|
Дорогой о.Александр! Взаимно отношусь к Вам с глубоким уважением, а также полностью разделяю Ваш и многих православных русских патриотов праведный гнев по отношению к личности и деятельности покойного Б.Березовского. Вне всякого сомнения, последний был заклятым врагом России, русского народа и Русской Православной Церкви. Любой желающий легко может убедиться, что я говорю это совершенно искренне, достаточно прочитать мои прошлые статьи о Березовском, особенно одну из последних, за 25 марта: «Враги России Св.Писанием могут назидаться на примере Б.Березовского», в которой я приличествующими последнему словами Псалтири ясно показал свое крайне отрицательное отношение к нему.
Теперь объясню, почему я единожды помолился за «раба Божия Бориса». Когда утром 26 марта СМИ сообщили о возможном убийстве Березовского, мне сразу на ум пришла конспирологическая версия этого убийства. Замечу, такую версию высказываю не только я, но и ряд других лиц, например, лидер ЛДПР В.Жириновский. Который прямо говорит, что это убийство совершили британские спецслужбы, кои таким образом хотели помешать бывшему олигарху вернуться в Россию. Причем Жириновский приводит очень интересные, ранее неизвестные факты. Так он утверждает, что незадолго до своей смерти Б.Березовский вел лично с ним переговоры о своем возвращении, причем обещал после приезда в РФ обнародовать сведения и документы, диаметрально меняющие представления об известном убийстве Литвиненко и полностью оправдывающие депутата Госдумы от ЛДПР А.Лугового от обвинения в этом убийстве. На основании сего Владимир Вольфович делает совершенно логичный вывод, что уже одно это очень не понравилось спецслужбам Запада (вероятно, и организовавшим данную антироссийскую провокацию с «радиоактивным полонием»). А ведь сколько еще другого «разного-незаразного» мог рассказать беглый олигарх, вернувшись домой?! Например, о недавней попытке устроить в России «оранжевую» революцию, одним из ключевых игроков которой был он сам! Согласитесь, дорогой о.Александр, что такая очень неприятная для местных и других «джеймсов бондов» перспектива вряд ли их очень обрадовала, в лучшем случае угрожая их задницам, которые из-за такого прокола могли быть форсировано выдернуты из теплых кресел соответствующих контор, а в худшем – угрожая и их головам. Поэтому, вместе с Жириновским, очень логично предположить, что эти «бондовские» задницы решили данную проблему методом, который сами приписывают И.В.Сталину, мол: «Нет человека – нет проблемы».
Следовательно, очень вероятным является предположение, что раба Божия Бориса убили именно за то, что он хотел вернуться в Россию, раскаявшись в том зле, которое сотворил против нее и ее народа. А также за то, что он хотел сделать что-то доброе и полезное для России и русского народа, разоблачив свою собственную прошлую антироссийскую деятельность, а также деятельность других врагов России. Именно в этом смысле можно истолковать известное «покаянное письмо» Б.Березовского, опубликованное на РНЛ 27 марта, особенно его последние слова: «Я понимаю, что покаяние – не только слово, но и дело. И оно последует».
Так вот, только под этим предлогом раскаяния раба Божия Бориса я был согласен помолиться за него. И, однако же, даже в этой ситуации такая молитва мне… претила. Уж очень заклятым врагом моей Родины и моего народа был сей беглый олигарх!!! Тут я, повторяю, совершенно согласен в оценке его демонически разрушительной деятельности как с Вами, дорогой о.Александр, так и с теми православными русскими патриотами, которые дали соответствующе резкую оценку этой личности. Поэтому, чтобы понудить себя на такую заупокойную молитву, я и привел себе на память слова Спасителя о том, что нам нужно молиться за своих врагов (Мф. 5: 44-47), и только после этого единожды помолился за упокой раба Божия Бориса, в уповании, что перед смертью он все-таки раскаялся и пытался принести покаяние.
К моему величайшему сожалению, Вы, о.Александр, а также ряд других православных отец, братьев и сестер ошибочно решили, что я этим «прямо призываю молиться за упокой раба Божия Бориса». В этой ошибке виноват я, поскольку не совсем точно выразил свою мысль. Прошу прощения, дорогие отцы, братья и сестры, за эту ошибку! Этими своими словами я понуждал на данную заупокойную молитву лишь самого себя, а не призывал еще кого-то молиться ею!!!
Да и я сам помолился за упокой раба Божия Бориса, повторяю, лишь единожды, т.е. один тот раз на РНЛ, помолился под влиянием вышеприведенных соображений о его возможном покаянии и желании принести достойный плод оного, за которое он и был убит. А вообще-то, в моем личном помяннике этого имени нет, что и неудивительно. Ведь мы, православные священники и просто христиане обычно молимся за упокой лишь наших покойных родственников и близких друзей. А за других покойных православных христиан молимся только в том случае, если на это есть уважительные причины, например: к нам с достойной внимания просьбой об этом обратятся родственники или близкие друзья неизвестного нам умершего. Само по себе крещение в Православии раба Божия Бориса, а также то, что он, возможно, желал покаяться, еще не является достаточной причиной для постоянной молитвы за него совершенно чужих ему людей. Ведь только в России каждый день умирают сотни, если не тысячи русских людей, крещенных в Православии, а затем отпавших от него в мирскую суету, но, возможно, желающих в конце жизни принести покаяние. Если уж мы желаем постоянно молиться за упокой совершенно чуждого нам Бориса Березовского, то тогда тем более должны постоянно молиться и за всех этих русских людей, поминая каждого по имени. Почему же мы это не делаем? Да потому, что это физически невозможно. А физически это для нас, обыкновенных, т.е. не святых, христиан невозможно потому, что так устроил Сам Господь, чтобы мы, взяв на себя больше, чем можем понести, не надорвали свои слабые духовные силы. И чтобы мы не впали в гордыню от чрезмерных подвигов и не были бы осуждены вместе с павшим от гордыни денницей. Так что, как любил говаривать один очень рассудительный батюшка: «Не надо делать то, что не надо делать».
Да и то скажу, что уже ранее говорил. За таких отъявленных грешников, как Б.Березовский, очень держится сатана и все его воинство. Поэтому заупокойная молитва за него неопытного молитвенника может оказаться очень опасной для последнего. Судите сами: вот я неосторожно всего лишь единожды помолился за него на РНЛ, и посмотрите, какая здесь буча возникла?!
Кроме того, мы, православные христиане должны в своей заупокойной молитве твердо придерживаться канонов Православной Церкви. Что я имею в виду? Во-первых, необходимо дождаться погребения Б.Березовского и убедиться, что при этом было совершено его отпевание по православному обряду. Во-вторых, вообще говоря, я твердо убежден, что Березовский был ликвидирован, т.е. убит агентами британских спецслужб. Но это мое убеждение, как говорится, «к делу не пришьешь». В Русской Православной Церкви существует практика, когда причина смерти покойного определяется по предъявляемому его родственниками документу «Свидетельству о смерти». Если в качестве причины там указано то, что является способом самоубийства, то отпевание такого, покончившего жизнь самоубийством христианина, не совершается. Поэтому если все-таки, хотя и вопреки явным фактам, соответствующие британские власти официально признают окончательной причиной смерти Б.Березовского самоубийство, нам верным чадам Русской Православной Церкви следует придерживаться сей канонической практики и не поминать «раба Божия Бориса» церковной молитвой (тут о.Александр Шумский совершенно прав), а в своей личной молитве за него, аще кто хощет, - соблюдать сугубую осторожность. Правда, опять же надо дождаться и церковного решения. Ведь если Церковь признает, что Березовский покончил жизнь самоубийством, то и отпевать его не будет, ибо самоубийц не отпевают. А если не признает, то отпевание будет совершено.
Ну а пока еще ничего не ясно и ничего еще твердо неизвестно, каждый может молиться за раба Божия Бориса или не молиться за него, но первых прошу учесть все то, что я сказал по этому поводу в данной публикации.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
Ключевые Cлова: очень, Божия, молиться, Бориса, совершенно, только, России, также, оАлександр, помолился, других, упокой, народа, Церкви, ББерезовского, Поэтому, единожды, Православной, смерти, этого.
|
|