|
Святая Православная Церковь торжествует, отмечая праздник, которым знаменуется первая неделя Великого Поста, - Торжество Православия.
Этот праздник был установлен после Седьмого Вселенского Собора, на котором Святые Отцы осудили ересь иконоборчества. Приверженцы иконоборческой ереси отрицали почитание земной святости Пресвятой Богородицы и святых, обвиняли верных христиан в поклонении «тварному созданию» - иконе. Святые иконы уничтожались, претерпевали поругание, а почитавшие их христиане преследовались и зачастую принимали мученическую кончину.
В 843 году, в первое воскресенье Великого Поста, на службе в Софийском соборе Константинополя иконоборчество было предано анафеме. Так был установлен особый праздничный чин Торжества Православия, на котором Церковь перечисляет главные догматы, исповедуемые ею, и провозглашает анафему всем, отступившим от Истины.
Но ныне в нашей Церкви появились люди, отрицающие сие справедливое и святое Торжество. Или как иначе можно объяснить то, что в воскресенье Торжества Православия не во всех храмах и обителях провозглашается анафема отступникам от Истины?
Общеизвестно, что есть в Русской Православной Церкви люди, утверждающие, что раз католицизм и протестантизм не были анафематствованы на Вселенских Соборах, то они и не являются ересями. Однако это мнение ложно - оно не имеет подтверждения ни в Правилах Церкви, ни в святоотеческом наследии. К тому же, эти лжеучения были не раз анафематствованы на Поместных соборах. Но экуменисты - последователи новой, еще не анафематствованной ереси, состоящей в том, что все веры и церкви якобы берут начало от Бога и в равной степени благодатны - словно не замечают этого. По их мнению, люди, сами разделившись во мнениях, разделили и Церковь на православную, католическую и протестантскую. Теперь же они считают, что эту ситуацию якобы необходимо срочно исправить посредством соединения православных и католиков, а затем и присоединением к ним всех остальных «церквей». Эретикам экуменистам: анафема.
Чин анафематствований в неделю Торжества Православия
Последняя дореволюционная редакция чина Торжества Православия включала в себя следующие 12 анафематствований:
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мір сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема (трижды).
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема (трижды).
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: анафема (трижды).
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема (трижды).
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема (трижды).
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема (трижды).
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема (трижды).
8. Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема (трижды).
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема (трижды).
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема (трижды).
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании (на царство) дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания в них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема (трижды).
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема (трижды).
Послереволюционные и современные анафематствования:
13. Нечестивым отступникам, подъявшим руки на Помазанника Божия: анафема (трижды).
14. Гонителям Христовыя Церкви, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божия, истязующим братию нашу, осквернившим Отечество наше: анафема (трижды).
15. Отступающим от православныя веры и приемлющим иные на соблазн братиям нашим: анафема (трижды).
16. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема (трижды).
|
|