|
Помните, как в перестроечные годы мы с нескрываемым востогом открывали для себя такие "неформальные" праздники "цивилизованного мира", как День матери, День влюбленных, День семьи и т.д. Но все это до революции было и у нас. И не искусственно привязанное мировым сообществом (в лице ООН) к каким-то чужим для нас нам датам и поводом, а вытекало из тысячелетних традиций нашей цивилизации.
В частности сегодняшний праздник Рождества Богородицы рассматривался как День семьи.
А ведь был-то у нас, люди русские, День семьи!
Церковь Рождества Богородицы Каргополь Архангельской обл. 1682 г.
(http://tsvetcovpm.narod.ru)
По учению отцов церкви, Дева Мария родилась в эпоху, когда человечество дошло до такого нравственного упадка, из которого самостоятельно восстать было уже не в состоянии. И чтобы не допустить гибели рода человеческого, Богу оставалось только прийти в мир, родившись в человеческом обличье.
Предание гласит, что в это время в галилейском городке Назарете жил потомок царя Давида некто Иоаким с женой Анной из рода Аарона (старший брат пророка Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый иудейский первосвященник). Несмотря на высокое происхождение, супруги были скромны, помогали людям бедным и попавшим в беду. Вся их жизнь была служением Богу и людям. Они дожили до старости, но детей не имели.
В праздник Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву, но первосвященник не принял ее, посчитав Иоакима недостойным — бездетность расценивалась как наказание за какие-то тайные грехи. Супруги часто терпели за это несправедливые обиды, но когда к хору злопыхателей присоединился и первосвященник, Иоаким решил уйти в пустыню и там молиться о ребенке.
Анна горько плакала, однако не кляла судьбу, а также молилась. И вскоре, как сказано в Предании, архангел Гавриил принес ей весть о том, что молитвы были услышаны Богом — за терпение и веру у них с Иоакимом родится дочь, которой следует дать имя Мария («Госпожа», «Надежда»), потому что через нее миру придет спасение.
И действительно, Мария своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и — как поется в православных гимнах — ангелов. Именно такая женщина была призвана послужить тайне вочеловечения Бога — явиться Матерью Спасителя мира.
Почему Рождество Богородицы (переходящее на следующий день в праздник Праведных Богоотец Иоакима и Анны) было самым «семейным» торжеством на Руси, пояснял своей пастве праведник XX в. схиархимандрит Зосима (Сокур): «...Взял семейный крест — неси его до конца терпеливо, не бросай его... Иоаким и Анна не бросили крест своей семейной жизни... За это терпение Господь Бог, когда пришло время, Сам возвеличил их.
И архангел Гавриил благовестит им радость: «За вашу веру, за вашу верность, за ваше терпение Господь даст вам дитя. Зачнешь ты и родишь дочь Марию, Которая станет Матерью всех живущих на земле, родит Спасителя мира». [Анна] будучи престарелой, безболезненно, спокойно разрешилась от бремени своего...
Иоакиму также было радостное явление ангела: «Иди в дом, зачнет жена твоя, и родите дочь Марию».
Кстати, 8 сентября (по старому стилю) 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование тысячелетия нашего Отечества.
Источник:
Ключевые Cлова: Иоаким, когда, Богородицы, Мария, своей, первосвященник, терпение, праздник, Рождества, семьи, время, людям, Иоакима, только, Спасителя, Матерью, Помните, Гавриил, Марию, цивилизации.
|
|