|
Мир уже находится в условиях войны нового поколения, где ставка сделана на новое, «умное» оружие, наукоемкие технологии, информационные сети. При этом в разы возросло значение разведки и спецслужб, которые способны выходить на различные источники важной информации. Одновременно активно применяется система экономических и политических санкций, шаги по изоляции режимов, находящихся в конфронтации с Западом. Параллельно осуществляется создание негативного образа тех стран, которые не готовы поддерживать предлагаемые санкции.
Именно такая война сейчас ведется против Ирана, который стал своеобразным «полигоном» новейшей стратегии Запада по удержанию мирового первенства. «С Ираном США перешли Рубикон», – заявил недавно бывший глава ЦРУ Майкл Хайден. «Один из наших легионов находится уже на той стороне реки, – заметил он, комментируя кибернетические атаки на ИРИ. – Я не хочу смешивать эпохи, но сейчас мы находимся в августе 1945 года (дата первой атомной бомбардировки США Японии)». Иран превратился в объект конфронтации нового типа, когда западные страны предпринимают усилия по развалу его экономики при одновременной атаке военно-промышленного и научного секторов. Такой вывод содержится в вышедшей недавно в Евросоюзе книги специалиста в области разведки Ивонника Деноэля «Секретные войны МОССАД».
В ней впервые подробно рассказывается об операции по саботажу работы центрифуг по обогащению урана с помощью компьютерного вируса Stuxnet. Первые данные о подземном заводе по обогащению урана в Натанзе западные спецслужбы получили в 2002 году, когда агенты германской разведки БНД завербовали иранского бизнесмена, чья компания принимала участие в создании этого подземного объекта. Иранец согласился предоставить карты, фотографии, техническое описание и иные сведения об этом секретном объекте в обмен на обещание вывезти его позднее из страны и предоставить немецкое гражданство. Однако, отмечает Деноэль, иранская контрразведка разоблачила этого агента в 2004 году и немедленно ликвидировала его. Тем не менее его супруга смогла вывезти из Ирана в Германию портативный компьютер погибшего мужа. «Компьютер стал подлинной пещерой Али-Бабы, немецкой разведке потребовались месяцы для того, чтобы изучить попавшие в ее руки документы», – замечает автор книги.
Вслед за этим в 2006 году на заводах в Натанзе и ядерном центре Исфахана последовала «подозрительная» серия взрывов, когда из строя были выведены трансформаторы во время запуска газовых центрифуг, на которых происходит обогащение урана. В результате в Натанзе было повреждено до 50 центрифуг. Одновременно в январе 2007 года в своей квартире был обнаружен мертвым крупнейший иранский ученый-ядерщик – 44-летний Ардешир Хассанпур. Он занимался на заводе в Натанзе вопросами обогащения урана в газовых центрифугах. Власти Ирана объявили о кончине ученого в результате «отравления газом».
Между тем в 2009 году на ядерном объекте Израиля «Димона» в пустыне Негев была создана совместная с США группа специалистов по мониторингу израильской ядерной программы. Одновременно израильские спецслужбы создали на основе полученной разведкой документации точную рабочую копию иранского обогатительного завода в Натанзе. Данные работы облегчались тем, что как в «Димоне», так и в Натанзе использовалась французская ядерная технология. Деноэль пишет, что израильским спецслужбам удалось приобрести на мировом «черном рынке» центрифуги, которые использует Иран на своих обогатительных заводах. В результате, как считают независимые специалисты, создание Израилем «зеркального Натанза» с его производственным циклом позволяет ему в реальном времени следить за прогрессом в ключевой области иранской ядерной программы – работами по обогащению урана. По данным автора, именно центрифуги завода в Натанзе и стали объектом атаки западных спецслужб, использовавших для этого компьютерные сети. Согласно имеющимся данным, находящиеся сейчас у Ирана урановые центрифуги созданы на основе пакистанской технологии, которая, в свою очередь, восходит к немецким и голландским разработкам 50-х годов ХХ века. Специалисты отмечают низкую эффективность столь устаревших центрифуг.
Минувшей весной Тегеран объявил о создании нового поколения центрифуг, однако западные аналитики считают, что речь идет о незначительной модификации уже существующих.
Идея создания особого компьютерного вируса, согласно Деноэлю, пришла специалистам созданной после 11 сентября 2011 года специальной кибернетической лаборатории Министерства внутренней безопасности США и одной из трех основных спецслужб Израиля – «АМАН», занимающейся кибернетическими атаками. Как сообщает автор книги, в 2008 году осуществлявший сделки с Ираном немецкий машиностроительный концерн «Сименс» «согласился на сотрудничество с Министерством внутренней безопасности США с целью помочь его специалистам найти уязвимые места в компьютерной системе вооруженных сил Ирана».
Этому способствовал тот факт, что «Сименс» участвовал в создании т. н. контроллеров – компьютеров, которые занимаются управлением крупных производственных и энергетических комплексов. Как оказалось, компьютерное оборудование немецкой компании использовалось иранцами на заводе в Натанзе.
Одновременно спецслужбами Израиля и США была создана группа по созданию компьютерного вируса Stuxnet, начавшая работу в «Димоне». В этой связи газета «Нью-Йорк таймс» писала, что без воссоздания производственного процесса иранского завода в Натанзе в израильском ядерном центре вирус Stuxnet не смог бы сработать с высокой эффективностью. При этом Израиль привлек к работам ушедших на пенсию ученых и техников, работавших в ядерном секторе в 50-60-х годах – настолько устарелым оказался производственный процесс в Натанзе. Именно эти специалисты обладали необходимыми знаниями для воссоздания технологических процессов иранской ядерной программы.
Дискуссии о том, каким образом следует противодействовать возможному созданию Тегераном ядерного оружия, ведутся в истеблишменте США, Евросоюза и Израиля уже продолжительное время. Характерно, что Барак Обама, согласно автору книги, был проинформирован о проекте Stuxnet за несколько часов до того, как стал президентом США, утвердив затем данную операцию.
Операция по промышленному саботажу в Иране имела несколько уровней. Так, в июне 2009 года специалисты США и Израиля создали и запустили в Интернет упрощенную версию вируса Stuxnet, источник происхождения которого невозможно было определить. Первоначально данный вирус позволял похищать хранящуюся в компьютерах информацию, идентификационные номера, пароли и кодовые слова, сведения о конфигурации сетей. Полученные с его помощью данные поступали на серверы в Малайзии и Дании. Спустя несколько недель вслед за первым появлением в мировой сети вируса Stuxnet была выпущена его сложная версия, направленная на атаку иранских производственных объектов.
Именно ее направили специалисты США и Израиля в сети завода в Натанзе, где он взял под контроль систему управления центрифугами. Согласно Деноэлю, вирус вынуждал контрольные программы сообщать о «нормальной работе», проникая в то же время все глубже в производственные системы. «Тем самым в компьютерной системе Натанза была создана виртуальная действительность, которая не позволяла иранским специалистам заподозрить факт вирусной атаки», – отмечает автор книги.
Все говорит о том, что в начале 2010 года был отдан приказ о начале атаки, и вирус, взяв под контроль управление центрифугами, заставил их увеличить скорость вращения ротора с 1000 оборотов в секунду до 1400. При достижении подобной скорости происходит поломка центрифуги.
О том, что на заводе в Натанзе происходят какие-то события, немедленно сообщили инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Обычно на этом предприятии, где были развернуты 8700 центрифуг, количество выходивших из строя не превышало 10% в год. Однако в течение трех месяцев 2010 года иранские техники заменили до 2000 центрифуг, сообщили представители МАГАТЭ. Как считают западные аналитики, технологическая атака позволила отбросить на 24 месяца прогресс в работах по обогащению урана. Так, по мнению бывшего главы МОССАД Меира Дагана, «успешная операция задержала начало производства Ираном обогащенного оружейного урана до 2015 года».
Тем не менее, по словам Деноэля, эта операция не смогла остановить ядерную энергетическую программу Ирана. Поврежденные центрифуги были заменены. Согласно данным западных разведок, Тегеран имеет до 8000 резервных центрифуг.
Между тем, отмечают аналитики, проведенная с помощью компьютерного вируса промышленная атака стала «мировой премьерой» и возвестила вступление человечества в новую эпоху техногенных войн. Эти войны требуют и новейших подходов к получению необходимой развединформации. В этой связи многократно увеличивается ценность доступа к носителям подобной информации. В своей книге Деноэль сообщает, что западные спецслужбы предпринимают сейчас широкие и интенсивные усилия к тому, чтобы завербовать среди иранцев как можно большее количество агентов.
Особую ценность имеют, по словам автора, двойные агенты, которые имеют доступ к секретным сведениям. В этих целях вокруг Ирана, по словам автора, создана обширная сеть фиктивных компаний, занимающихся ядерными разработками и торговлей материалами, связанными с ядерными технологиями. Эти предприятия способны поставлять подлинные товары и услуги. При этом значительная часть сотрудников данных компаний не знают истинных целей их деятельности. Одна из них состоит в том, чтобы, установив деловые связи с иранскими специалистами и бизнесменами, попытаться завербовать их. В течение длительного времени эти компании могут поставлять вполне качественные детали и комплектующие. «После того как между иранской стороной и зарубежной компанией-поставщиком установятся отношения доверия в результате первоначальных безупречных сделок, последняя направляет в Иран важнейшее оборудование с внутренними дефектами, что ведет к авариям и замедлению военных и гражданских программ», – отмечает Деноэль. После выполнения подобных операций подставные компании ликвидируются.
Еще одно направление противодействия иранской ядерной программе – физическая ликвидация влиятельных представителей режима и специалистов-ядерщиков. Автор книги отмечает, что с февраля 2006 по март 2007 гг. в Иране разбились три самолета с членами Корпуса стражей исламской революции. В каждом из них находились также ученые, работающие в ядерном энергетическом секторе.
Одновременно за последние годы в Иране были осуществлены покушения, в т. ч. достигшие цели, на ведущих специалистов-ядерщиков. Деноэль сообщает, что на иранской территории спецслужбы США, Израиля, Великобритании, Германии и Франции проводят «подпольные спецоперации». За минувшие три года в Иране на ряде военных баз произошли крупные взрывы при испытаниях различного рода вооружений, в т. ч. и ракетных, и они тоже вряд ли были случайными.
Готовясь к войнам новой эпохи, США активно внедряют новейшие виды вооружений и технологии. Так, согласно британским СМИ, полностью оправдалось применение американцами на тактических театрах военных действий беспилотных летательных аппаратов (БЛА) или дронов.
Если в 2001 году на вооружении в США находились 10 БЛА, то в минувшем 2011 году их число достигло 7000. Основу беспилотных ВВС Соединенных Штатов составляют две машины: MQ-9 Reaper, несущий четыре ракеты «воздух-земля» Hellfire и две бомбы лазерного наведения, и меньший по размеру MQ-1 Predator, вооруженный двумя ракетами Hellfire. Для наблюдения с воздуха используются несколько не имеющих вооружений модификаций БЛА, включая ультрасовременные миниатюрные аппараты.
В результате за последние 10 лет с помощью ударов с дронов были уничтожены от 2000 до 3000 подозреваемых террористов. БЛА применялись и применяются в Афганистане, Пакистане, Ираке, Ливии, Йемене, Сомали, в небе Северной Кореи, Ирана, Турции, Мексики, Колумбии и Филиппин. По свидетельству «Санди таймс», известно о существовании вне США по крайней мере 12 баз, с которых осуществляются данные полеты. Они расположены на трех континентах.
Газета сообщает, что все цели для ударов БЛА утверждаются президентом Бараком Обамой. «Решения принимаются в т. н. «Террористический вторник», когда президент проводит в Овальном кабинете совещание с главой антитеррористического блока Джоном Бреннаном и своим главным военным советником генералом Мартином Демпси, – пишет издание. – Вместе они избирают очередные цели для уничтожения с помощью БЛА».
Существует и специальная процедура включения того или иного лица в список, направляемый президенту США. «Санди таймс«сообщает, что каждую неделю до 100 правительственных экспертов США выявляют на основе консультаций с различными спецслужбами лиц, которые могут представлять террористическую угрозу Соединенным Штатам. Затем в дело вступают юристы ЦРУ, которые оценивают степень этой угрозы и составляют специальное заключение. Зачастую данный документ занимает до пяти страниц – юристы действуют исключительно осторожно, чтобы не допустить нарушения существующих американских законов. Вслед за этим список направляется руководству ЦРУ, откуда он поступает в своем окончательном виде в Белый дом. При этом каждая «цель» имеет подробное досье: детальное изложение биографии, фотографии, иные оперативные материалы. За президентом остается последнее слово относительно каждого лица, включенного в список.
В случае, если Барак Обама утверждает цель, соответствующее электронное сообщение поступает в центр ЦРУ в штате Вирджиния, где находится оперативный центр управления БЛА. Сидящие за экранами офицеры ЦРУ являются дистанционными пилотами БЛА. Они в реальном времени получают картину местности соответствующего региона и, когда цель обнаружена, направляют команду на ракетный или бомбовый удар.
Одно из правил ЦРУ – не сообщать о нанесенных ударах или ликвидированных предполагаемых террористах, если они не имеют широкую известность. Как отмечают независимые специалисты, в последние три года США удалось с помощью дронов значительно ослабить «Аль-Каиду» и связанные с ней террористические группировки.
Между тем ряд независимых американских экспертов считают, что использование БЛА для уничтожения лиц, подозреваемых в осуществлении руководства международным терроризмом, ведет к пополнению его рядов. По их мнению, гибель от ударов с дронов и мирных жителей привлекает в ряды боевиков новых рекрутов. Согласно подсчетам, в последние три года ряды «Аль-Каиды» утроились и достигли 1000 активистов, причем в первую очередь в результате расширенного использования БЛА.
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, Натанзе, которые, центрифуг, урана, Ирана, Израиля, Одновременно, помощью, результате, Stuxnet, книги, вируса, ядерном, специалисты, Деноэль, западные, сообщает, когда, центрифуги.
|
|