в обществе, когда девочки играют в куклы, а мальчики — в войнушку, чересчур подавляют детей. И когда они вырастут, то сами выберут, кем им комфортнее себя ощущать — мужчиной или женщиной.
Как говорится, ничто не ново под луной. Александр Кузнецов, президент Ассоциации детских психологов, в интервью "Правде. Ру" рассказал, что когда-то подобный эксперимент над детской психикой уже проводился в Израиле. Тогда детей изолировали от их родителей, собрали в кибуце и воспитывали, не делая никаких различий между мальчиками и девочками.
"Цель эксперимента была — доказать, что наше общество неправильное, поскольку оно навязывает с детства мальчикам и девочкам совершенно определенные роли. А вот если не навязывать, то все пойдет "естественным" путем: девочки захотят занять руководящие позиции, а мальчики начнут шить и вышивать", — рассказывает Александр Кузнецов.
Но эксперимент полностью провалился или наоборот — удался, потому что подтвердил, что существуют генетические предрасположенности к типу поведения. Девочки даже при таких условиях воспитания уклонялись от того, чтобы занять руководящую должность, а мальчики так и не захотели вышивать крестиком.
Как замечает Александр Кузнецов, "нельзя разбавить тестостерон (мужской гормон) в крови и заменить его эстрогенами".
Но в Швеции, видимо, об израильском опыте не знают. Или решили, что их эксперимент окажется более успешным. Главное, чтобы ребенку ничто вокруг не напоминало о "традиционных" ролях мальчиков и девочек.
Производитель игрушек после предупреждения немедленно исправился. Теперь из пушек стреляют исключительно девочки, а мальчики нянчат кукол и чистят игрушечным пылесосом кукольный домик. Директор по продажам в интервью The Daily Telegraph заявил, что теперь каталог полностью соответствует требованиям времени и по-новому осмысляет гендерные роли: "Никаких игрушек конкретно для мальчиков и конкретно для девочек. Просто игрушки для всех детей".
Розовые наряды на девочках также перекрасили в синий цвет. Правда, нарядить мальчиков в платья принцесс — для окончательной победы равноправия — издатели каталога все же не решились. Но, возможно, этот удачный рекламный ход оставлен для следующего года.
Ключевые Cлова: оскорбляет, mdash, политкорректности, чтобы, когда, негров, игрушек, детей, черных, только, этого, мальчики, несколько, всерьез, девочки, делать, говорят, убрать, стоит, сказки.
|
|