Украинский агросектор долгое время оставался среди тех секторов экономики, которыми могла гордиться власть независимой Украины. Несмотря на то, что его объемы и мощь существенно сократились по сравнению с советским периодом, именно сельское хозяйство и по сей день обеспечивает стабильный доход госбюджету, помогает выживать гражданам страны, а на стратегическом уровне – делает страну серьезным игроком на глобальном продовольственном рынке.
В тоже время все чаще Украина на этом самом рынке выступает не как самостоятельный субъект, а как объект интереса крупных международных компаний и отдельных стран, для которых решение их проблем является более важным обстоятельством, чем сохранение потенциала украинских сельскохозяйственных земель в ходе их интенсивной эксплуатации. Более того, в стратегической перспективе деятельность некоторых из таких компаний может не только ослабить позиции Украины на международном продовольственном рынке, но и нанести вред самим жителям страны, их потомкам и даже самой земле.
И не последнюю роль в этом играют очередные «стратегические друзья» украинского государства – американцы. Силами компаний DuPont и Monsanto они медленно, но надежно разрушают реальный экспортный потенциал страны и уничтожают перспективы развития сельского хозяйства. Ведь кроме извлечения прибыли, одинаково важными условиями сельхозпроизводства являются забота о здоровье граждан и рекреация земельного ресурса. Как раз это в конечном счёте более важный мотив, чем только сиюминутное наполнение кошельков американских миллиардеров.
* * *
Поддержкой американских компаний занимается и Американо-украинский деловой совет (USUBC). Его президент В. Морган убежден, что Украине необходимо легализовать производство генномодифицированных семян и разрешить их использование в посевах. «Уже сейчас Индия, США, Канада и Бразилия производят ГМсемена. Если Украина не одобрит их в течение следующих двух-трех лет, она рискует остаться позади». Просто удивительное беспокойство за благосостояние украинского государства… и можем заметить – достойное лучшего применения.
Упомянутые компании затеяли с агропромышленным сектором Украины опасную игру, которую явно поддерживают (как минимум не противодействуют) власти страны. При этом стоит учитывать, что на сегодняшний день посадочные площади генетически измененных организмов (ГМО) в Украине, по разным оценкам, составляют 0,9-1,2 млн. га. Многие отечественные фирмы даже не подозревают, что используют генетически модифицированный материал.
Экспансия этих компаний приобретает поистине общегосударственный масштаб и впору серьезно присмотреться к деятельности этих крупных международных игроков. Тем более что предмет заработка этих компаний - очень неоднозначное (по мнению многих экспертов – опасное) занятие – развитие различных генетически измененных культур.
И хотя обе компании-гиганты, имеющие представительства и интересы по всему миру, уже не первый год действуют на территории Украины, именно в последнее время (и не исключено, что в связи с намеченным подписанием Соглашения с ЕС) они значительно активизировали свою деятельность.
* * *
Обе компании чуть ли не синхронно озаботились строительством дополнительных мощностей для работы со своей ГМО-продукцией.
DuPont взялась за дело более интенсивно и уже в июне этого года открыла в Полтавской области завод стоимостью 40 млн. долл., который должен обеспечить спрос сельхозпроизводителей Украины на гибриды кукурузы, подсолнечника и рапса торговой марки «Пионер» (производимой самим же DuPont). На заводе занято 70 рабочих. При открытии завода исполнительный вице-президент компании DuPont Джеймс С. Борел, в частности, отметил: «Строительство семенного завода в одном из наиболее продуктивных регионов по выращиванию кукурузы и подсолнечника в мире обеспечит украинских сельхозпроизводителей лучшей продукцией, адаптированной к их индивидуальным потребностям». Ещё 150 штатных сотрудников компании (включая более 70 агрономов-консультантов) работают в других областях Украины.
В то же время Monsanto лишь приступил к рассмотрению возможности строительства своего завода в Винницкой области: «На сегодня наша компания рассматривает несколько участков, пригодных для строительства семенного завода в различных регионах Украины, в «кукурузном поясе», - заявил представитель Monsanto. Предполагается, что на заводе будет более 130 постоянных и 340 временных рабочих мест.
При этом амбиции компаний весьма серьезны. Так, региональный директор компании DuPont Pioneer в Европе Джефф Роуи заявил: «Мы хотим стать признанным лидером в развитии сельскохозяйственного рынка Украины».
Говоря о положении Monsanto, исполнительный директор Семенной ассоциации Украины В. Хаджиматов заявил, что «сейчас компания занимает около 20% украинского рынка семян кукурузы, запуск завода в 2015 году позволит увеличить долю еще на 10%». Правда, возникает вопрос, какой ценой? Например, сколько в результате такого «усиления» появится украинских «Хью Бауменов» (фермер, который должен выплатить Monsanto штраф в размере $85 тыс. якобы за нарушение патентных прав компании, так как «посмел» использовать семена из выращенных им же растений, что запрещается компанией) в результате реализации таких масштабных планов?
При этом и лица, отвечающие за развитие сельскохозяйственного сектора на Украине, также считают, что производство ГМО - это именно тот путь, который нужен стране. Еще в июне месяце министр аграрной политики и продовольствия Н.Присяжнюк заявил, что Украина планирует начать экспериментальное производство кормовых культур при использовании генной инженерии: «После урегулирования законодательства приступим к экспериментальным полям в закрытом режиме, чтобы понять эффективность и последствия генной инженерии в кормовых культурах, это очень важно. Я хотел бы понять, как будет реагировать на это потребительский рынок. То есть и мы, и наука сегодня готовы к проведению общих экспериментов в этом направлении».
* * *
Надо сказать, что реакцию этого самого «рынка» спрогнозировать не так уж и сложно, если посмотреть на то, как к проблеме генетически измененной продукции относятся в мире.
В мае этого года прошел «Марш против Monsanto» (March Against Monsanto), в котором приняли участие более 2 млн. человек на шести континентах в 52 странах. Польша стала восьмым членом ЕС, запретившим возделывание ГМО-культур. Отказались от них Австрия, Франция, Германия, Венгрия, Люксембург, Греция и Болгария. Правительство Италии готовится издать указ о запрете выращивания кукурузы MON810 компании «Monsanto».
MON-810 - единственный сорт генномодифицированной кукурузы, разрешенный для выращивания и продажи в странах Евросоюза. Правительство Италии опасается, что генетически измененные растения могут переопыляться с обычными, так как пыльца от кукурузы MON810 найдена в меде, собранном с традиционных растений.
Следует сказать, что Европа очень быстро превращается в мирового лидера в вопросах оппозиции к ГМО. Сейчас генетически модифицированный посадочный материал уходит с рынков Европы и заполняет все ниши сельскохозяйственного производства Азии, Африки и Латинской Америки. К этой нише, видимо, собирается примкнуть и Украина.
В своеобразной оппозиции к общеевропейским тенденциям находится Великобритания, которая официально поддерживает ГМО, проводит испытания ряда биотехнологических сортов, в частности картофеля. Однако позиция Великобритании всегда была специфичной по отношению к позиции ЕС, с учетом ее более чем тесных отношений с США.
* * *
На Украине усиление позиций компаний, продвигающих ГМО, проходит при весьма умеренных протестах украинской общественности.
Например, лидер партии «Зеленые» А. Прогнимак, комментируя планы Monsanto построить завод в Виннице, назвал это «концом нашего аутентичного зернового фонда. Гмошные злаки всегда вытесняют естественные, данные природой зерновые». На такое высказывание Monsanto отреагировало сразу, заявив, что она не делает ничего такого, что противоречит законодательству Украины.
Стремительный рост производства на территории Украины генетически измененных культур может привести не к усилению, а к ослаблению позиций украинских аграриев на мировых рынках, прежде всего европейском (в перспективах которого как раз и убеждают украинцев в преддверии саммита в Вильнюсе). Ведь именно на европейский рынок приходится 20-30% поставок с Украины кукурузы, сои и до 80% рапса. И именно в ЕС производство ГМО жёстко ограничивается.
Вот и получается, что «гмопродукты» будут есть украинцы, в то время как европейцы пытаются максимально дистанцироваться от этих «чудес развития генных технологий», защищая себя всеми возможными способами от их пагубного влияния. Не исключено, что Украина для международных компаний, «обеспокоенных» мировым продовольственным кризисом, может стать плантацией, на которой под управлением нескольких сот «агрономов-консультантов» будут вкалывать сельские жители страны. А китайцы купленную землю, вероятнее всего, смогут обрабатывать и сами.