|
В украинской президентской гонке Россия сделала ставку на сомнительного игрока на невыгодных для себя условиях. «Судя по всему, Россия готова сделать ставку на Тимошенко как на кандидата в президенты. Я боюсь, что это приведет к тому, что нам придется пойти на некоторые уступки и Украине».
Понятно, впрочем, что проблемы, обсуждавшиеся премьерами на этой встрече, носили не только экономический характер. Выработкой условий поставок газа на Украину ограничиться не удалось. В преддверии президентских выборов в Украине переговоры неизбежно получили политическую окраску и стали негласным подтверждением того, что Россия со своими приоритетами в этом отношении уже определилась. Впрочем, предполагаемый выбор не помешал Путину высказать свои замечания касательно действий Украины, как во внутренней, так и во внешней политике страны.
Премьер-министр России оставил за собой право расставлять акценты в беседе с Юлией Тимошенко. В начале встречи он не забыл упомянуть о том, как Украина проявила себя в войне в Южной Осетии: «Нам очень жаль, что Украина посчитала возможным поставлять вооружение в зону конфликта. Это особый случай, и в таких случаях государства, как правило, ведут себя очень сдержанно».
После официальной части переговоров Путин вновь вернулся к теме конфликта на Кавказе: «Мы не знаем, кто принимал решения о поставках спецтехники и вооружений с Украины уже в ходе самого конфликта. Но кто бы это ни был, это человек, который совершил огромную ошибку», - заявил премьер. И добавил, что «то, что вооружения поставлялись уже в ходе боевых действий и управлялись специалистами с Украины, - это и есть преступление». В заключении Владимир Путин заявил, что Россия будет особым образом выстраивать отношения с теми людьми, которые виновны в данном преступлении.
В ответ Юлия Тимошенко сказала, что Украина была, прежде всего, заинтересована в мирном урегулировании конфликта, а заявления в адрес Украины по поводу незаконных поставок оружия в Грузию еще нуждаются в доказательствах.
Далее в ходе встречи Путин затронул те проблемы, которые возникнут в Украине в результате ее вступления в ВТО: «По данным наших экспертов, уровень таможенно-тарифного регулирования после присоединения к ВТО становится значительно либеральнее. Мы считаем, что на внутреннем рынке Украины многие товары могут быть замещены достаточно дешевым импортом, и этот объем товаров может оказаться на российском рынке... Это $5 млрд., по нашим оценкам». Нельзя сказать, что украинского премьера удивило это заявление. Юлия Тимошенко высказала предложение совместного решения проблем в данной сфере, а также посулила поддержку России на пути ее вступления в ВТО.
Как уже говорилось, в результате трехчасовых переговоров был подписан меморандум о сотрудничестве стран в энергетической сфере. Согласно документу с 1 января 2009 года ОАО «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украина» переходят к прямым долгосрочным отношениям по поставке газа в Украину, в объемах, обеспечивающих баланс газа для потребителей страны.
Кроме того стороны пришли к решению о поэтапном переходе к рыночным ценам. Это касается как цен на поставляемый газ, так и на его транзит в Европу. Срок, в течение которого цены на газ для украинской стороны должны достигнуть европейского уровня, по планам договора составит три года.
Стоит отметить, что в тексте меморандума ни слова не говорится о том, каким образом будет погашена существующая задолжность Украины перед Россией почти в 2 млрд. долларов. Также в нем не было указано конкретных цифр. Однако, председатель правления НАК "Нефтегаз" Олег Дубина заявил, что в 2009 году цена на российский газ для Украины не превысит 250-300 долларов за тысячу кубометров (рыночная цена на газ для Европы составляет, как правило, не менее 500 долларов за тысячу кубометров).
Нужно предвидеть и то, что если сейчас госпоже Тимошенко выгодно сотрудничать с Россией, то завтра ситуация может измениться, и она найдет себе более выгодного партнера.
Далее господин Симонов высказывает свое мнение по поводу трехгодичного плана сотрудничества в газовой сфере между Россией и Украиной: «Эта формула перехода на рыночную цену непонятна, она меня несколько тревожит, потому что с Узбекистаном и Туркменией мы перейдем на рыночные отношения с 1 января. Это означает переход на формулу, по которой из цены газа в Европе вычитается цена транзита. То есть, по большому счету, мы превратимся в транзитера газа из Центральной Азии, а не перепродавца. Любой дисконт для Украины означает в этой ситуации, что мы будем покрывать его из своего кармана. Если мы будем с поставщиками расплачиваться по формуле «Европа минус транзит», то как мы можем продавать этот газ дешевле для Украины?» – задается вопросом эксперт.
«Я считаю, что это очень опасная тенденция, и я бы, конечно, задумался о том, чтобы перейти на рыночные цены гораздо раньше и никаких дисконтов не давать. По крайней мере, не давать без привязки этого к вопросу о собственности на украинскую газопроводную систему, без привязки к вопросу о том, кто владеет трубой», - продолжает он.
На вопрос о том, ради чего Россия готова платить деньги за Украину, и существует ли такая политическая вещь, которая этого стоит, Константин Симонов не задумываясь, отвечает: «Эта политическая вещь видна – она называется Юлия Тимошенко. Вопрос в том, стоит ли эта политическая вещь таких денег. Мы, правда, сейчас не можем сказать точно, каких денег, потому что неизвестен размер дисконта. Но ясно, что речь идет о серьезных суммах, которые мы будем покрывать из своего кармана. И если раньше речь шла о неполученной прибыли, то сейчас речь идет об убытке, о том, что мы будем доплачивать за газ, который будет потребляться в Украине. Я считаю это неправильным».
«Я считаю, что никакая Юлия Тимошенко не стоит таких денег. На мой взгляд, вопрос надо было ставить не о поддержке Тимошенко и каких-то политических компенсациях - я вообще против таких формул. Вопрос надо было ставить о гарантиях со стороны Тимошенко в том, что, став президентом, она снова поднимет, допустим, тему газопроводного консорциума. Тогда это имело бы смысл, если бы она шла на выборы с такой программой. Хорошо, если тайно такие гарантии были даны, возможно, публично она боится их дать. Но мы же знаем украинскую политику. Там если человек публично ничего не сказал, значит, вообще ничего не было. Там предают друга по пять раз в день, и в их отношении пустые слова никак не могут быть гарантией».
Украина – больное место России. И сейчас, во время ее внутриполитических трансформаций российское государство не может оставаться в стороне от происходящих там событий. Пока все очень зыбко, и как правильно отметил на встрече Владимир Путин, о каких-то точных договоренностях между Москвой и Киевом говорить не приходится, так как мы не знаем, что будет завтра.
И все-таки некоторые договоренности уже есть. Но, идя на сотрудничество с Юлией Тимошенко, нужно оставаться на чеку. Нельзя забывать о том, что происходило на Майдане, да и все последующие годы. Нужно предвидеть и то, что если сейчас госпоже Тимошенко выгодно сотрудничать с Россией, то завтра ситуация может измениться, и она найдет себе более выгодного партнера.
Юлия Дмитриева
|
|