Виталий Кличко в последние дни принял на себя роль лидера «протестующих» и обязательства отчитываться перед ними об итогах переговоров «оппозиционеров», рвущихся к власти с помощью насилия, с действующей властью, стремящейся легитимными способами вернуть страну и столицу Украины в русло нормальной жизни. В условиях, когда «евромайдан» выродился полностью в бандеровский бунт и неонацистские погромы, оставив на Майдане для Кличко, Яценюка, Тягнибока, Луценко лишь «сцену» для призывных спичей.
Лидеру партии «УДАР» кажется, что именно он может на встречах с главой государства, как пишут СМИ, в ультимативной форме выдвигать требования ухода Виктора Януковича в отставку, смены правительства, изменения существующего законодательства. Надеясь при этом, что следующим президентом Украины станет именно он.
* * *
В украинском политическом дискурсе есть ряд вопросов-маркеров, являющихся для избирателей своеобразными индикаторами «свой-чужой». Один из них – отношение к Великой Отечественной войне. При значительной общности благих экономических и социальных лозунгов политических партий и кандидатов в президенты именно подобные идеологические вопросы определяют карту электоральных предпочтений.
Как бы ни пытались некоторые политики уйти от обсуждения исторических и гуманитарных тем, о них все равно спросят. С этой особенностью украинской политики в полной мере столкнулся и лидер партии «УДАР» Виталий Кличко. Причем журналисты, действующие по принципу «не умеешь – научим, не хочешь – заставим», выявили любопытные метаморфозы во взглядах известного боксера на вопросы, напрямую связанные с историей Великой Отечественной войны.
Так, в интервью российскому телеведущему В.Познеру Кличко заявил: «Мое личное мнение – эти вопросы не трогать… Только лишь история даст объективную оценку этим действиям УПА… Если мы начнем копаться сейчас в нашем прошлом, – ничего хорошего из этого не выйдет, так как найдется огромное количество людей, которые будут высказываться «за», высказываться «против»… Потому что большая часть людей говорят, что воины УПА боролись один промежуток времени против фашизма, боролись также с Красной армией. Якобы они боролись, отстаивая интересы Украины… Я одно могу сказать по этому поводу. Если человек надел форму СС… он окрасил себя в те цвета, в которые он окрасил себя… Те люди, которые поддерживали фашистов, нацизм, вызывают только лишь негативные эмоции у меня лично, зная историю. И ни в коем случае таких людей ни поддерживать, ни защищать я никогда не делал и не собираюсь этого делать. Если вы уже так ребром ставите вопрос».
Даже столь амбивалентная позиция вызвала настоящую истерику в рядах неонацистов, доходящую до откровенных оскорблений. «Віталій Кличко, як і його брат Володимир, чудові спортсмени і своїми досягненнями прославляють Україну. Усе життя вони працювали над удосконаленням своєї майстерності в боксі. Провели сотні боїв. Доводилося неодноразово пропускати і удари в голову. Отримувати струс мозку та інші травми, що пов’язані з цим спортом гладіаторів» - так прокомментировал слова Кличко заместитель главы УРП Р.Новоженец. А пресс-служба самого Кличко, вместо того чтобы отстаивать взвешенное заявление своего лидера, принялась оправдываться.
Решил «исправиться» и сам Виталий Кличко. На своем блоге в печально известной «Украинской правде» он выразил удивление тем, как были поданы его слова в России, и подчеркнул, что «ми разом маємо досягти консенсусу щодо визнання української повстанської армії в самій Україні, пояснити в першу чергу нашим громадянам, що воїни УПА боролися за Україну своєї мрії – незалежну, без німців, без совєтів». Тональность, как видим, уже совершенно другая. Не забыть разделяющий Украину вопрос, а убедить «неразумных жертв советской пропаганды» в ангелоподобной сущности УПА.
Дальше – больше. В эфире телеканала ICTV В.Кличко уже открыто признается в симпатиях к УПА: «Воины УПА воевали как против фашистов, так и против Красной армии. Они воевали за свою независимость. Я глубоко уважаю людей, которые воевали за свою свободу». Позже УДАР выступил организатором Кубка памяти героев по мини-футболу, посвящённого 100-летию со дня рождения последнего командира УПА Василия Кука.
Таким образом, позиционирование Кличко по вопросу отношения к Великой Отечественной войне произошло давно. Для человека, уважающего тех, кто считал Советскую армию оккупантом, Великой Отечественной войны не может быть по определению.
Потому совершенно закономерен недавний призыв лидера партии «УДАР» отказаться от термина «Великая Отечественная война»: «Поэтому, если мы говорим об интеграции в Европейский союз, мы должны входить туда с новым мировоззрением, без стереотипов советского прошлого. Почему в Германии и во всем мире есть название Вторая мировая война и только у нас Великая Отечественная? Я считаю, что это неправильно. Того отечества уже нет, и говорить "Великая Отечественная война" - некорректно, вас не поймут нигде в мире».
В данном контексте любопытно и другое. Требования забыть историю Виталий Кличко связывает именно с вопросом европейской интеграции Украины. Для политика важно не столько мнение миллионов граждан Украины, его потенциальных избирателей, сколько симпатии жителей зарубежья. Впрочем, предательство памяти своего отца-офицера со стороны обладателя видов на жительство в Германии и США неудивительно. И вопрос не стоил бы обсуждения, если бы не выявил ряд интересных закономерностей политических реалий Украины.
* * *
Прежде всего, Виталий Кличко своими словами подтвердил, что интеграция Украины в ЕС означает фундаментальный пересмотр установившихся в стране взглядов и традиций. Ценой ассоциации станет требование установить, наплевав на память 27 миллионов жертв Великой Отечественной войны, рядом с памятниками воинам-освободителям монументы немецким солдатам. В том числе из тех самых подразделений СС, которые сам Кличко на заре политической карьеры обвинял в фашизме.
Но времена меняются, и евроинтеграторы предлагают нам меняться вместе с ними, устанавливая памятники собственным палачам. Дальше боксер-политик, очевидно, предложит, подобно своим нынешним политическим партнерам, снести все памятники советским воинам.
Кроме того, его позиция является ярким доказательством того, что оппозиционные политики нашей страны видят источник своей легитимности не в Украине, а за ее пределами.
В эту канву отлично ложится и «выставка» европейских и американских политиков на «евромайдане», и призывы оппозиционных лидеров ввести санкции против Украины, которые неминуемо ударят по экономике страны и ее гражданам. А поскольку правительство Украины в последний момент все же воспрепятствовало превращению Украины в колонию ЕС, у оппозиционеров, воюющих между собой за титул «любимой жены султана», где под султаном подразумевается Запад, происходит своеобразный кастинг с демонстрацией верности и духовной близости к Европе. Символ Победы – это не просто вопрос трактовки истории, а мощная духовная скрепа украинского народа, одного из наиболее пострадавших от предыдущей попытки включить Украину в «единую европейскую семью». Предавая Великую Отечественную, Кличко предает и собственный народ.
И, наконец, метаморфозы взглядов одного из ведущих претендентов на президентский пост показывают степень роста фашизации общества.
Еще десять лет назад нельзя было себе представить, чтобы политик, позиционирующий себя в качестве общенационального, открыто предлагал реабилитировать фашистов и отказаться от Великой Победы. Даже Виктор Ющенко, который впоследствии и ввел фашизм в официальную идеологию государства, во время избирательной кампании старательно обходил стороной вопросы Великой Отечественной и прославления УПА. А Олегу Тягнибоку его расистские высказывания стоили карьеры во фракции «Нашей Украины».
Откровенный крен Виталия Кличко в сторону нацизма может сыграть с ним злую шутку. На данный момент Кличко является единственным политиком Украины, рейтинг которого растет во всех регионах Украины. Согласно результатам исследования, проведенного GfK Украина, рейтинг Кличко в Киеве улучшился с 9 % в марте 2013 г. до 17 % в апреле, на Западе с 18 % до 29 %, в Центре с 13 % до 21 %, на Севере с 8 % до 18 %. А уже ноябрьские данные отмечают обычную для Украины регионализацию электоральных симпатий. За партию «УДАР» в ноябре 2013 г. готовы были проголосовать 22 % жителей западного, 18 % – центрального, 10 % – южного и 4 % – восточного регионов страны. Стремясь завоевать сердца неонацистов, которые являются ведущей силой «евромайдана», Кличко добровольно загоняет себя в узкую нишу националистически настроенного электората, где ему придется конкурировать со своими нынешними соратниками по «революции», что приведет к проигрышу на выборах.
Впрочем, Украине это пойдет лишь на пользу.
Ольга ШЕЛКОВА