Этот текст открывает серию публикаций, посвященных предстоящим в октябре выборам в украинский парламент. Мы не придаем избирательной кампании серьезное значение, потому что на горизонте не видно политических сил, способных взять жесткий курс Украины на воссоединение. Но тем не менее, избирательная гонка — это отличный повод и возможность изучить украинский политический ландшафт и ознакомиться с персонажами, которые будут выполнять функцию украинской политической элиты в ближайшие несколько лет.
Часть 1-я
На Украине стартует избирательная кампания в украинский парламент — Верховную раду. Как бы мы не относились к выборам — избирательная гонка остается одним из любимых развлечений украинских граждан. Хотя бы по тем соображениям, что во время выборов для простого народа начинается аттракцион невиданной щедрости. Тут тебе и газификация, и продуктовые наборы, и бесплатные медосмотры с передвижными стоматологами. Одним словом, на два месяца Украина погрузится в вакханалию социального рая.
Как бы мы к этим самым выборам не относились — именно избирательная кампания, это шанс для простого гражданина поправить финансовое состояние. Особенно это касается пенсионеров и одиноких стариков. Для элитариев выборы, наоборот, становятся временем, когда приходится раскошеливаться, поэтому сами элитарии выборы особо не любят. Но ничего поделать не могут, ибо таковы правила нашей шоу-политики.
Граждане Украины условно делятся на три категории по отношению к выборам. Около трети населения вообще не хотят играть в заведомо проигрышную игру и попросту не ходят на участки и вообще не интересуются политикой. Для второй категории граждан важен материальный фактор избирательной кампании, описанный выше. Они просто оценивают, кто больше потратился и что досталось от избирательной кампании лично ему, его двору, подъезду и деревне. Такая, вполне прагматичная позиция, очень точно отображает сложившееся положение вещей: есть элитарии, которые будучи включены в структуру власти, получают доступ к собственности и ресурсам, и есть рядовые граждане, которые хотят любыми путями выбить из элитариев побольше простых радостей жизни. Фактически мы имеем дело с социалистическим принципом распределения материальных благ. Только в советском проекте элитарии присваивали себе незначительную часть благ, распределяя основную массу более-менее справедливо между всеми категориями населения. Постсоветская ситуация отличается тем, что нынче распределяют менее справедливо и только перед выборами.
И, наконец, есть третья категория граждан — политически мотивированное население. Это люди, которые пытаются разобраться в политических программах, оттачивают и отстаивают свои политические убеждения или по крайне мере готовы слушать аргументы и обращать внимание на факты. К сожалению, количество политически мотивированных людей от выборов к выборам падает. Это объясняется в первую очередь тем, что шоу-политика в принципе не предполагает наличия убеждений, потому что любой кандидат или партия — это бренд, товарный знак, логотип и узнаваемые лица. То, что на Украине такая категория граждан еще сохранилась, говорит лишь о том, что процессы десоветизации идут не так быстро, как хотелось бы их инициаторам. Среднее и высшее образование с горем пополам, но еще обучает людей системности мышления, а историческая память о единой стране и мечта о справедливом сверхгосударстве является прививкой от манипуляций шоу-политики.
Сложно сказать, какова сегодня численность политически мотивированных сограждан. К тому же в жизни не бывает «чистых» социологических типов и каждый конкретный гражданин представляет из себя «коктейль мотиваций». В реале это означает, что гражданин не прочь и помощь предвыборную принять, но ему важно чтобы и политические взгляды не расходились.
Можно утверждать, что до сих пор на Украине сохранилось от 20% до 30% сограждан мотивированных политически. Их количество разнится от региона к региону, но тем не менее это является наиболее интересная, восприимчивая и активная целевая аудитория. И именно этой аудитории будут адресованы статьи серии «Выборы в Раду-2012: инструкция по применению».
Часть 2-я
О бессмысленности и бесцельности постсоветской шоу-политики написано много и многими. Но среди постсоветских осколков украинская политика все-таки выделяется своей особой эстрадностью. У нас это принято называть признаком высокой демократии, но по сути это ничем не отличается от стакана сока, вылитого Жириновским на Немцова в незабвенных дебатах. Просто этот процесс обливания соком затянулся на 20 лет и приобретает все более шутовские формы.
Итак, все основные украинские партии, претендующие на прохождение в парламент, опубликовали предвыборные списки. Как всегда, порадовало обилие бесполезных и бессмысленных с точки зрения работы в парламенте людей, которых мы увидим вскоре в Раде. От партии власти украинцам предлагают певицу Таисию Повалий. Кличко, кроме себя любимого, порадовал писательницей Марией Матиос, у Натальи Королевской нашлось место для футболиста Андрея Шевченко и даже «Свобода» не преминула включить в первую пятерку актера Богдана Бенюка. Одним словом, украинская шоу-политика уже дошла до того уровня, когда сами политики понимают, что по большому счету они комедианты и следовательно лучше разбавить свои скучные лица профессионалами сцены. В этом смысле украинская политика очень честна и открыта: «Вам хочется шоу? Их есть у меня!».
И наконец, украинская шоу-политика может служить отличным ориентиром для наших российских, белорусских и казахских братьев — чтобы наглядно увидеть, во что вырождается государство после 20-летнего кризиса. Но педалировать политтехнологии и образы шоу-политики нельзя до бесконечности. Избиратель на украинскую бессмысленность реагирует острым нежеланием участвовать в предлагаемом. Если в России и Белоруссии идет снижение явки в связи с прогнозируемостью результатов выборов, то на Украине явка падает в связи с бессмысленностью участвовать в тупиковой затее. В результате этого украинские избирательные кампании в парламент предсказуемы до мелочей и по большому счету заключаются в разворачивании двух трендов:
1) Кто на этих выборах сможет замаскироваться под пророссийского, кто под проевропейского, а кто под национал-демократа.
2) Кому посчастливится занять нишу «новые лица», потому что уставший от бессмысленности украинский избиратель каждый раз ловится на этот нехитрый фокус.
Стандартный список украинской политической партии представляет из себя три категории будущих депутатов. «Первые лица» — это обычно действующие и отставные министры, премьеры, которые затем возвращаются в исполнительную власть. Таких персонажей в списке обычно от 5 до 15 человек в зависимости от масштаба партии. Малые партии не могут похвастаться «первыми лицами». Затем следует список «шоумэнов» от политики: это популярные ведущие, раскрученные и узнаваемые парламентарии, актеры и их дети, спортсмены с их тренерами. Количество таких людей колеблется в зависимости от бюджета кампании. У партий побогаче шоумэнов побольше, кто победнее - довольствуется малоизвестными писательницами. Третий тип будущего парламентария - это «спонсоры» партийных проектов и их представители. Эта категория людей четко обозначает свое место среди парламентариев. Эти люди непубличны, очень редко выступают, не дают комментариев. Да и вообще, их практически не существует в публичной политике. В целом в парламенте таких людей всегда около половины. И именно они составляют твердый костяк любого парламентского большинства — устоявшегося, либо ситуативного. Ну и последний тип кандидата, стремящегося прорваться в Раду по партийным спискам — это «миноритарный акционер». Обычно это крепкий региональный бизнесмен, либо «красный директор», либо профессиональный депутат — в общем человек обеспеченный, и в состоянии внести свой персональный взнос в избирательный бюджет. На этих выборах цена мандата в списке разными экспертами оценивалась от 1 млн до 5 млн долларов. Такое серьезное колебание объясняется тем, что можно инвестировать в 100% проходное место, а можно вложиться в покупку места в «зоне риска».
Одним словом, украинская шоу-политика устроена достаточно просто и шаблонно. Достаточно понимать, кто какую роль играет на сцене и кого имитирует: «новое лицо» или «вечного дружителя с Россией» и к какому типу принадлежит. Вот такой нехитрый инструментарий для анализа украинских предвыборных проектов. Он предельно прост, потому что любая шоу-политика рано или поздно начинает жить по законам кабаре. И если бы это понимали театральные и кинокритики, то они могли бы делать успешные карьеры политических комментаторов.
В следующей части речь пойдет о мажоритарщиках — депутатах избирающихся по одномантатным округам, в каждом из которых проживает от 150 до 200 тысяч избирателей.
И напоследок: для любителей этнического погружения в шоу-политику: посмотрите на попытку лидера партии, претендующей на прохождении в парламент, рассказать о своей партии и однопартийцах.
Семён Уралов