Мы увидели Украину молитвы, труда и любви (заметки киевлянина)Уже не первый год мне, как православному мирянину, доводится участвовать в торжествах по случаю праздника Крещения Руси в своём родном городе. И каждый раз это светло и радостно. Так же было и в нынешнем году.
Но прежде чем рассказать вам о своих впечатлениях, расскажу немного о той обстановке, в которой верные Украинской православной церкви (неотъемлемой части Русской церкви) встречали Праздник. Сделаю это для тех, кто живёт за пределами Украины и не знаком с нашей «церковной ситуацией». И пусть не смущает неблаголепие отдельных фактов. Поверьте, для православных верующих Украины безумные выходки власти, националистов и раскольников – лишь досадные всплески болезни. Как если бы в семье появился больной никого не узнающий, злобный, с искажённым лицом. Все вздыхают, пытаются лечить, молятся за несчастного. Но сама семья живёт дальше в надежде на выздоровление.
Итак, по печальной традиции накануне основных событий – молебна и крестного хода (27 июля) и праздничной литургии в Киево-Печерской лавре в день памяти Крестителя Руси святого равноапостольного Владимира (28 июля) Украинская православная церковь слышала в свой адрес самые разные оскорбления и угрозы. Прямые угрозы поступали от нацистов «Свободы», «Азова», «Правого сектора», вдохновляемых анафемой Михаилом Денисенко и его организацией «киевский патриархат». Скрытые призывы к расправе, шельмования, клевета дурнопахнущим потоком лились из уст спикеров телеканалов и сайтов: «5 канал», «1+1», Istv, ZIK, «Обозреватель», РИСУ и множества им подобных.
В 13.00 27 июля, когда на Владимирской горке начинался молебен у памятника Крестителю Руси и предстоятель УПЦ Блаженнейший Онуфрий произнёс: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков», в пресс-центре «Главкома» начала работу широко разрекламированная конференция на тему «Политика и церковь. Крестные ходы». И в собрании «украинских религиеведов» (в большинстве не крещённых, не верующих и никогда не бывавших в храме) в присутствии телекамер обсуждали такие вопросы, как: «Крестный ход как политический инструмент» и «Проблематика крестных ходов двух патриархатов». Для непосвящённых замечу: «два патриархата» для украинских спецов по церковным делам – это «Московский патриархат» (так называют для большей ненависти нашу каноническую Церковь). И тот самый «киевский патриархат» – сборище националистов в рясах и без.
Забегая вперёд, скажу, что мил сердцу украинской медийной и державной власти, разумеется, оказался, как всегда, «киевский патриархат». И ничего, что УПЦ вывела на молитву крестного хода 100 тысяч верующих, а «филаретовцы» на свой «ход» едва наскребли 2 тысячи (да и то выручили участники карательной АТО). Не это главный момент при сравнении патриархатов. Главное то, что 28 июля, бредя по Киеву жиденьким ручейком, сторонники Денисенко вместо молитв кричали: «Слава нации, смерть врагам!» Нетрудно догадаться, к какому «богу» обращена такая молитва.
И чтобы завершить картину ненависти к Церкви Христовой со стороны властей, добавим: президент П. Порошенко получил приглашение от канонической УПЦ прийти 27 июля на молебен и крестный ход. Однако он трусливо не явился. И все знают почему – нацистов он боится больше, чем Бога. Зато назавтра, 28 июля, он разразился следующим канонически безграмотным и исторически лживым поздравлением, которое привожу в переводе с украинского: «Владимир Великий 1029 лет тому назад принял судьбоносное решение – крестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас до сих пор является Церковью-Матерью. Именно от неё мы ждём признания автокефалии украинской церкви – равной другим поместным православным церквям. И, естественно, духовно и административно независимой от Москвы. От страны-агрессора. Выбор христианской веры князем Владимиром был и европейским выбором».
Ложь здесь в каждой фразе. И про «церковь-мать» (Московская патриархия является для УПЦ законной Церковью-Матерью, признанной всем мировым православием). И про автокефалию (недавно патриарх Константинопольский Варфоломей в очередной раз отказал униату А. Парубию, приезжавшему к нему решать вопросы «самостийности» украинской православной церкви). Но, откровенно говоря, не хочется больше тратить время на этих обезумевших панов. Вернёмся к Празднику, который отмечал народ Украины.
* * *
27 июля день был ясный и не очень жаркий. Синоптики обещали дождь, но его не было. Зато после 11 утра к Владимирской горке стали сходиться и съезжаться тысячи верующих. На Крещатике стояли «рамки-искатели», полиция. Однако в этом году пропускали довольно благожелательно и не слишком обыскивали. Конечно, у памятника Владимиру и в прилегающих частях парка поместились далеко не все. Некоторые смотрели богослужение с помощью большого экрана, установленного на самом верху горки. Сначала я, стараясь запомнить, стал читать таблички с названиями епархий, которые прислали своих представителей. Но потом остановился. Здесь была вся Украина: Запорожье, Бердянск, Житомир, Тернополь, Винница, Умань, Шостка, Полтава, Днепропетровск, Кировоград. Это то, что я запомнил сразу. А ведь ещё были паломники из Белоруссии, Молдавии и Грузии.
Кстати, о языке. Вокруг говорили по-разному. Украинский, русский, характерный полесский суржик, малороссийский выговор полтавчан. Ну а молились на церковно-славянском. И в этом многообразии – особое лицо Украины, которое она обращает к Богу. И только проплаченные Западом политиканы и их прислуга могут желать насильно привести всех нас к одной мове и одной идеологии.
Молебен был кратким, минут двадцать. Никогда до этого дня я не видел так много собравшихся вместе архиереев. От золота облачений всё вокруг сияло. Некоторых владык я увидел так близко впервые. Митрополита Агафангела Одесского, архиепископа Луку Запорожского.
О чём молились? Конечно, за Русь Святую. Просили святого равноапостольного Владимира и Пресвятую Богородицу умолить Христа Бога даровать мир многострадальной Украине. Послать мир в души, погасить ненависть и войну. Видимо, не зря в этот день читалось Евангелие от Иоанна и звучали великие, святые слова о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.14:34, 35).
Когда высокий, статный архидиакон держал перед Блаженнейшим большое золочёное Евангелие, я вдруг узнал знакомое лицо. Отец Захарий. Молодой батюшка древнейшего в Киеве храма в честь пророка Ильи, построенного ещё княгиней Ольгой. Голос у отца Захария уникальный. Ему немного за тридцать. Прекрасное музыкальное образование. Его звали петь в оперу. Но он выбрал петь Богу. И когда я услышал его мощный молодой голос, поднимавшийся над молящимися и летевший в сторону Днепра, когда я увидел его сосредоточенное лицо с полузакрытыми глазами, я подумал, что отец Захарий сделал правильный выбор.
В конце молебна Блаженнейший Онуфрий обратился к собравшимся и ко всей Украине с поздравительным словом. «Святой князь Владимир, – говорил предстоятель, – является нашим духовным отцом, который возродил нас в купели Крещения, превратив наш народ из буйного и жестокого в добрый, благородный наполненный любовью народ. Мы сегодня празднуем и молимся святому князю Владимиру, чтобы он своими святыми молитвами и предстательством перед Престолом Божьим просил за нас нашего Творца и Создателя, чтобы Господь помог нам сохранить то наследие, дух и чистую православную веру, которую он когда-то принял и принёс на нашу землю. Чтобы мы были украшением своей земли и для всего мира».
Потом хор пропел многолетие Святейшему Патриарху Московскому Кириллу, митрополиту Онуфрию и всем православным архипастырям и пастырям. Епископат, несколько крупных чиновников и генералов приложились к Кресту, который держал предстоятель. А потом был крестный ход.
Десятки тысяч мужчин и женщин, стариков и детей во главе со священством двинулись с молитвой от памятника Владимиру к Киево-Печерской лавре. В центре шествия несли одиннадцать чудотворных икон Божией Матери, которые специально были собраны в Киеве в этот день. Вероятно, заступничество Богородицы и присутствие таких великих святынь привело к тому, что крестный ход дошёл до лавры беспрепятственно, весело и радостно. А чудотворные иконы были внесены в храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезный храм), где находились еще и назавтра, 28 июля.
Среди участников хода я узнал некоторых украинских политиков. Это, прежде всего, Вадим Новинский, многолетний друг и благотворитель нашей церкви. Были здесь депутаты Александр Вилкул и Юрий Бойко.
* * *
Но, разумеется, не политики, а верующие люди, народ Божий определяли лицо праздника – и во время хода, и в День Крещения Руси и памяти святого Владимира.
Именно этим людям, многих из которых я имею честь знать лично, хотелось бы дать слово.
Священник киевского храма Святых мучеников Адриана и Натальи, отец Игорь Шумак: «У меня сегодня было послушание помогать колонне с детками. Когда собирались на Владимирской горке, подходили все такие светлые и радостные. И с взрослыми детьми, и с маленькими, и с младенцами. И у меня сомнение запало в душу: как же такие маленькие одолеют пешком, под палящим солнцем путь, предназначенный взрослым. Знаете, одолели! Шли весёлые, невзирая на жару, подпевали взрослым и давали нам ценнейший урок мужества и веры».
Журналист Максим Костенко: «Вернулся с крестного хода. Впечатлений масса. Во-первых, шествие было очень и очень масштабным. По ощущениям – как в прошлом году, когда пришло около 100 тысяч людей. Уверен, что проверить это можно будет с помощью клеветников церкви. Если они будут везде трубить, что нас было около 10 тысяч, можно быть уверенным – они всё делили на 10. Из зависти и от бессилия.
Во-вторых, всё прошло так, как надо. Люди пели молитвы, несли иконы, радостно встречали своих друзей и знакомых, которых, возможно, не видели ещё с прошлого года.
В-третьих, было и много смешных ситуаций. Например, отрадно было видеть "боевых бабушек", которые, желая побыстрее выбраться с Владимирской горки и идти в начале колонны, стремительно штурмовали крутые склоны. Многие альпинисты могли бы им позавидовать».
Ольга Ткачук, профессор кафедры международных отношений Винницкого торгово-экономического института КНТЭУ: «Крестный ход – это свет, который может увидеть каждый человек. Если захочет начать лично с себя: осознать, что он делает не так, покаяться в своих грехах. Потому что крестный ход – это покаяние, то есть перемена ума. Человек, который начинает каяться, принимать участие в общей молитве, становится другим».
Архимандрит Алипий Светличный, настоятель Киевского храма святых апостолов Петра и Павла:«Безумцы изполицейского управления, представители отдельных украинских СМИ, ненавидящие Святую Церковь, неужели вы окончательно ослепли? Ваши три с половиной тысячи полицейских просто утонули в море православных людей на крестном ходе! Их почти не видно было! Если в прошлом году спорили о том: 70 тысяч, или 80 тысяч человек участвовало в крестном ходе, то ныне говорить о ста тысячах можно без всякого сомнения! Но вы играетесь, изображаете из себя глупцов и кокетливо настаиваете на своей близорукости. Вам удобно в очередной раз врать. А что изменится от вашего вранья? Стотысячный крестный ход произошел. Это уже запечатлённая история. А вы остались всё теми же лжецами в своём прошлом. Вам страшно? Вы боитесь такого количества православных христиан? И потому рассказываете себе успокаивающие сказки? Ну что ж, живите и дальше в своей гнусности. Мне вас жалко».
Было ещё одно замечательное слово, сказанное моим другом. Но я приведу его в конце своего рассказа.
* * *
А назавтра, 28 июля, Праздник продолжался уже в лавре. На площади перед Успенским собором служилась Божественная литургия. Вновь Блаженнейший Онуфрий говорил после чтения Евангелия похвальное слово святому князю Владимиру. И хотя среди службы пошёл тёплый, но густой дождик, люди раскрыли зонты и не уходили, продолжая молиться. Да и те, кто зонта не имел (как пишущий эти строки), тоже остались, прикрываемые зонтами рядом стоящими.
Интересно и важно то, что во время литургии Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий в честь праздника Крещения Руси и по случаю 25-летия Харьковского архиерейского собора удостоил сана митрополита четырёх архиепископов УПЦ и сана архиепископа трёх епископов.
Указы о возведении в сан зачитал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
За архипастырские труды в сан митрополита возведены управляющий Изюмской епархией архиепископ Изюмский и Купянский Елисей, управляющий Житомирской епархией архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, управляющий Нежинской епархией архиепископ Нежинский и Прилуцкий Ириней, управляющий Владимир-Волынской епархией архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир.
А сана архиепископа были удостоены епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Ирпенский Климент, епископ Новокаховский и Генический Филарет и епископ Боярский Феодосий, викарий Киевской митрополии.
Кстати, владыка Феодосий (Снигирёв) – это мой нынешний правящий архиерей. А ведь я знал его ещё молодым монахом, потом архимандритом. И вот теперь мысленно радуюсь и поздравляю.
Но, конечно, важнейшим и принципиальным является то (и потому я привёл имена владык), что все возведенные в новый сан – твёрдые сторонники единства Церкви, противники разбойной автокефалии. И не трудно догадаться, что в их лице Блаженнейший Онуфрий укрепляет каноническое, а не националистическое крыло УПЦ. Это его единомышленники.
После литургии в пятницу 28 люди не расходились. Наступил самый трогательный момент. Верующие, крестясь, двинулись к чудотворным иконам. И долго ещё прикладывались к образам Божией Матери. Каждый, наверное, просил о своём. Но вместе просили Пречистую о мире на Украине, о вразумлении заблудших.
Праздник в честь Крещения Руси, несмотря на ложь и клевету врагов Церкви (они и, правда, занимались делением – сначала делили количество верных УПЦ на десять, потом на двадцать), несомненно, удался.
* * *
А теперь, в заключение, приведу слова своего друга руководителя пресс-службы УПЦ (МП) Василия Семёновича Анисимова:
«На праздновании мы увидели другую, не официальную, не чиновную Украину. Это была Украина труда, Украина молитвы, Украина любви. Сколько замечательных лиц, сколько замечательных людей. Среди них начинаешь свободно дышать и понимаешь – не умерла, жива Украина. Была радость единения, которой в нашем государстве недостаёт. И только Церковь Христова показывает путь, что надо объединяться на любви и на прощении, а не на лжи, ненависти и общем горе. Давайте же объединяться вокруг своих древних символов и прежде всего христианства. Это душа народа. И если она не исчезнет, мы все будем едины».
К этим словам, пожалуй, нечего добавить. Скажу лишь, пусть Господь дарует нам ещё много-много лет праздновать и благодарить Его за Крещение и просвещение светом веры нашей духовной Родины – Святой Руси.